Главная - Кредиты
Экономические реформы правительства маргарет тэтчер. Маргарет Тэтчер: От бакалейной лавки до палаты лордов Реформы маргарет тэтчер

Маргарет Хильда Тэтчер, баронесса Тэтчер --71-й премьер-министр Великобритании (Консервативная партия Великобритании) в1979--1990 годах, баронесса с 1992 года. Первая и пока единственная женщина, побывавшая на этом посту, а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства. Премьерство Тэтчер стало самым продолжительным в XX веке. Получив прозвище «железной леди» за резкую критику советского руководства, она воплотила в жизнь ряд консервативных мер, ставших частью политики так называемого «тэтчеризма».

Идеи монетаризма и работы таких экономистов, как Милтон Фридман иФридрих фон Хайек. Совместно с канцлером казначейства Джеффри Хауока оказали существенное влияние на экономическую политику Тэтчер.Она проводила политику, направленную на снижение прямых налогов на доход и повышение косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость. С целью снижения темпов инфляции и объёмов денежной массы была увеличена учётная ставка. В свою очередь, для борьбы с бюджетным дефицитом применялись крайне непопулярные меры: сокращены дотации оставшимся государственным предприятиям, сокращена помощь депрессивным регионам, снижены расходы на социальную сферу. Урезание расходов на высшее образование привело к тому, что Тэтчер стала первым послевоенным премьер-министром Великобритании, окончившим Оксфордский университет, который не получил статус почётного доктора университета (против этого выступили не только студенты, но и проголосовал управляющий совет). Созданные ею колледжи городских технологий не пользовались большим успехом. Для контроля расходов в сфере образования посредством открытия и закрытия школ было учреждено Консолидированное школьное агентство, которое, по словам Фонда социального рынка, пользовалось «необычайно диктаторскими полномочиями».

Часть членов Консервативной партии из сторонников Эдварда Хита, входивших в Кабинет, не разделяла политику Тэтчер. После английских мятежей 1981 года в британских СМИ открыто заговорили о необходимости коренных изменений в экономическом курсе страны. Однако на партийной конференции консерваторов1980 года Тэтчер открыто заявила: «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!».

В декабре 1980 года рейтинг Тэтчер упал до 23 % -- самый низкий показатель, который когда-либо был у британских премьер-министров. После ухудшения ситуации в сфере экономики и углубления рецессии в начале 1980-х годов Тэтчер, несмотря на беспокойство со стороны ведущих экономистов, повысила налоги.

К 1982 году в экономике Великобритании наметились положительные сдвиги, свидетельствовавшие о её восстановлении: уровень инфляции снизился с 18 % до 8,6 %. Тем не менее впервые с 1930-х годов количество безработных составило свыше 3 млн человек. К 1983 году темпы экономического роста ускорились, а уровень инфляции и ставки кредитования по ипотеке достигли самых низких с 1970 года показателей. Несмотря на это, объём производства по сравнению с 1970 годом упал на 30 %, а количество безработных достигло своего пика в 1984 году -- 3,3 млн человек.

К 1987 году уровень безработицы в стране снизился, состояние экономики стабилизировалось, а темпы инфляции были относительно низкими. Немаловажную роль в поддержании экономики Великобритании играли доходы от 90-процентного налога на североморскую нефть, которые в течение 1980-х годов также активно использовались для реализации реформ.

Согласно опросам общественного мнения, Консервативная партия пользовалась наибольшей поддержкой среди населения, а успешные для консерваторов результаты выборов местных советов сподвигли Тэтчер назначить на 11 июня парламентские выборы, хотя крайний срок для их проведения истекал только через 12 месяцев. По результатам выборов, Маргарет сохранила за собой пост премьер-министра Великобритании на третий срок.

В ходе своего третьего премьерского срока Тэтчер провела реформу налогообложения, доходы от которого шли в бюджеты органов местного самоуправления: вместо налога, основанного на номинальной арендной стоимости дома, был введён так называемый «коммунальный налог» (подушный налог), который в прежнем размере должен был выплачивать каждый совершеннолетний житель дома. В 1989 году этот тип налога был введён в Шотландии, а в 1990 году -- в Англии и Уэльсе. Реформирование системы налогообложения стало одной из самых непопулярных мер в ходе премьерства Тэтче. Общественное недовольство вылилось 31 марта 1990 года в крупные демонстрации вЛондоне, в которых приняло участие около 70 тысяч человек. Демонстрации на Трафальгарской площади, в конце концов, вылились в беспорядки, в ходе которых 113 человек было ранено, а 340 человек -- арестован. Крайнее недовольство налогом среди населения заставило преемника Тэтчер, Джона Мейджора, отменить его.

Под руководством Маргарет Тэтчер в стране были осуществлены реформы, основанные на сочетании консервативных и либеральных идеалов (предприимчивости, конкуренции, бережливости, трудолюбия, личной ответственности) и неолиберальной экономической политике. Проведенные преобразования в значительной степени изменили облик Великобритании.

Ее кабинет взял курс на снижение налогов (прежде всего, с предпринимателей), развитие частного предпринимательства во всех сферах, жесткий монетаризм как средство борьбы с инфляцией, сокращение государственных расходов (особенно, на социальные нужды), уменьшение субсидий в промышленности, приватизацию предприятий и ограничение прав профсоюзов (в соответствии с принятым в октябре 1980 «законом о занятости»). Инфляцию удалось сдержать, но эта политика быстро привела к спаду производства, банкротствам, закрытию многих предприятий и массовой безработице, достигшей уровня «Великой депрессии» 1930-х. В течение лета 1981 в нескольких городах произошли мятежи. В Лейбористской партии усиливались левые и троцкисты; под их влиянием было принято решение о более тесной связи с профсоюзами и усилении государственного регулирования после возвращения партии к власти. Часть правых лейбористов откололась и в 1981 образовала Социал-демократическую партию, вступившую в союз с либералами.

Популярность Тэтчер начала стремительно падать, но ее внезапно спас конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982). Победа в военном столкновении не только способствовала распространению консервативных и националистических настроений в обществе, но доказала, что Тэтчер не зря получила прозвище «железной леди». В результате консерваторам удалось выиграть выборы в 1983, завоевав 397 из 650 мест в Палате общин, и приступить к разгрому своего главного «внутреннего» противника - профсоюзов. Были приняты новые законы о труде, которые значительно ослабили власть профсоюзов и их возможность вести забастовочную борьбу. Решающим столкновением стала забастовка шахтеров, которые протестовали против планов закрытия государственных угольных предприятий. Продолжавшаяся на протяжении года в 1984-1985 стачка закончилась полным поражением рабочих, поскольку другие профсоюзы, запуганные правительственными мерами, не осмелились придти им на помощь.

Консерваторы осуществили продажу государственных и муниципальных жилых комплексов, что позволило им с торжеством заявлять, что число собственников жилья в Великобритании впервые превысило число членов профсоюзов. Правительство Тэтчер не только закрывало или приватизировало убыточные государственные предприятия, но и акционировало и продавало вполне прибыльные из них. В 1986 власти распустили Совет Большого Лондона - столичный муниципалитет, считавшийся одним из оплотов левых лейбористов.

В североирландском вопросе консерваторы противились серьезным уступкам католической общине и продолжали курс на конфронтацию с Ирландской республиканской армией (в 1984 Тэтчер едва не погибла при взрыве бомбы, подложенной членами ИРА). В то же время они согласились предоставить правительству Ирландской республики определенные права на участие в управлении северной частью острова. Внешнеполитический курс кабинета Тэтчер характеризовался отстаиванием особых интересов Великобритании в Европе, возражением против расширения европейской интеграции и одновременным укреплением участия в НАТО и союза с США. В начале 1980-х британское правительство, несмотря на протесты общественности, поддержало решение о размещении в стране американских крылатых ракет, в 1986 разрешило провести американские бомбардировки Ливии с британских баз, а в 1990-1991 послало войска для боевых действий против Ирака в Персидском заливе. В рамках деколонизации получило независимость большинство из остававшихся британских заморских владений: Кирибати, Сент-Винсент (1979), Вануату (1980), Антигуа и Барбуда, Белиз (1981), Сент-Киттс-Невис (1983), (Бруней (1984)

Справившись с сопротивлением профсоюзов, предприниматели стали более охотно вкладывать деньги в развитие экономики. С 1983 британское хозяйство стало выходить из экономического спада. Среднегодовой рост производства составлял около 3%, но социальная цена этого оказалась высокой. Новые фирмы и рабочие места создавались преимущественно в южных районах Англии, тогда как промышленный Север и Центр страны оказались в запустении, там закрывались прежние производства и быстро росла бедность, которая еще более усугублялась продолжающимся сокращением расходов на социальные нужды. На выборах 1987 Север проголосовал против консерваторов, но им удалось удержаться у власти, получив 376 из 650 мест в Палате общин. Тэтчер смогла продолжить проведение неолиберальных реформ. Однако ее правление уже клонилось к своему закату. На фоне приостановке экономического роста и кризисных явлений в 1987 и 1989, рыночные преобразования в системе образования и здравоохранении, а также дальнейшее урезание социальных льгот не добавляли премьер-министру популярности. Введение независимого от уровня доходов «подушного налога» вместо налога на собственность вызвало в 1990 массовую кампанию гражданского неповиновения и крупнейшие демонстрации протеста в современной истории Великобритании. В самой Консервативной партии все Тэтчер сильнее критиковали сторонники валютной и политической интеграции Европы. 22 ноября 1990 она ушла в отставку. Ее преемник Джон Мейджор отменил подушный налог и обещал превратить Великобританию в «сердце Европы».

Экономическая политика Маргарет Тэтчер.

Введение. 1

Историография. 2

Экономическое развитие Великобритании в 70х - 90х гг. XX века. 4

Истоки экономической политики Маргарет Тэтчер. 4

Экономические реформы Маргарет Тэтчер. 6

Теория монетаризма. 6

Действия правительства М. Тэтчер в области экономики. 7

Завершение деятельности Маргарет Тэтчер как премьер-министра Великобритании. 13

Историческая роль экономической политики Маргарет Тэтчер. 15

Заключение. 19

Литература. 20

Введение.

Маргарет Тэтчер (р. 1925) - премьер-министр Великобритании в 1979 - 1990 гг. Ее по праву считают одним из политических лидеров столетия. Во многом она превосходила своих знаменитых коллег-мужчин, о ее колоссальной работоспособности ходили легенды, почти 12 лет избиратели доверяли ей самый высокий пост в стране.

Актуальность темы.

Маргарет Тэтчер пришла к власти в 1979 году на волне недовольства англичан неэффективной политикой лейбористов в 70-е годы. Экономическое положение Великобритании было бедственным. Норман Стоун, близкий советник Маргарет Тэтчер в 1980-х годах, пишет: «Самым ярким символом той эпохи были кучи мусора на улицах крупнейших городов страны, вокруг которых сновали голодные крысы. Приезжим из Европы, особенно из Германии, казалось, что они попадали в какую-то страну третьего мира... Таков был печальный финал послевоенной эпохи.» К 1990 году положение Великобритании существенно улучшилось. Стоун говорит об этом так: «Страна продемонстрировала такую способность к самовозрождению, которая удивила и самих британцев». Роль Маргарет Тэтчер в этом удивительном возрождении трудно переоценить. Ее идеи и настойчивое воплощение их в жизнь помогло Великобритании выйти из кризиса и решить многие проблемные вопросы.


В современном мире, особенно в России, вопрос управления государством в условиях острого экономического кризиса был и остается актуальным. Изучение мирового опыта, анализ различных моделей экономического развития при общей тенденции к глобализации экономики представляется необходимым условием продвижения успешной экономической политики в государстве. С этой точки зрения, путь развития экономики, предложенный Маргарет Тэтчер, не может не привлечь внимания.

Целью данной работы является проанализировать основные черты экономической политики Маргарет Тэтчер в их историческом контексте.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

§ Проанализировать основные изменения в экономике Великобритании, произведенные Маргарет Тэтчер;

§ Рассмотреть конкретные результаты ее деятельности;

§ Рассмотреть, как оценена деятельность Маргарет Тэтчер в историческом аспекте.

Историография.

Маргарет Тэтчер оставила глубокий след в британской и мировой истории. Многочисленные исследования посвящены собственно тэтчеризму как политическому и историческому феномену, а также отдельным его проявлениям во внутри - и внешнеполитической сферах. Разработке этой темы посвящены работы как британских, так и отечественных исследователей, среди которых ведущее место занимают исследования С. П.Перегудова, К. С.Гаджиева, С. Мадзоевского, Д. Марша и Р. Роудса, С. Пайнтера, Д. Ригана, П. Сенкера и др. Интересными представляются данные, опубликованные свидетелями исторических событий - лично встречавшихся с М. Тэтчер российского дипломата В. И. Попова и американского журналиста Криса Огдена. Наконец, нельзя не упомянуть книгу самой Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира», вновь подтверждающей ее взгляды как полотика-консерватора. Остановимся на книгах, явившихся основными источниками данной работы.

В работе С. П. Перегудова «Тэтчер и тэтчеризм» (М.,1996) присутствует и изображение незаурядной личности М. Тэтчер, и анализ явления «тэтчеризма», основополагающим элементом которого стал правый консерватизм традиционалистского толка. Перегудов подчеркивает, что эта политическая модель сложилась еще до прихода Тэтчер к власти, но только «железная леди» смогла приступить к ее реализации. Согласно источнику, сила британского консерватизма, а также британской политической системы, состоит в том, что они порождают лидеров такого типа, как Тэтчер, которые в случае необходимости обращаются и к нетрадиционным методам, способным обеспечить дальнейшее развитие и упрочнение британских традиций.

В книге Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира» можно выделить четыре больших блока вопросов. Во-первых, это подведение итогов ушедшей эпохи - размышления над уроками «холодной войны», прошлой и нынешней ролью США. Во-вторых, оценка путей развития России, Китая, Индии и стран Дальнего и Ближнего Востока. В-третьих, угрозы, которые представляют для мира нестабильность на Балканах, государства-изгои, исламский экстремизм и международный терроризм, а также стратегии, позволяющие противостоять им. И, наконец, - процесс интеграции в Европе, таящий в себе опасность незаметного расширения власти международных институтов в ущерб независимости национальных государств. Систему взглядов, которые представлены и последовательно отстаиваются в книге, сама Маргарет Тэтчер лаконично называет «консерватизм».


Крис Огден в книге «Маргарет Тэтчер. Женщина у власти: портрет человека и политика» (М., 1992) достаточно подробно описывает биографию Тэтчер, пытаясь объяснить её стремление к политике, мировоззрение и характер сложившимися в её семье традициями, политико-экономической ситуацией в Англии и другими, казалось бы совершенно случайными, факторами. Главная задача автора состоит в том, чтобы рассказать о Маргарет Тэтчер не как о суровом политике, а как об обычной женщине, которая сумела преодолеть множество трудностей, стремясь к своей цели, создать образ сильной, волевой женщины, скрывающей свои проблемы, волнения и страхи под маской всемогущей, неустрашимой и идущей всегда только вперед "железной леди". Источник рассказывает о личной жизни Тэтчер, ее детских годах и скрытых от посторонних эмоциях.

И., видный российский дипломат, бывший ряд лет послом СССР в Англии, использовал личные встречи и беседы с М. Тэтчер в Лондоне и Москве, а также опубликованные недавно в Англии мемуары самой Тэтчер для написания книги «Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд советского дипломата» (М.,2000). Источник подробно характеризует личность «железной леди» и события, сопровождавшие ее на политической арене. Анализируя экономическое положение Великобритании и его изменения при Маргарет Тэтчер, автор использует статистические данные. Эти данные свидетельствуют, что стереотип «разрушения социальной сферы» при тэтчер не совсем соответствует действительности. При Тэтчер выросли пенсии, доходы работающих англичан, существенно увеличилось число собственников жилья и количество акционеров. Однако автор демонстрирует и негибкость политики Тэтчер, ее намерения все доводить до намеченного завершения, не удовлетворяясь полумерами и компромиссами.

Экономическое развитие Великобритании в 70х - 90х гг. XX века

Истоки экономической политики Маргарет Тэтчер

XX век - это время исторических событий, происходивших как в отдельных странах, так и захвативших целые континенты, оказавших влияние на весь мир. Человечество оказалось перед лицом глобальных политических и экономических процессов, взлетов и кризисов и искало новые пути решения ранее неизвестных проблем. Одной из таких проблем стал экономический кризис 1974-1975 гг. В общей цепи циклических кризисов перепроизводства этот занимает особое место. Он совпал со всплеском инфляции, которая вела к ломке сложившейся структуры внутренних цен, затрудняла получение кредита, тормозила выход из кризиса. На все это наложился энергетический кризис, приведший к нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнивший нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировавший всю сферу финансово-кредитных отношений. Стремительный рост цен на нефть стимулировал изменения в отраслевой структуре экономики. Мощный импульс получило развитие новых энергосберегающих технологий.

В результате нарушения международного валютного обмена и все большего несоответствия принципов Бреттонвудской валютной системы новым условиям под вопрос были поставлены ее основы. Уже на рубеже 60-х - 70-х годов заметно снизилась покупательная способность доллара. В западном сообществе стало быстро нарастать недоверие к доллару как основному средству расчетов. В 1972-1973 гг. правительство США дважды осуществляло девальвацию доллара. В марте 1973 года в Париже ведущие страны Запада и Японии подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют , а в 1976 году МВФ отменил официальную цену на золото. Лишь во второй половине 80-х годов удалось выработать более или менее устраивающую страны Запада формулу взаимоотношений в этой сфере.

Экономические проблемы 70-х годов становились особенно актуальными на фоне набиравшей все больший размах и приобретавшей черты перманентного процесса научно-технической революции (НТР). Основным содержанием этой новой фазы развития НТР стала массовая компьютеризация производства, внедрение компьютеров в самые различные сферы производства и управления. Это дало толчок к началу сложного процесса структурной перестройки экономики и постепенному переходу всей западной цивилизации в новую фазу, которую окрестили «постиндустриальным» или «информационным» обществом. Развитие автоматизации, информатики и их распространение на все сферы хозяйственной деятельности оказывало пусть опосредованное, но от этого не становящееся менее весомым воздействие на все стороны эволюции человеческой цивилизации. Прежде всего, заметно ускорились процессы интернационализации всей хозяйственной жизни. Гигантская концентрация в производственно-финансовой сфере, характерная для всего XX века, в это время осуществила качественный скачок: Транснациональные корпорации (ТНК) начали определять лицо западной экономики. В первой половине 80-х годов на долю ТНК приходилось уже 60% внешней торговли и 80% разработок в сфере новых технологий . ТНК с каждым днем все более реально претендуют на роль основы всей хозяйственной жизни Запада.

Экономический кризис 1974-1975 гг. сыграл важную роль в глубоком преобразовании экономики Запада. Это был весьма болезненный процесс, особенно на первом этапе (вторая половина 70-х годов), сопровождавшийся большими социальными издержками: увеличением безработицы , ростом стоимости жизни, возрастанием числа людей, выбитых этими изменениями из привычной жизненной колеи и т. д. В 80-е годы перестройка начала приносить отдачу, особенно в США, Англии, ФРГ. Внедрение новейших технологий способствовало значительному скачку в повышении производительности труда. Новые условия требовали свежих концептуальных решений, касающихся выработки адекватных потребностям дня методов регулирования социально-экономических процессов. Прежняя кейнсианская методика решения этих проблем перестала устраивать правящую элиту ведущих стран Запада. Традиционные кейнсианские рецепты, заключавшиеся в росте государственных расходов , снижении налогов и удешевлении кредита, порождали перманентную инфляцию и все более возраставший бюджетный дефицит . Критика кейнсианства в середине 70-х годов приобрела фронтальный характер. Постепенно складывалась новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее ярким представителем которой на политическом уровне и стала М. Тэтчер.

Министерство образования РФ

Петрозаводский государственный университет

Кольский филиал

ДОКЛАД

Тема экономические реформы М.Тэтчер

Студент

Группа Специальность

Факультет экономический

Отделение очное

Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый ТЭТЧЕРИЗМ

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, кото­рая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхо­да страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными инте­ресами и шантажировали крупных предпринимателей уг­розами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осу­ществляемая медлительной и становящейся все более гро­моздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элемен­тов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициа­тива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозгла­шенный консерваторами возврат к "викторианским цен­ностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятель­ность, примат права личности и т.д.

М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговре­менного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших госу­дарству отраслей промышленности. Она выступила про­тив корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица.

Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консер­ваторами, было принятие законов, которые значительно су­зили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с за­бастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г.

В 1979 г. на долю национализированных отраслей про­мышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом ле­ности и неэффективности. Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффектив­ности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элемен­тов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобщес­твленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собствен­ность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой про­мышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промыш­ленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Широкая продажа этих отраслей промышленности зна­чительно увеличила число держателей акций, которые бы­ли непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составля­ли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США.

Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государ­ства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведе­ны из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддержива­лись специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка.

Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом эко­номического прогресса, причем эта конкуренция все боль­ше переносилась в сферу ценообразования, где соперни­чавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

Еще одно важное направление в экономической програм­ме консерваторов - это упор на развитие мелкого и средне­го бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживал­ся с крупными монополиями, дополнял их даже в самых сов­ременных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы ока­зались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяй­ственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.

Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специ­фических особенностей английской экономики была высо­кая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосми­ческая отрасли, остальные же большей частью были связа­ны с международными корпорациями.

Следствием проводимой правительством М.Тэтчер эко­номической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неде­лю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. про­изводительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.

Еще более убедительным был рост эффективности ис­пользования основного капитала - капиталоотдачи. Ан­глия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

Большое значение в программе перестройки британ­ской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на мес­тный бюджет, а в итоге - на плечи государства. Прави­тельство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью пра­вительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жиль­цам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительс­тва стало то, что значительно увеличился процент домо­владельцев - с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.

Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, эко­номики Англии, явились принятие закона о снижении стан­дартной ставки подоходного налога, сокращение численнос­ти государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума- их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вме­шательства в решение сугубо хозяйственных задач.

Достаточно трудноразрешимой задачей для правительс­тва М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %.

Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие приз­наки перехода к новой стадии подъема - расширились объемы предоставленных кредитов, достигли "пика" кур­сы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

Наиболее динамичными факторами внутреннего спро­са были потребительские расходы населения, которые вы­росли на 6,5 %, и частные капиталовложения, рост кото­рых составил 10,3 %. Быстро росло производство в базис­ных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышлен­ности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зару­бежных товаров. Среди компонентов спроса особенно ус­тойчиво за годы подъема расширялось личное потребле­ние. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.

Важную роль в стимулировании потребительских рас­ходов населения играло также активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной сфере, внедре­ние современной расчетной электронной техники подстег­нули конкуренцию, кредит стал более доступным для ши­роких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строи­тельными обществами, другими специализированными об­ществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. ф.ст. В структуре потребления опере­жающими темпами росли расходы на товары длительного потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8 % в 1987 г., и в первую очередь на автомобили, бытовую элек­тронику, персональные компьютеры, жилье.

ЛИДЕРЫ НАЦИИ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Экономические реформы Маргарет Тэтчер давно стали общепризнанной классикой. Но в 70–80-х годах прошлого столетия они были осуществлены лишь благодаря несгибаемой воле Железной Леди

Маргарет Хильда Тэтчер вошла в историю как основатель нового экономического курса - «тэтчеризма», с помощью которого удалось победить кризис в Великобритании конца 70-х–начала 80-х годов. Основные усилия ее правительства были направлены на приватизацию предприятий, сворачивание социальных программ и внедрение принципов монетаризма в финансово-экономической сфере. Время правления Тэтчер стало этапом активного развития частного бизнеса и психологической перестройки британцев: большинство их считало, что государство должно обеспечить им определенный набор социальных гарантий. Ей пришлось разрушить сложившуюся за многие столетия психологию «всеобщего благополучия», которое было обеспечено высоким уровнем налогообложения, и прививать новую систему ценностей, где каждый должен был рассчитывать на себя. Такой инновационный подход не только обеспечил Британии постепенный выход из кризиса, но и доказал, что капитализм является гибкой системой, способной принимать новые правила игры и адаптироваться в зависимости от политической и экономической ситуации.

От «молочного грабителя» до Железной Леди

Маргарет Тэтчер (девичья фамилия Робертс) родилась в 1925 году в городе Грантэме графства Линкольншир. Ее отец Алфред Робертс был бакалейщиком, мать Беатрис Стивенсон - белошвейкой. Отец Маргарет был заметной фигурой в небольшом городке, поскольку помимо занятия бизнесом, он в разные периоды времени исполнял обязанности муниципального советника и члена городского управления. Маргарет Робертс с детства привыкала много работать: после уроков в школе помогала отцу в лавке, регулярно выступала концертмейстером в методистской церкви, прихожанами которой были ее религиозные родители.

Окончив школу, 18-летняя Маргарет поступила в Оксфордский университет на химический факультет (специализация - рентгенокристаллография), затем работала научным сотрудником в химических лабораториях сначала Мэннингтона, а потом - Лондона, куда она перебралась, реализовав давнее желание жить в столице. Но уже в это время ее главным интересом была политика. Еще в студенческие времена она стала членом Консервативной ассоциации (основного звена партийной организации консерваторов на местах) и помимо занятий по специальности посещала лекции и практические занятия по ораторскому искусству.

В 1948 году Робертс предприняла попытку попасть в парламент, и, как следовало ожидать, проиграла - шансы вчерашней выпускницы стать парламентарием в 23 года практически равнялись нулю. Во время предвыборной кампании она познакомилась с Дэнисом Тэтчером , за которого через два года вышла замуж. В 1951-м Маргарет поступила на юридические курсы, поскольку понимала, что такая квалификация необходима ей для успешной деятельности в сфере политики. Спустя два года она родила близнецов Марка и Кэрол, в том же 1953-м получила диплом юриста и последующие пять лет работала специалистом по патентному и налоговому законодательству.

В 1959 году Тэтчер наконец прошла в парламент - от избирательного округа Финчли (северная часть Лондона). В своей первой парламентской речи она выступала против лейбористов и защищала право журналистов присутствовать на заседаниях местных советов, после чего муниципалитет Финчли официально заявил, что не разделяет мнение члена парламента. Далее она направила свою деятельность против повышения налога на доходы корпораций. В октябре 1961-го Тэтчер от консервативного премьера Гарольда Макмиллана получила предложение занять должность парламентского секретаря министерства по делам пенсий и социального страхования (аналог заместителя министра). Заняв эту позицию, Тэтчер развернула борьбу против повышения пенсий, делая акцент на интересах налогоплательщиков, обеспечивавших наполнение пенсионного фонда. Подобные инициативы не добавляли популярности среди населения, а ее предложение возобновить наказание розгами молодежи за мелкие правонарушения вызвало сильный всплеск народной неприязни.

За последующие три года Тэтчер сменила должности заместителя министров финансов, транспорта и жилищного строительства. В 1970-м в возрасте 45 лет она возглавила министерство просвещения и науки. Самой запоминающейся акцией на этом посту стала отмена выдачи бесплатного молока для детей с целью экономии. Оппозиция попрекала Тэтчер, называя «молочным грабителем», обыватели тоже были недовольны, а газетчики называли «самой непопулярной женщиной». Но это никоим образом не отразилось на решении министра, которую в будущем назовут Железной Леди. Итак, к началу 70-х Тэтчер знала вся Британия, только известность эта носила отрицательный характер.

В 1974 году произошла общенациональная шахтерская забастовка, в результате которой консервативное правительство Эдварда Хита было вынуждено уступить требованиям бастующих. После этого в 1975-м на досрочных выборах консерваторы потерпели поражение. Тэтчер выставила свою кандидатуру на пост лидера партии консерваторов и победила. Заняв новый пост, она заявила, что необходимо увеличить военные расходы и противостоять возникновению новых коммунистических режимов. Именно тогда Тэтчер получила прозвище Железная Леди, которым она обязана советским журналистам. В 1976 году Тэтчер во время выступления в парламенте предположила, что наращивание мощи советского флота указывает на возможные претензии страны на мировое господство. В ответ на это заявление, сделанное, скорее всего, ради резонанса вокруг своей персоны, в советской газете «Красная звезда» вышла статья «”Железная дама” стращает». В Англии словосочетание «железная дама» перевели как «железная леди». Это прозвище понравилось Тэтчер и впоследствии стало частью ее предвыборной агитации на парламентских выборах 1979-го (слоган «Британии нужна Железная Леди»). Третьего мая 1979 года консерваторы победили, получив 43,9% голосов и 336 мест в Палате общин, а на следующий день Тэтчер стала премьер-министром Великобритании. На этом посту она проработала одиннадцать с половиной лет, за которые сменились три президента США и четыре Генеральных секретаря ЦК КПСС.

Конец 70-х был одним из самых сложных периодов в британской экономике. Годовая инфляция за пять лет возросла с 10,6% (в 1971-м ) до 15% (в 1976-м ), что являлось непривычно высоким показателем для страны, привыкшей гордиться своим крепким фунтом стерлингов. До прихода Тэтчер лейбористское правительство пыталось решить экономические проблемы путем регулирования монополий, что привело к торможению хозяйственного развития страны. Для выхода из кризиса требовался другой подход к экономической политике. В своей предвыборной программе Маргарет Тэтчер провозгласила основные принципы нового экономического курса, который в будущем получил название «тэтчеризм». В его основе лежал проект оздоровления экономики, предложенный американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1976 года Милтоном Фридманом - так называемая монетарная концепция. Ее целью было жесткое ограничение денежной массы для удержания низких темпов инфляции. В число приоритетов также входило ослабление налогового контроля, активизация кредитно-денежных отношений и снижение прямого налогообложения частных лиц и предпринимателей. Кроме того, премьер-министр выход из экономического кризиса видела в отказе от субсидий обанкротившимся предприятиям, приватизации государственных промышленных объектов, а также в урезании прав профсоюзов.

Война на трех фронтах

На фоне введения непопулярных экономических реформ Маргарет Тэтчер блистательно провела резонансную политическую операцию, значительно повысившую ее политический вес. В 1982 году Аргентина предприняла попытку захватить принадлежавшие Великобритании Фолклендские острова, высадив десант, который заставил капитулировать немногочисленных находившихся на островах британских военных. Вторжение вызвало бурную реакцию в Англии, после чего Тэтчер решила показать, кто в доме хозяин, и предложила начать военные действия. Соединенные Штаты и ООН пытались выступать в роли посредников, но премьер однозначно заявила о невозможности переговоров. К островам было направлено 70 боевых кораблей, англичане, затопив аргентинский крейсер, высадились на острова, и противник капитулировал. Операция заняла всего лишь два месяца.

Эту войну британские политики осуждали из-за несвоевременности (в период, когда Великобритания боролась с кризисом, военные действия выглядели неуместными) и чрезмерной радикальности выбранных средств. Но зато Тэтчер в очередной раз подтвердила репутацию жесткого политика, готового ради своих целей предпринимать решительные действия, а победа повысила оценку премьера согражданами. Перед войной предпочтение ей отдавали лишь 24% респондентов, а в июне 1982-го ее правительство поддержали 45,5% британцев. В консервативной партии быстро смекнули, что самое время объявлять о досрочных выборах в парламент. После фолклендских событий премьер была на сто процентов уверена в победе - ее воспринимали как ведущего политика мирового масштаба, а «железная хватка», проверенная не на согражданах, импонировала всё бОльшему числу избирателей. Результаты выборов оправдали ожидания: консервативная партия победила, получив 60% мест в парламенте, а Маргарет Тэтчер сохранила за собой премьерское кресло на второй срок.

И тогда Железная Леди решилась на главные дела своей жизни. Одним из наиболее важных направлений экономической реформы стала приватизация предприятий, направленная на повышение эффективности производства. Так, например, в 70-х годах государство контролировало 95,1% акций крупнейшей компании British Motor Leyland Corporation , а 93,5% стали в стране производила Британская стальная корпорация, также принадлежавшая государству. За три неполных года, с августа 1984-го по май 1987-го, были переданы в частную собственность девять крупнейших концернов, что составило 33% всей государственной собственности в области телекоммуникаций, предприятий металлургической, нефтяной и газовой промышленности, воздушного транспорта. Государственным компаниям, не ставшими объектами приватизации, была предоставлена бОльшая самостоятельность в ведении хозяйственной и финансовой деятельности. При этом цены на производимые ими товары определялись в соответствии с рыночными условиями.

Серьезной проблемой для правительства Тэтчер оставалось ограничение деятельности профсоюзов. С ее подачи в 1984 году был принят закон о профсоюзах, в соответствии с которым предусматривалось обязательное тайное голосование трудящихся перед забастовкой и ограничение в деятельности политических фондов профсоюзов. В этом же году Национальное управление угольной промышленности сообщило о намерении закрыть несколько нерентабельных шахт, что вызвало бурную реакцию профсоюзов. Ожидая предстоящую многонедельную схватку с представителями угольной промышленности, правительство заблаговременно приняло меры. Электростанции запаслись дополнительными 20 млн тонн угля, что могло обеспечить им пять месяцев безостановочной работы. Тэтчер противопоставляла интересы профсоюзов интересам предпринимателей, говоря о том, что правительство стремится оптимизировать процесс управления угольной промышленностью, а профсоюзы пытаются сохранить неприбыльные шахты за счет средств налогоплательщиков. Атака началась, когда подходил к концу отопительный сезон: 1 марта 1984 года Национальное управление угольной промышленностью объявило о закрытии одной из шахт в графстве Йоркшир. После этого местное отделение профсоюза горняков проголосовало за проведение забастовки на территории всего Йоркшира, в результате чего из 195 тыс. шахтеров в стране начали бастовать 150 тысяч.

Правительство держало паузу до сентября, затем началось судебное расследование, которое признало забастовку и пикетирование незаконными из-за нарушения процедуры голосования перед началом акции. Национальный профсоюз горняков был оштрафован на 200 тыс. фунтов стерлингов. К зиме стачка стала постепенно сворачиваться, а в марте 1985-го Национальный профсоюз горняков прекратил забастовку, продолжавшуюся 51 неделю. В результате страна недополучила угля на два миллиарда долларов, зато влияние профсоюзов на экономическую жизнь было сильно ослаблено.

Реформы и их последствия

Существенную роль в оздоровлении экономики сыграло принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога и сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Количество центральных министерств было сведено до минимума - осталось 16 министерств, среди которых почти не было отраслевых. Это было выгодно для госбюджета и ограничивало степень вмешательства государства в хозяйственные вопросы, что также облегчало жизнь предпринимателям.

Стабильно увеличивалось число владельцев мелких фирм (во второй половине 80-х открывалось в среднем до 500 компаний в неделю). Благодаря тому, что развитие мелкого и среднего бизнеса стало одним из приоритетов правительства Тэтчер, это направление постепенно стало важной составляющей в структуре экономики Великобритании. Небольшие компании могли быстро реагировать на изменения экономического климата (инфляция, изменения в структуре спроса и потребления) и в отличие от промышленных гигантов скорее адаптировались к новым условиям рынка.

В результате проведенных реформ постепенно начала сокращаться численность рабочего класса, относящегося непосредственно к производству. При этом росла численность персонала, занятого в сфере обслуживания, увеличилась прослойка высокооплачиваемых менеджеров среднего и высшего звена, поскольку важным стало эффективное управление производством.

Безработица постепенно шла на спад. К моменту прихода Железной Леди к власти в 1979-м количество незанятых достигало трех миллионов, что составляло 9,8% рабочей силы, а к 1989 году без работы оставались 1,9 млн человек, или 6,8% рабочей силы. В рамках борьбы с безработицей в 1988 году правительство Тэтчер начало программы профессионального обучения безработных производственным специальностям с последующим трудоустройством. Ежегодно таким образом обучали около 600 тыс. человек, а общая стоимость годовой программы составляла 1,4 млрд фунтов стерлингов.

Ощутимый подъем экономики начался с середины 1985-го, но до 1987-го он не был стабильным. Во второй половине 1987 года экономический рост ускорился, увеличилось кредитование, пошли вверх фондовые индексы, цены на жилье. Потребительские расходы населения выросли на 6,5%, а частные капиталовложения - на 10,3%. Динамично развивалось производство в наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности и жилищном строительстве. До этого значительная часть населения арендовала жилье у местных властей, но правительство приняло решение помочь большинству британцев стать владельцами жилья. Был принят закон, который обязывалместные власти продавать арендаторам дома по льготным ценам. В итоге к 1989-му процент домовладельцев вырос с 52 до 66% и в последующие годы продолжал увеличиваться. Доход на душу населения за десять лет повысился на 23%. С 1980-го по 1989-ый долларовый ВВП Великобритании увеличился на 60%.

К концу 80-х 64% жителей имели собственные дома, свыше 70% были автовладельцами, и более половины британцев могли позволить себе полностью платить за обучение детей.

Полностью удовлетворить растущий спрос за счет национального производителя не удавалось, поэтому начался невиданный ранее приток зарубежных товаров. Немалую роль здесь также сыграли доступность и широкое использование кредитов. В 1988 году сумма предоставленного потребительского кредита достигла 42 млрд фунтов стерлингов. Это привело к внешнеторговому дисбалансу - с 1985 года импорт товаров рос втрое быстрее, чем экспорт. Кроме того, повышение курса фунта стерлингов поднимало себестоимость английских товаров, что существенно понизило конкурентоспособность экспортеров. Тем не менее в 80-е годы Британия была единственной из ведущих стран мира, где происходил рост совокупного показателя эффективности производства - в других государствах «Большой семерки» он либо не менялся, либо снижался. Инфляция, которая в 1980 году составляла 16%, в 1983-м замедлилась до четырех процентов и в последующие годы не превышала шести процентов.

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Современный «тэтчеризм»

Если бы Маргарет Тэтчер стала президентом Украины в 2010 году, то, скорее всего, попыталась улучшить экономическую ситуацию теми же методами, что и у себя на родине в конце 70-х годов прошлого века. «Тэтчеризм» тридцатилетней давности вполне подходит для нашей сегодняшней экономической ситуации. Проблемы украинской экономики конца 2000-х похожи на те, с которыми столкнулась Британия - инфляция, безработица, засилье монополий, сложности с ведением предпринимательской деятельности из-за дороговизны кредитов и высоких налогов.

Поддержка малого и среднего бизнеса путем снижения налогов и уменьшения процентных ставок при кредитовании могла бы стать импульсом для развития предпринимательства. Возможно, так же, как и в Англии, Тэтчер пошла бы по пути сокращения льгот и социальных выплат, что вряд ли принесло бы ей популярность среди широких слоев населения, но зато способствовало бы сокращению дефицита бюджета и стабилизации обменного курса и цен. Приватизация государственных объектов могла бы привести к росту производительности и наполнению рынка товарами национального производства. Скорее всего, оценив природные ресурсы и экспортные перспективы сельского хозяйства Украины, она уделила бы должное внимание его развитию и приняла бы меры для поддержания национальных производителей.

Еще одна сфера, которая потенциально могла бы заинтересовать Тэтчер, - это развитие инновационных технологий и инвестирование в науку. Имея привычку просчитывать свои действия далеко вперед, такой президент, скорее всего, постарался бы не упустить возможность найти и занять украинскую нишу в области наукоемкого производства будущего, тем самым остановив утечку мозгов.

 


Читайте:



Как отразить в учете приобретение гсм по топливным картам

Как отразить в учете приобретение гсм по топливным картам

Топливные карты бывают: денежными (выдаются на определенный лимит стоимости ГСМ); литровыми (выдаются на определенный лимит объема ГСМ). Совет : в...

Что такое "прямые выплаты" от ФСС и в каких регионах выплачивают такие пособия?

Что такое

В случае болезни или материнства работнику выплачивается пособие . По сути, пособие - это выплата страховки. При этом работодатель является...

Оперативный займ «911» делает жизнь легче Коротко о компании

Оперативный займ «911» делает жизнь легче Коротко о компании

Микрофинансовая организация Кредит 911 занимается выдачей быстрых займов. Компания работает по всей территории России, деньги можно получить...

О программе предоставления субсидии в деталях

О программе предоставления субсидии в деталях

Разработанная в 2002 году федеральная программа «Жилище», до сих пор не утратила актуальности. Она позволяет гражданам разных категорий улучшить...

feed-image RSS