Реклама

Главная - Разное
Интеграция. Что такое интеграция? Международная экономическая интеграция Что такое процесс интеграции

Знаете, как делают булатный клинок? Берут несколько полос из твердой стали и несколько полос из вязкого низкоуглеродистого железа. Складывают их вместе, нагревают в кузнечном горне и начинают ковать, сваривая ударами все полосы вместе в один прут. Остужают, снова нагревают и опять куют. После нескольких сеансов такой обработки прут приобретает совершенно новые свойства. Металл в нем становится твердым, как сталь и упругим, как железо, а на поверхности откованного клинка появляется узор. Было два металла, а получился один, ни на один из прежних не похожий.

Вот это и есть интеграция. Несколько частей объединяются вместе, причем так, что это новое объединение уже не разъединишь. Между частями образовались крепкие связи, они слились, стали одним целым, новым соединением, сплавом, сущностью, с новыми свойствами.

Само слово интеграция происходит от латинского слова «integratio» - «соединение». К этому же слову восходит и математический термин «интеграл» - сумма бесконечно большого числа бесконечно малых величин.

Очень существенно, что интеграция – это процесс. Объединяемые части не остаются в прежнем состоянии, а начинают взаимодействовать друг с другом, изменяя одна другую, теряя прежние свойства и приобретая новые. Если по истечении определенного времени объединенные части уже никакими усилиями не разорвать, значит произошла интеграция, образовалась новая сущность.

Интеграция может происходить в самых разных сферах жизни, науки и техники. Рассмотрим несколько примеров.

1. Экономическая интеграция - это процесс, в ходе которого происходит сближение, взаимное приспособление и сращивание предприятий, отраслей и даже национальных хозяйственных систем.

Например, в Европе в конце 19-го и в начале 20-го века происходило объединение добывающих и перерабатывающих предприятий в горно-металлургические комбинаты. Мелкие шахты и заводы сливались в одно предприятие с единым руководством и общей инфраструктурой. Это приводило к уменьшению потерь и повышению качества и конкурентоспособности. При этом процесс производства на каждом из объединенных предприятий изменялся настолько, что по прошествии нескольких лет они становились совсем другими.

Другой процесс, происходивший в то же время в экономике, представлял собой объединение промышленных предприятий под эгидой банков (образование промышленно-финансового капитала). В результате появлялись мощные и агрессивные монополии, которые впору было бы сравнить с экономическими дредноутами. Взаимное слияние – что характерно – изменяло как характер производства, так и характер банковской деятельности.

В наше время и, можно сказать, на наших глазах произошла удачная интеграция экономик европейских государств в единый Европейский союз. Эта интеграция началась после Второй мировой войны и прошла несколько этапов: таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. В настоящее время многие европейские предприятия межнациональные, а государственные границы перестали играть важную роль в экономической жизни (да и в политической жизни тоже).

Одновременно – и мы тоже являлись этому свидетелями – неудачей закончилась попытка хозяйственной и национальной интеграции в рамках Советского Союза. Экономика СССР оказалась недостаточно интегрированной. Новой единой общности, советского народа, о которой твердили коммунистические пропагандисты, тоже не получилось. Хотя в гимне СССР и пелось о «Союзе нерушимом республик свободных», союз этот оказался вполне «рушимым». Вероятно, интеграционные процессы еще не продвинулись достаточно далеко. А может быть, никакой реальной интеграции и не проводилось?

2. Социальная интеграция. Этот процесс происходит в обществе постоянно на самых разных уровнях. Поступая на учебу или на работу, каждый из нас становился членом коллектива. Если вспомнить собственный опыт, процесс вхождения в коллектив всегда непрост и не всегда приятен.

В книге бельгийской писательницы Амели Натомб (Amélie Nothomb) «Страх и трепет» описан случай абсолютно неудачной социальной интеграции европейской девушки в японский рабочий коллектив. Девушка не смогла усвоить японские нормы поведения, японцы не смогли (или не захотели) принять ее в качестве «своей». По этой книге снят фильм – рекомендую посмотреть.

А вот в романе Джеймса Клавелла «Сегун» и в снятом по мотивам этого романа фильме дается пример удачной социальной интеграции в той же Японии, правда в 17-м веке. Англичанин становится правителем страны!

Сейчас многие смотрят турецкий сериал «Великолепный век», в котором показан пример не менее успешной социальной интеграции. Девушка с Украины Роксолана стала женой османского султана Сулеймана Великолепного.

А вот удачной ли была социальная интеграция мавра Отелло в Венецианской республике, предоставляю подумать читателям.

Россия стоит сейчас перед большой задачей социальной интеграции так называемых гастарбайтеров из мусульманских стран, бывших союзных республик СССР. Чем закончится этот процесс – одному Богу известно. Тем более, что «сверху» никакой работы в этом направлении не производится.

3. Интеграция информации. Этот процесс происходит в информационных системах, когда возникает необходимость совместного использования собранных разными ведомствами информации. При интеграции информации может происходить слияние баз данных либо преобразование данных «на лету» с помощью специальных программ. В любом случае по прошествии определенного времени базы данных, даже если они по-прежнему принадлежат разным ведомствам, разделить уже невозможно. Как правило, в результате образуется новая база данных совместного использования. Каков практический результат для простых людей? По одному идентификационному номеру государственные и промышленно-банковские структуры могут получить о нас всю информацию. С одной стороны - "стрёмно": все мы находимся "под колпаком". С другой стороны - удобно: количество необходимых документов можно уменьшить практически до одного, удостоверения личности. Никаких справок, никаких ведомостей и отчетов!

4. И, так сказать, на сладкое, хочу отметить, что сообщество "Топ автор.ру" сейчас тоже находится в процессе интеграции. Из отдельных авторов образуется определенный коллектив. Не скажу - единомышленников, но сотрудников. Мне кажется, что процесс интеграции здесь идет недостаточно эффективно. Может быть, это вследствие того, что нас еще слишком мало? Не набралась, так сказать, критическая масса? Или мы не слишком деятельны? Или же администрация должна дополнить сайт каким-либо новым функционалом? Снова предлагаю подумать об этом читателям.

УДК 330.190.2

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МЕЗОУРОВНЕ

© Светлана Вячеславовна ПОЗДНЯКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры налогов и налогообложения, e-mail: [email protected]

В статье представлена трактовка категории «интеграция», предпосылками которой выступают стремление к повышению качества управления и устранению неэффективности, желание снизить налоговую нагрузку, возможность диверсификации производства и использования избыточных ресурсов, стремление повысить политический вес руководства компании и личные мотивы менеджеров. Рассмотрена интеграция мезоуровня, определены категории «интеграционный процесс», «интеграционные связи», виды и формы интеграции. Описана сложность интеграционных связей, призванных установить крепкую взаимозависимость между предприятиями, создав, тем самым, мощный резерв для укрепления промышленного потенциала, определяющего будущее развитие отрасли.

Ключевые слова: крупный бизнес; малый бизнес; региональный уровень; предпринимательство; интеграция; интеграционные связи; интеграционный процесс.

Структура современного общества представляет собой систему, включающую государственный сектор экономики, крупные, малые и средние предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Характер такого взаимодействия определяется явно выраженными мировыми интеграционными тенденциями, которые находят свое отражение и в экономике мезоуровня.

Малые предприятия развитых стран успешно взаимодействуют с представителями крупного бизнеса, которые рассматривают их в качестве стратегических партнеров. К ним относятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, а также научно-технические и сервисные корпорации, использующие в своей деятельности франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг. В современной мировой практике мелкие и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органически входят в состав крупных корпораций, которые зачастую сами инициируют образование мелких предприятий, особенно на новых научно-технологических направлениях, оказывая им всестороннюю поддержку. В условиях прошедшего кризиса объединение малого и крупного предпринимательства стало одним из способов удержать свои позиции на рынке, поскольку объединением преимуществ и налаживанием эффективных интеграционных связей можно получить устойчивую и эффективно функционирующую мезоструктуру.

В настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели. Такое нерациональное, с позиций мировой практики, соотношение между крупными, средними и малыми предприятиями, характерное для всех отраслей и территориально-экономических образований (регионов) российской экономики, имеет свои исторические корни. В советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции. В рыночной экономике спрос определяет многое - объемы, ассортимент, качество и при этом интегральная эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса. Поэтому в структуре национальных экономик развитых стран постоянно увеличивается доля малых и средних предприятий, совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков и возрастающую индивидуализацию потребительского спроса в эпоху постиндустриального инновационного развития. Эффективное использование ресурсных возможностей национальной эко-

номики, как и ее отдельных региональных и отраслевых секторов, также зависит от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий.

В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса на мезоуровне особую роль играют органы государственной власти, которые предоставляют льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для крупного и среднего предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить производственные издержки. Именно государство может стимулировать крупные фирмы, отдавая предпочтение при распределении государственного заказа тем из них, которые будут выполнять его с привлечением малого бизнеса, т. к. большинство малых предприятий производственной сферы вообще не может устойчиво работать без заказов крупных и средних предприятий. Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий, при этом кооперация малого и крупного бизнеса в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам в системе нормативно-правовых координат конкретного региона.

Достижение взаимного соответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от региональных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных, средних и мелких предприятий, поскольку в российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс, а также с региональными властными структурами. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.

Американский исследователь сетевого общества М. Кастельс отмечает, что в условиях перехода экономической системы от

индустриального типа развития к информационному проявляется «кризис крупной корпорации и высокая жизнеспособность малых и средних фирм как агентов инновации и источников создания новых рабочих мест» , происходит перераспределение экономической мощи и технологических возможностей от крупных корпораций к средним и малым фирмам. Малый и средний бизнес эффективнее осваивают передовые технологии и успешней используют сведения о всякого рода новационных разработках. Малые по масштабу деятельности субъекты находятся «ближе» к конечному потребителю, проявляют большую гибкость и приспосабливае-мость к требованиям рынка, быстрее адаптируют производственную программу, максимально учитывают растущий спрос, оперативнее реагируют на структурные изменения в экономике, а также малые предприятия, благодаря гибкости организационных форм активнее занимают свободные ниши на рынке и добиваются успеха в направлениях, в которых крупные предприятия и корпоративные образования оказываются неэффективными.

В условиях инновационного развития исключительное значение приобретает институциональное оформление устойчивого взаимодействия всех участников научнотехнической и производственной сферы посредством развития единой инновационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование аккумулируемого разномасштабными субъектами бизнеса национального научного и технологического потенциалов. Данный факт объясняется тем, что рыночные реформы в российской экономике будут социально оправданы лишь при том условии, что они реально будут способствовать созданию конкурентного механизма в стратегически важной для национальной экономики сфере инновационной деятельности, поскольку постоянство инновационных изменений становится приоритетным процессом экономического развития современного общества.

Инновационная экономика обращена, прежде всего, к реализации потенциала крупного производства как обладающего преимущественной по сравнению с субъектами малого и среднего масштаба способностью к привлечению инновационно-ориентированных

инвестиций (как отечественных, так и иностранных), однако подтверждаемые теорией и практикой значительно увеличивающиеся в процессе взаимодействия с малым предпринимательством его инновационные качества актуализируют проблему институционального обеспечения ассоциированной деятельности крупного и малого бизнеса.

«В одно и то же время истинно то, что мелкие и средние предприятия представляются формами организации, хорошо приспособленными к гибкой производственной системе информациональной экономики, а также и то, что их обновленный динамизм попадает под контроль крупных корпораций, остающихся в центре экономической структуры новой глобальной экономики. В действительности мы наблюдаем не кончину больших и могущественных корпораций, а кризис традиционной корпорационной организационной модели, основанной на вертикальной интеграции и иерархическом функциональном управлении линейно-аппаратной («staff and line») системой строгого технического и социального разделения труда на фирме» .

Особую актуальность получает выдвижение и обоснование концепции многофакторного механизма макро- и микроэкономического стимулирования инновационного процесса, происходящего в границах интегрированного взаимодействия малых и крупных предприятий. В таких условиях инновационная деятельность совместного целеориентированного функционирования разномасштабных субъектов экономической активности превращается в решающее условие не только экономического роста взаимодействующих субъектов, но и по существу, -экономического роста всего регионального (и национального) производства.

По сути, интеграция представляет собой переплетение, сращивание отдельных предпринимательских структур. Понятие «интеграция» относительно новое, возникло в 20-х гг. XX столетия, его родоначальниками были немецкие ученые Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер . Термин «интеграция» (integrace - лат.) означает некую целостность, структуру, совершенствование. В современной литературе представлено значительное число научных работ, дающих неоднозначное толкование терминам «интеграция», «интеграционный процесс», «интегра-

ционные связи». Стоит отметить, что экономическая интеграция представлена как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических

связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Трактовка интеграции М. Капланом более чем простая: интеграция, по его мнению, имеет место при объединении двух или нескольких единиц в целое, а также «при поглощении одной системой других» .

Руководствуясь определением современного экономического словаря, можно трактовать интеграцию как «объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними» . В зависимости от субъектов, вовлеченных в процесс интеграции, следует различать следующие уровни интеграции: внутрирегиональную интеграцию, межрегиональную интеграцию, межгосударственную интеграцию.

Интеграционные связи, в свою очередь, призваны установить крепкую взаимозависимость между предприятиями, создав, тем самым, мощный резерв для укрепления промышленного потенциала, определяющего будущее развитие отрасли. Предпосылками интеграции выступают стремление к повышению качества управления и устранению неэффективности, желание снизить налоговую нагрузку, возможность диверсификации производства и использования избыточных ресурсов, стремление повысить политический вес руководства компании и личные мотивы менеджеров. Также целью слияний и поглощений является рост капитализированной стоимости объединенной компании.

В современной России процессы дезинтеграции уступают место налаживанию связей, взаимодействию, объединению и интеграции. И этот процесс неотвратим, хотя и имеет некий хаотичный характер. Для выхода на цивилизованный уровень необходимо глубокое теоретическое изучение и аккумулирование практического опыта, пока еще разрозненного, но необходимого в свете по-

иска новых возможностей инновационного развития.

В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей. Интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. В региональном аспекте прослеживаются особенности интеграционных процессов. Базовую основу и потенциал этих процессов формируют регионы, т. к. именно здесь предпринимательские структуры регистрируются, осуществляют свою деятельность и развиваются. Поэтому интеграция исходным отправным пунктом имеет региональную среду, где сконцентрированы ресурсы и потенциал предпринимательских структур .

Интеграция на мезоуровне позволяет предприятиям достичь и удержать определенные позиции на рынке посредством решения ряда задач:

Объединение ресурсов - интеллектуальных, технологических, финансовых, маркетинговых - для достижения синергетического эффекта и диверсификации деятельности;

Организация технологического процесса, корпоративное управление, продвижение и поддержка товара для достижения максимальной экономии и повышения рентабельности бизнеса;

Минимизация коммерческих рисков путем получения гарантированного доступа на целевые рынки.

В качестве интеграционных определим процессы объединения субъектами рыночных отношений активов с образованием или без образования новой фирмы.

Интеграционный процесс при этом включает в себя: 1) рыночное обращение товаров, услуг, денежной массы (такую интеграцию называют поверхностной); 2) производство - (глубокая интеграция); 3) сфера принятие решения на уровне фирм, предпринимательских союзов. Сложность интеграционных связей заключается в разности ин-

тересов объединяющихся структур, в их неодинаковой способности к участию в воспроизводственном цикле.

Вертикальная интеграция обусловлена технологическими связями между предприятиями и обеспечивает экономию на масштабе, консолидацию и эффективное использование ресурсов. Горизонтальная интеграция позволяет минимизировать упущенную выгоду, а иногда свидетельствует о монопольных устремлениях ее участников. Диверсификацию риска и возможность опосредованно воздействовать на партнеров обеспечивает диагональная интеграция (объединение с предприятием, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции).

Достигнуть некоторого компромисса между требованиями минимизации упущенной выгоды и минимизации издержек, в том числе трансакционных, позволяет комбинированная интеграция (одновременно вдоль технологической цепочки и по параллельным видам продукции).

Развитие интеграционных процессов наиболее заметно в последние годы в сфере производства и услуг. Созданы крупные межрегиональные финансово-промышлен-

ные группы, усиливается координация регионов при создании элементов новой рыночной инфраструктуры. Работают межрегиональные компании, обслуживающие интеграционные связи субъектов, например комитеты и комиссии некоммерческого партнерства «Регионы XXI век». «Учитывая тенденции к региональной экономической самоизоляции, выраженные в замедлении или полном прекращении экономического межрегионального сотрудничества, препятствия работе на территории конкретного региона представителям других субъектов РФ, необходимо стимулировать программы межрегионального сотрудничества на федеральном уровне» .

По мнению специалистов некоммерческого партнерства «Регионы XXI век», необходима разработка и реализация новой модели межрегионального и международного экономического взаимодействия исходя из рыночной эффективности. Важно вовлечь региональные органы власти в процесс привлечения и обеспечения необходимых усло-

вий работы для эффективных и конкурентоспособных российских производителей из других субъектов РФ. Реализация этой задачи необходима как для повышения экономического потенциала регионов, так и для обеспечения национальной безопасности России, т. к. закрытая экономика сильных регионов может представлять опасность для России, как федеративного государства. Регионализация формирует дополнительные возможности, стимулы и механизмы для движения факторов производства в международной экономике. Категория «региональный» подразумевает в данном случае не просто географические границы того или иного интеграционного объединения, это сходство хозяйственно-культурных и территориальнопроизводственных комплексов.

Региональная экономическая интеграция имеет следующие цели:

1) повышение национальной конкурентоспособности;

2) использование преимущества «экономики масштаба», позволяющего расширить размеры рынка, снизить транзакционные издержки, создать комбинацию новых факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций;

3) содействие модернизации структурным реформам в региональной экономике;

4) получение для национальных предпринимателей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям .

В формировании институциональных основ интеграционных процессов субъектов Федерации в последние годы также имеются определенные продвижения, связанные в основном с деятельностью межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, которые стали заметным явлением в общественно-экономической жизни России. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия являются добровольным объединением субъектов РФ для координации усилий в решении социально-экономических проблем регионов, повышения качества жизни населения, межрегиональной интеграции между регионами России и странами ближнего и дальнего зарубежья.

Например, ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» отно-

сится к числу первых межрегиональных объединений в России. Она была создана в августе 1990 г. Поначалу - как совещательный орган руководителей дальневосточных территорий, а в 1993 г. она зарегистрирована Министерством юстиции России в качестве добровольного экономического союза территорий - Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья .

31 мая 1991 г. за № 1354-1 было подписано распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР «Об организации ассоциаций экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона

РСФСР и мерах по созданию условий для их ускоренного развития».

В октябре 1991 г. был подписан Учредительный договор субъектов ЦентральноЧерноземного региона РСФСР о создании Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона РСФСР.

16 сентября 1993 г. за № 918 вышло Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления».

17 ноября 1999 г. Государственной Думой был принят ФЗ № 211 «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».

С 1991 по 2001 г. ассоциация субъектов Центрально-Черноземного региона объединяла десять областей (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Брянская) и сокращенно называлась Ассоциация «Черноземье» .

Всего к началу 1999 г. было создано 8 ассоциаций, охватывающих всю территорию России, кроме Чечни (8 регионов входили в две ассоциации сразу). Территории ассоциаций в значительной степени совпали с территориями 11 экономических районов России (в т. ч. Ассоциация «Северо-Запад» -Северный и Северо-Западный районы; «Большая Волга» - Поволжский и Волго-

Вятский; «Сибирское соглашение» - Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский) .

Руководители этих ассоциаций включены в состав Президиума Правительства РФ, накоплен большой опыт деятельности исполнительных органов ассоциаций в виде их координационных советов.

Для современной российской экономики задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм и особенно в производственной сфере, является одной из главных. Важным условием развития предпринимательства является активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки малого предпринимательства, которая должна учитывать отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики, причем поддержка должна быть обеспечена на федеральном, региональном и местном уровне.

В укреплении позиций предпринимательских структур заинтересованы как государство, так и учредители предприятий -участников групп. Однако дальнейшее развитие интеграционных процессов в экономике России тормозит отсутствие четких законодательных норм, регламентирующих процессы создания и деятельности предпринимательских объединений. В настоящее время в России нет четких правовых положений, определяющих группу компаний в качестве единого хозяйствующего субъекта. Нормы гражданского, антимонопольного, налогового, банковского, бухгалтерского законодательства в части регулирования функционирования интегрированных структур часто

противоречат друг другу, опираются на различный понятийный аппарат.

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. URL: http:// www.i-u.ru/biblio/archive/kastels_inform/. Загл. с экрана.

2. Гаянова М.В. Интеграционные процессы в розничной торговле: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2QQ9.

3. Kaplan M. System and Process in International Politics. N. Y., 1957.

4. Современный экономический словарь. URL: http://slovari.yandex.ru/интеграция. Загл. с экрана.

5. Дубинин В. И. Развитие предпринимательских

структур в регионе на основе инновации и интеграции. URL: http://www.ktr-online.ru/

articles/index.phtml?sID=38. Загл. с экрана.

6. Информационное аналитическое агентство «Регионы России». URL: http://www.regions 2l.com/eng/ideology. Загл. с экрана.

7. Ерохин В.Л. Международное предпринимательство. Москва; Ставрополь, 2QQ8.

8. Информация о Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». URL: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/info_o_ dviz.htm. Загл. с экрана.

9. Ассоциация «Центрально-Черноземная». Экономическое взаимодействие субъектов РФ Центрально-федерального округа. URL:

http://www.chernozem.ru/about.phtml. Загл. с экрана.

1Q. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. URL: http://www. poli-tika.su/reg/regass.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 7.1Q.2Q11 г.

INTEGRATION CONNECTIONS OF SUBJECTS OF BUSINESSES ON MEZO-LEVEL

Svetlana Vyacheslavovna POZDNYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Taxes and Taxation Department, e-mail: [email protected]

In article the treatment of a category “the integration” as which preconditions act aspiration to improvement of quality of management and inefficiency elimination, desire to lower tax loading, possibility of a diversification of manufacture and use of superfluous resources, aspiration to raise political weight of company management and personal motives of managers is presented. Mezolevel integration is considered, categories “integration process”, “integration communications”, kinds and integration forms are defined. Complexity of the integration communications, called to establish strong interdependence between the enterprises is described, having created, thereby, a powerful reserve for strengthening of the industrial potential, branches defining the future development.

Key words: large business; small-scale business; regional level; business; integration; integration communications; integration process.

В переводе с латинского «интеграция» значит слияние, соединение отдельных частей в целое, общее, единое. Общее определение термина можно сформулировать как объединение, сближение или слияние частей, образующее общее, единое целое, но при этом сохраняя свою идентичность.

Страны могут сближаться, образуя при этом различные союзы, например, торговый, экономический, политический, культурный и так далее, сохраняя тем самым свою национальную идентичность. Основной целью интеграции можно назвать расширение объемов товаров и услуг, которые основаны на эффективном обеспечении деятельности, например, интеграционные процессы в торговле.

Интеграция также включает в свое и явления в разных сферах жизни общества и государства: политической, культурной, экономической и других. Интеграционные процессы в современном мире представляют собой примеры движения, развития определенной системы, в которой связь участников становится сильнее, а их самостоятельность при этом уменьшается, начинают появляться новые формы взаимодействия. Как ранее, так и сейчас, в эпоху соременных технологий, интеграционные процессы сопровождаются значительным прогрессом в науке, экономике, культуре и даже политике.

Развитие таких процессов в современном мире на микро- и макроуровнях - важнейший признак интеграции. На микроуровне интеграция происходит посредством взаимодействия денежных средств отдельных компаний и предприятий через формирование экономических соглашений, сделок и договоров между ними, через создание филиалов в других странах. Интеграционные процессы также могут создаваться и в других сферах помимо экономической. На макроуровне интеграция бывает мирового масштаба и регионального. Она основывается на развитии мирового рынка, производства и коммуникаций.

В современном мире в экономической сфере существует несколько видов интеграционных процессов. Одной из самых простых форм служит зона В такой зоне различные торговые ограничения между странами, участвующими в союзе, отменяются, а также снимаются торговые пошлины. Второй формой можно назвать таможенный союз. В нем кроме зоны устанавливается еще внешнеторговый тариф, единый для всех, и проводится в отношении других стран.

Третья, более сложная форма интеграционного процесса, это Он обеспечивает участникам союза и свободную взаимную торговлю, и единый внешнеторговый тариф, свободу передвижения и, соответственно, капитала, а также согласование политики экономической. Ну и, наконец, высшая форма межгосударственной интеграции в области экономики - это экономический и валютный союз, который совмещает все указанные выше формы интеграции. На этом этапе появляется политическая интеграция со своими едиными органами управления.

Наряду с интеграционными процессами возникают и специальные объединения, особенностью которых является успешное их развитие на уровне регионального значения.

Как проходило образование СНГ? Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в историю.

В условиях крайнего национализма в республиках и обострения экономических проблем руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти отражение расширения прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц (ГКЧП) из высшего состава руководства государства ввела в стране чрезвычайное положение. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще в Белоруссии президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение, в котором констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Было заявлено о прекращении союзного договора 1922 года, роспуске СССР и образовании СНГ. Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. Это событие вошло в историю как Беловежское соглашение. А 21 декабря 1991 года в состав СНГ вошло 11 из 15 бывших советских республик. Была подписана Декларация об образовании СНГ.

25 декабря 1991 года М.С. Горбачев, Президент уже несуществующего государства ушел в отставку. На следующий день Верховный Совет СССР признал факт роспуска СССР и добровольно прекратил свои полномочия.

Не был учтен тот факт, что в условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошли смешение этих народов (например, в 1988 г. удельный вес межнациональных браков в общей численности всех браков основных национальностей СССР колебался от 7 до 38%), смена мест проживания десятков миллионов людей (вне России в 1989 г. проживало более 25 млн. русских, а в России - около 8 млн. из других республик СССР).

Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные экономические потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц (только за период 1992-1995 гг. в Россию официально переехало 3,8 млн. человек, а из России выехало 1,8 млн. человек).

Договорную основу Содружества Независимых Государств составляют Устав, принятый 22 января 1993 года и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г. Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

Международной юридической основой формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик стал Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993 г. Он включил в себя 7 глав и 34 статьи, в рамках которых предполагалось:

  • - сформировать условия стабильного развития национальных экономик Договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • - обеспечить поэтапное создание общего экономического пространства на основе рыночных отношений;
  • - создать равные возможности и гарантии для всех хозяйствующих субъектов;
  • - осуществить совместные экономические проекты, представляющие общий интерес;
  • - решать совместными усилиями экологические проблемы, а также проводить ликвидацию последствий стихийных бедствий и катастроф.

Таким образом, СНГ обеспечило институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства. Однако эффективность Экономического союза СНГ оказалась весьма невысокой из-за ставших значительными экономических, политических и других разногласий между странами. Более жизнеспособными оказались региональные объединения внутри СНГ, например ГУУАМ. Другой динамично развивающийся сегодня интеграционный проект внутри СНГ - ЕврАзЭС, состоящий из шести государств: России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии Таджикистана и Узбекистана. С ним мы связываем хорошие перспективы перехода СНГ из состояния некоей консервации в состояние активно растущего организма.

Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ - это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

Следует отметить, что государства-преемники, возникшие в связи с разделением СССР, коллективно согласились на обязательность для себя всех договоров и соглашений, подписанных СССР. Статья 12 Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР». В Минском заявлении от 8 декабря 1991 г. и в Алма-Атинском заявлении от 21 декабря 1991 г. содержатся подобные положения.

Государства-члены СНГ приняли в качестве отправной точки своеобразную доктрину универсального правопреемства. Согласно этой теории вся совокупность прав и обязанностей одного государства переходит к другому или некоторым государствам без каких-либо исключений и изменений. Все государства, образовавшие СНГ, утверждали, что равным образом несут обязательства Советского Союза. Все они в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако в дальнейшем члены СНГ не придерживались этого принципа последовательно и применяли его по-разному.

Рассмотрим теперь интеграционные связи стран-участников СНГ. В экономическом смысле страны СНГ по многим признакам остаются составными частями единого воспроизводственного комплекса с высоким уровнем интегрированности, который, однако, используется весьма неэффективно. Партнеры по СНГ превращаются и в конкурентов (например, при строительстве и использовании трансконтинентальных трубопроводов). В связи с этим, происходит понимание стабилизирующей роли взаимных связей как важнейшей предпосылки не только преодоления экономического кризиса, но и эффективного включения в мировое хозяйство. На заседании Совета Глав государств и Глав правительств СНГ 31 мая - 1 июня 2001 г. в Минске было заявлено, что «мы принимаем СНГ как полезный и во многом незаменимый инструмент для решения целого ряда конкретных задач. Его потенциал не исчерпан». Тем не менее, интеграционные процессы протекают вяло и не могут сравниться с процессами в рамках бывшего единого государства и интеграционными процессами в ЕС и НАФТА. У стран СНГ по-прежнему разная заинтересованность в степени участия в решении тех или иных вопросов на основе интеграции.

Доля государств СНГ в мировом ВВП и мировом объеме инвестиций составляет примерно 2-3%, а на такие крупные региональные экономические объединения, как ЕС, НАФТА, АТЭС, приходится основная часть мирового валового продукта. Удельный вес в мировом объеме инвестиций ЕС и НАФТА -20%, АТЭС - 36%.

Включение стран СНГ в мировую экономику - главное достижение их независимого хозяйствования. Общий объем экспорта из СНГ в остальной мир составил в середине 90-х гг. 80 млрд. долл. Однако общий объем внешней торговли не соответствует их экономическому потенциалу. На страны СНГ приходится лишь 4,5% мирового оборота. Экспорт товаров и услуг в страны вне СНГ в расчете на душу населения в середине 90-х гг. составлял в среднем по Содружеству всего 277 долл. в год (в России - 443, Белоруссии - 72, Казахстане - 141, Туркменистане - 125, Украине 108, Таджикистане - 85, Узбекистане - 75, Молдове -64, Азербайджане - 44, Кыргызстане - 31, Армении - 28, Грузии - 13 долл.) В экспорте стран СНГ снизилась доля готовых товаров и услуг, а также комплектующих изделий, выросла доля необработанного сырья. Более 40% экспорта России - сырая нефть и природный газ, почти треть общего объема экспорта Белоруссии составляет сырая нефть (реэкспорт из России), 80% экспорта Азербайджана - нефть и продукты ее переработки; 52% экспорта Казахстана - каменный уголь, сырая нефть, продукты ее переработки, ферросплавы, медь и медные необработанные сплавы, никель, алюминий; 50% экспорта центрально-азиатских республик - хлопковое волокно. Образовавшуюся в связи с падением отечественного производства нишу на потребительском рынке стран СНГ все интенсивнее заполняет импортная продукция. В 1991 г. товарное обеспечение розничного товарооборота примерно на 90% формировалось за счет продукции собственного производства, а в 2000 г. в России и на Украине, например, оно наполовину состояло из импортных товаров, по отдельным видам одежды и обуви - на 60-80%. Между тем чрезмерная зависимость внутреннего рынка от импортных поставок продовольствия и потребительских товаров создает угрозу экономической безопасности (в мировой практике предельным уровнем безопасности считается 30%-ная доля импорта во внутреннем потреблении, в том числе 25% по продовольствию).

Стабильное положение на потребительских рынках Содружества в последние годы во многом достигнуто за счет импортной продукции. Все больше проявляется тенденция зависимости от стран дальнего зарубежья не только в сфере высокотехнологичных производств, но и обычных потребительских товаров. При этом они вытесняют неконкурентоспособные товары национальных производителей. В результате целые отрасли оказались вытесненными с рынка.

Структуры импорта и экспорта стран СНГ свидетельствуют о том, что в дальнее зарубежье устойчиво поставляются невозобновимые товары, а в ближнее поступают потребительские товары. Кроме того, нет эффективного механизма, который переориентировал бы выручку от внешнеэкономической деятельности стран СНГ в сферу реального производства. Она уходит либо в оффшоры, либо пополняет спекулятивный капитал, будоражащий финансовый рынок. Все это создает предпосылки для закрепления той модели хозяйствования, при которой преимущественное развитие получают опять же сырьевые отрасли.

Одна из острейших проблем экономического развития стран СНГ в начале XXI в. - погашение и обслуживание внешнего долга. Суммарный объем государственного внешнего долга России в 2000 г. составил 158, 4 млрд. долл., в том числе 103, 6 - долги бывшего СССР и 54, 8 - РФ. Украина же входит в число 30 стран мира, имеющих внешний долг более 12 млрд. долл. По относительному уровню задолженности лидирует Кыргызстан, чей внешний долг составил по отношению к ВВП 104%, а к экспорту товаров и услуг - 228%. По затратам на обслуживание внешнего долга выделяется Туркменистан (5-е место в мире) -14, 5% к ВВП и 31% к экспорту.

Реформирование национальных экономик в начале 90-х гг. осуществлялось механически, вне конкретно-исторических условий. Расчет на автоматическое внедрение рыночных отношений повсеместно оказался грубой ошибкой. Без организационных усилий, инвестиций и созидательного труда полноценный рынок сформироваться не может. А без него не может быть и речи о серьезных экономических отношениях между странами СНГ. Ведь подлинное интегрирование достигается лишь между странами свободного предпринимательства на основе сращивания или прямого взаимодействия предприятий, частных банков, торговых фирм и других субъектов микроэкономики, постепенно трансформирующихся в межгосударственное пространство.

Все участники СНГ, конечно, в той или иной мере зависят друг от друга, и эту зависимость можно обернуть во благо, если с пониманием и уважением относиться к самостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентировать внешнеэкономические связи на дальнее зарубежье. Тем не менее, лучшими союзниками новых государств являются, прежде всего, сами страны СНГ, связанные не только множеством общих проблем переходного периода, но и общими основами для их разрешения. И поэтому интеграция здесь является единственным способом избежать вытеснения товаров стран СНГ с их внутреннего рынка. Поэтому следует ожидать противоборства западных производителей, которые умело внедряются в технологические цепочки разрушающихся экономических связей между бывшими республиками. В этом же направлении начинают действовать уже сложившиеся в ряде новых независимых государств международные торгово-финансовые группировки. Их доходы во многом связаны с использованием сложностей при прохождении платежей и товарных потоков между бывшими республиками. Объективно они не обусловлены, не устойчивы, чисто спекулятивны и преходящи.

Например, ряд иностранных фирм покупает украинский глинозем и везет его в Таджикистан, покупает российский уголь для Украины, казахстанскую хромовую руду для российских металлургов и т.п. Не секрет, что Россия вдруг стала экспортером хлопка, хотя хлопок, продаваемый Узбекистаном для бедствующих текстильных фабрик Иванова, реализовывался без права реэкспорта. Так, из России в 1999 г. было вывезено 200 тыс. т хлопка на сумму 300 млн. долл. И это при острейшем кризисе текстильной промышленности Ивановской области. В то же время Россия вынуждена покупать хлопок в «третьих» странах, причем нередко именно узбекский. Еще плачевнее обстоит дело с энергоносителями. Так, Украина, жалуясь на уменьшение поставок российской нефти и газа, реэкспортирует их в западные страны по более высоким ценам. По такой же системе Эстония, не имеющая собственных запасов руд цветных металлов, вдруг вошла в число крупнейших мировых экспортеров этого ценного сырья.

Мы видим, что развитие интеграционных связей стран СНГ связано с целым рядом сложностей. Экономическая интеграция как форма международных отношений эффективна лишь при наличии уже сложившихся национальных хозяйств и эффективных национальных систем управления ими. Главной причиной медленного развития интеграции и интеграционных процессов в СНГ является неэффективность управленческих структур. Если, к примеру, сопоставить количество решений и постановлений, принятых странами-участницами СНГ, с числом изъятий из этих правил, приостановлений действия, элементарного неисполнения взятых обязательств, то приходится делать вывод о неадекватности принимаемых решений, их экономической бесполезности, неэффективности.

Современная российская политика в отношении развития политических интеграционных процессов со странами ближнего зарубежья, по сравнению с политикой, проводившейся в 90-х годах XX века, отличается прагматизмом, стремлением учесть интересы национальной безопасности. Вместе с тем, все еще достаточно часто наблюдается расхождение между звучащими на самом высоком уровне заявлениями о приоритетности углубления отношений со странами СНГ и реализацией этого принципа на практике.

Главным фактором, замедляющим интеграционные процессы, является также нежелание властных элит новых постсоветских государств, в том числе и российской политической элиты, делегировать часть своих полномочий в общие надгосударственные органы управления, без создания и успешного функционирования которых реальный процесс интеграции невозможен.

Следовательно, для повышения эффективности политических интеграционных процессов со странами ближнего зарубежья руководству Российской Федерации надо совместно с другими участниками СНГ сформировать эффективную систему контроля над принятыми решениями. Без создания наделенных широкими полномочиями наднациональных органов все договоренности между государствами Содружества могут остаться всего лишь благими намерениями. Во избежание обвинений в «имперских замыслах» нашей стране следует высказаться за размещение этих наднациональных структур в одном из влиятельных государств СНГ (например, Казахстане или Украине), но не в России. В пользу этого говорит и начавшийся процесс осознания отечественной политической элитой того факта, что Россия не может быть единственным руководителем интеграционного процесса, а другие государства-участники выросли для большего участия и ответственности.

Успешность интеграции зависит не только от воли властных структур, но и от «интеграции снизу», то есть создания различных совместных предприятий, реализации других форм общей хозяйственной деятельности (применительно к политико-экономической сфере сотрудничества). Наличие данного компонента придает им необходимую гибкость и динамику, в то время как «интеграция сверху» чревата «забюрократизированием», подменой реальной работы по сближению государств различными формальными мероприятиями.

По сути, СНГ удерживает постсоветское пространство от полного распада. В интересах национальной безопасности России следует всячески поддерживать технологический каркас, оставшийся от СССР, а также стимулировать попытки восстановления утраченных и налаживания новых связей в экономической сфере. В дальнейшем предстоит трудная работа по объединению бывших советских республик в единое экономическое пространство и развитие интеграционных связей СНГ.

Интеграция I Интегра́ция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый)

понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Социальная И. означает наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями, государствами и т. д. При анализе И. различают уровень рассматриваемых систем И. (И. личности, группы, общества и т. д.). При этом термин «интегрированный» имеет различный смысл. Если анализ ведётся на уровне личности (в психологии), под выражением «интегрированная личность» понимается целостный, лишённый внутренних противоречий индивид. То же выражение при анализе на уровне социальной системы относится к личности, интегрированной (включённой) в социальную систему, т. е. к конформной личности. В политической и экономической науках понятие И. может характеризовать внутреннее состояние общества, государства или относиться к государству, интегрированному в более широкую межнациональную общность. И. общества или отдельных государств может осуществляться на основе принуждения, взаимной выгоды или сходства социально-экономического строя, интересов, целей и ценностей различных индивидов, социальных групп, классов, государств. В современных условиях развивается тенденция к межгосударственной И. в экономической и политической областях как в условиях социализма, так и в условиях капитализма. Однако общие объективные предпосылки (научно-техническая революция, тенденция к интернационализации) социалистической и капиталистической И. не означают, что процесс этот в обоих случаях одинаков. Он глубоко различен по социально-экономическим природе, формам, методам, экономическим и политическим последствиям.

Термин «И.» применяется также для характеристики процесса сближения и связи наук, происходящего наряду с процессом их дифференциации (См. Дифференциация).

Л. Л. Седов.

II Интегра́ция

экономическая, новейшая форма интернационализации хозяйственной жизни, выражаемая в условиях капитализма в виде органического сочетания двух факторов - взаимного переплетения частных монополий разных стран и проведения согласованной государственно-монополистической политики во взаимных экономических отношениях и в отношениях с третьими странами. И. представляет собой объективный процесс, обусловленный развитием производительных сил, одно из направлений интернационализации экономики, в результате развития производительных сил. «...Вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества, - писал В. И. Ленин, - все более интернационализируется уже при капитализме. Социализм целиком интернационализирует ее» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 318). Глубокая основа И. определяется возрастанием размеров предприятий и их несовместимостью с ограниченными размерами внутренних рынков (особенно малых стран), преимуществами международного разделения труда и необходимостью его устойчивого, регулярного характера.

В буржуазной политической экономии объективный характер процесса И. зачастую трактуется как один из факторов сближения социализма и капитализма (см. Конвергенции теория). Такая трактовка не имеет научной почвы. В действительности интеграционные процессы, происходящие как в отношениях между странами социализма, так и в капиталистических странах, принципиально различны по своему характеру и выступают как один из факторов противоборства социализма и капитализма.

И. капиталистическая - межгосударственные объединения, образовавшиеся после 2-й мировой войны 1939-45 в процессе государственно-монополистического регулирования экономики. Капиталистическая И. в современных условиях представляет новую ступень сотрудничества монополий разных стран в процессе экономической экспансии, в борьбе за захват и передел рынков сбыта. Она развивается в форме региональных экономических блоков и группировок государств, охватывающих отдельные участки капиталистического мира и находящихся в сложных антагонистических отношениях друг с другом и с его неинтегрированными частями. Капиталистическая И. возникает на почве действия закона неравномерности экономического и политического развития капитализма (см. Неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма закон (См. Неравномерности экономического и политического развития капитализма закон)). Одна из сторон действия этого закона выражается в том, что при прочих равных условиях империалистические страны с большим населением имеют преимущества, связанные с большей ёмкостью внутреннего рынка, что способствует оптимальности предприятий и их большей конкурентоспособности. В этом плане монополии стран Западной Европы находились в худшем положении по сравнению с североамериканскими. Здесь с особой силой сказывалась необходимость расширения рынков за пределы национальных границ, порождённая переходом к массовому и крупносерийному производству, устранения национальных экономических барьеров, мешающих образованию крупных хозяйственных комплексов. Важнейшим фактором, содействовавшим И., явилась сложившаяся после 2-й мировой войны политическая обстановка в Западной Европе: крах планов её объединения путём империалистической агрессии, победа социализма в ряде стран Центральной и Восточной Европы, распад колониальной системы империализма. Всё это определило особую роль Западной Европы как родины и главной арены И. Первым практическим шагом И. явилось создание в 1951 Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Европейского объединения угля и стали (См. Европейское объединение угля и стали); второй решающий шаг - заключение в 1957 Римского договора об образовании теми же странами Европейского экономического сообщества (См. Европейское экономическое сообщество) (ЕЭС) - «Общего рынка» и одновременно Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Хотя Римский договор был составлен под девизом «либерализации» экономических отношений стран-участниц, целью ЕЭС является не ослабление государственного вмешательства в экономическую жизнь, а попытка преобразования этого вмешательства на основе сочетания национальных и наднациональных средств регулирования экономики.

И. с самого начала пошла по пути коллективного автаркизма - создания замкнутых экономических блоков как новых форм борьбы за раздел и передел рынков. В 1960, в противовес ЕЭС, под эгидой Великобритании была создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Западноевропейская И. содействовала усилению международных экономических связей стран империализма как в целом, так и внутри интеграционных объединений. При интенсивном росте объёма внешней торговли в целом доля взаимной торговли стран ЕЭС возросла к началу 1970 более чем в 6,3 раза по сравнению с 1958. На основе расширения рынков усилилась централизация производства и капитала, что, в свою очередь, подтолкнуло миграцию капиталов как внутри ЕЭС, так и в особенности из третьих стран, прежде всего из США. Возникновение государственных интеграционных группировок способствовало дальнейшему развитию частного экспорта капиталов из одних империалистических стран в другие (например, из США в Канаду, в Австралию и т. д.), быстрому росту меж- и многонациональных компаний (см. Вывоз капитала), как одного из важных элементов интеграционного процесса.

Вместе с тем в ходе капиталистической И. обостряются прежние и возникают новые противоречия. Поскольку интересы монополий отдельных стран сплошь и рядом идут вразрез с программой экономической И., в ЕЭС время от времени возобновляются дискуссии о политической И., т. е. о создании единых политических органов с передачей им части суверенных прав национальных органов. Отсутствие прогресса в этой области отражает несовместимость интересов стран-участниц во многих направлениях. Ещё более очевидны противоречия между ЕЭС и ЕАСТ. Отношения между США и ЕЭС характеризуются постоянными попытками американских монополий внедриться в расширившийся европейский рынок капиталов и преодолеть созданную ЕЭС общую таможенную стену против третьих стран. В этих попытках роль авангарда США играет Великобритания, которая вместе с Данией и Ирландией с 1 января 1973 входит в ЕЭС, чему сопротивлялись некоторые страны - члены ЕЭС, правящие круги которых опасались нарушения сложившегося равновесия сил в ущерб своим интересам. Глубокие противоречия интересов как между интеграционными группировками и странами, находящимися за их пределами, так и внутри интеграционных группировок выявились в связи с углублением валютного кризиса 1970-72.

Западноевропейская И. ускорила интеграционные тенденции в некоторых других частях капиталистического мира, особенно в развивающихся странах, где имеется ряд группировок, внешне аналогичных западноевропейским. Таковы: в Латинской Америке Центральноамериканский общий рынок [(ЦАОР) Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор (с 1960), Коста-Рика (с 1962)], Латиноамериканская ассоциация свободной торговли [(ЛАСТ) Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Парагвай, Перу, Уругвай (с 1960), Экуадор и Колумбия (с 1961), Венесуэла (с 1966), Боливия (с 1967)]. В Африке в 1965 на конференции западноафриканских стран - Ганы, Либерии, Мавритании, Мали, Нигера, Нигерии, Сенегала, Сьерра-Леоне и Того - было принято решение о создании межправительственной организации по координации экономического развития. В 1966 вступило в силу соглашение о Таможенном и экономическом союзе Центральной Африки (Камерун, Народная Республика Конго, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон). В 1965 вошло в силу соглашение об арабском общем рынке (Египет, Ирак, Иордания, Сирия, Кувейт, ЙАР и др.). В июне 1967 подписано соглашение об образовании Восточноафриканского сообщества (Кения, Танзания, Уганда). Направление и деятельность всех этих и др. подобных организаций в громадной мере зависит от соотношения социальных, классовых и политических сил как внутри соответствующих стран, так и в международном масштабе. Хотя в некоторых из этих объединений временно преобладают проимпериалистические, неоколониалистские силы, в целом их возникновение является прогрессивным фактом.

Лит.: Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 285-330; Об империалистической интеграции в Западной Европе («Общий рынок»). Тезисы Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, «Мировая экономика и международные отношения», 1962, № 9 (приложение); Западная Европа: трудящиеся против монополий, М., 1965; Экономические группировки в Западной Европе, М., 1969; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 2, М., 1970; Максимова М. М., Основные проблемы империалистической интеграции, М., 1971; Алампиев П. М., Богомолов О. Т., Ширяев Ю. С., Экономическая интеграция - объективная потребность развития мирового социализма, М.,1971; Иноземцев Н. Н., Современный капитализм: новые явления и противоречия, М., 1972, с. 95-134.

Я. А. Певзнер.

III Интегра́ция (биол.)

процесс упорядочения, согласования и объединения структур и функций в целостном организме, характерный для живых систем на каждом из уровней их организации. Понятие «И.» ввёл английский учёный Г. Спенсер (1857), связав её с дифференциацией (См. Дифференциация) тканей в процессе эволюции и специализацией функций первоначально гомогенной, диффузно реагирующей живой материи. Примеры И. на молекулярном уровне организации: И. аминокислот в сложной молекуле белка, И. нуклеотидов в молекуле нуклеиновой кислоты; на клеточном уровне - оформление клеточного ядра, самовоспроизведение клеток в целом. В многоклеточном организме И. достигает высшего уровня, выражаясь в процессах его онтогенеза; при этом взаимосвязь частей и функций организма возрастает по мере прогрессивной эволюции; система корреляций усложняется, создаются регуляторные механизмы, обеспечивающие устойчивость и целостность развивающегося организма. На уровне сообществ - популяции, видов и биоценозов И. проявляется в сложной и взаимообусловленной эволюции этих биологических систем. Степень И. может служить показателем уровня прогрессивного развития любой живой системы.

В физиологии И. - функциональное объединение частных физиологических механизмов в сложно координированную приспособительную деятельность целостного организма. Элементарная единица И. - функциональная система - динамическое объединение центрально-периферических образований, обеспечивающее саморегуляцию определённой функции. Принципы физиологической И. раскрыл (1906) английский физиолог Ч. Шеррингтон на примере координации рефлекторной деятельности спинного мозга (конвергенция, реципрокность, общий конечный путь и т.д.). Эти принципы действуют на всех уровнях нервной системы, включая кору больших полушарий головного мозга. Высшее проявление физиологической И. - условный рефлекс (См. Условные рефлексы), в котором психические, соматические и вегетативные компоненты сочетаются в осуществлении целостной приспособительной деятельности организма.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Интеграция биологических систем и их саморегуляция, «Бюлл. Московского общества испытателей природы. Отдел биологический», 1961, т. 66, в. 2, с. 104-34; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968.

И. В. Орлов, А. В. Яблоков.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Интеграция" в других словарях:

    Культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии

    Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия

    - (лат.). Соединение в одно целое того, что раньше существовало в рассеянном виде, вслед за чем наступает дифференциация, т. е. постепенное увеличение различия между первоначально однородными частями. Из интеграции, сопровождаемой дифференциациею… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. integer целый) объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами,… … Экономический словарь

    - (лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый), сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы И. могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы в этом… … Философская энциклопедия

    интеграция - и, ж. intégration f. <, лат. integratio. 1. Объединение в целое каких л. частей. БАС 1. Процесс интеграции и дисинтграции. ОЗ 1873 2 2 232. Как сильны и те устои, на которых раньше совершилась интеграция <общины>. ОЗ 1878 5 1 120. 2.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (латинское integratio восстановление, восполнение, от integer целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке … Современная энциклопедия

    Интегрирование, объединение, соединение, слияние; слитие Словарь русских синонимов. интеграция см. объединение 3 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Чек выписанный на банковский счет

Чек выписанный на банковский счет

Различают денежные чеки и расчетные чеки . Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на заработную...

Классическая политическая экономия: У

Классическая политическая экономия: У

Период : вторая половина XVIII — первая половина XIX в. Имена : Предшественник: Основоположники: , Последователи: , Дж. Ст. Милль, Т. Мальтус....

Какие документы нужны для ипотеки в сбербанке

Какие документы нужны для ипотеки в сбербанке

Какие документы нужны для оформления ипотеки на квартиру в Сбербанке – список документов для различных программ кредитования Наличие собственной...

Справка бти о принадлежности объекта недвижимого имущества

Справка бти о принадлежности объекта недвижимого имущества

Каждый собственник жилья сталкивался с ситуацией, когда необходимо осуществить какую-либо сделку с недвижимым имуществом. Все начинается с...

feed-image RSS