Главная - Инвестиции
Приобретение ос и нма за счет средств субсидии. Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды Приобретение основных средств по государственному заданию

Когда возникает необходимость использовать средства двух источников, чтобы приобрести основное средство?

Как правильно отразить приобретенные за счет разных источников финансирования активы в бухгалтерском учете бюджетных учреждений?

Как платить налог на прибыль и НДС в таких случаях?

Источники финансирования

Необходимость приобретения основных средств (ОС) за счет двух источников финансирования возникает в случае, если у учреждения на лицевом счете недостаточно субсидии, выделенной из соответствующего бюджета на покупку основных средств. Тогда учреждение оплачивает недостающую часть денежных средств за счет средств, полученных им от иной приносящей доход деятельности (т. е. предпринимательской).

При приобретении учреждением актива надо учитывать тот факт, что бюджетное законодательство РФ допускает возмещение бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской деятельности. Возмещение внебюджетных расходов за счет бюджетного финансирования временно допускается с разрешения главного распорядителя с последующим восстановлением средств на счете при получении бюджетных ассигнований (субсидии на этот вид расходов).

Обратите внимание!

Оплачивать товары (в том числе активы), работы, услуги за счет выделенных субсидий можно в том случае, если они необходимы для выполнения государственного задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Оплачивать за счет средств субсидий товары, работы, услуги, которые будут использоваться только в предпринимательской деятельности, недопустимо, так как субсидии в виде ассигнований выделяются учреждению на конкретные цели, в частности на возмещение нормативных затрат, на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Номер счета бухгалтерского бюджетного учета включает источник финансирования. Постановку на баланс учреждения объекта, приобретенного за счет нескольких источников финансирования, необходимо отражать на нескольких счетах бухгалтерского учета.

Так, активы, приобретенные за счет выделенных субсидий на их приобретение и предназначенных для использования в целях выполнения государственного задания, будут отражаться по коду вида финансового обеспечения (КФО) 4. Активы, приобретенные за счет предпринимательской деятельности, отражаются по КФО 2.

Но если один и тот же объект основных средств отражается на нескольких счетах бухгалтерского учета (принятие к учету основных средств по частям), возникают проблемы при инвентаризации, переоценке, начислении амортизации, внутреннем перемещении и списании таких объектов с баланса.

Объектом основных средств является объект со всеми его частями и приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (пп. 41, 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Инструкция № 157н), утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 16.11.2016)).

Поэтому один объект основного средства не может числиться как отдельные инвентарные объекты, учтенные с разными кодами вида финансового обеспечения (КФО).

Важно!

Один объект основных средств может учитываться только на одном счете бюджетного бухгалтерского учета.

Порядок учета ОС

Порядок учета основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования, не установлен ни Инструкцией № 157н, ни Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее — Инструкция № 174н), утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (в ред. от 16.11.2016).

Поэтому учреждение должно самостоятельно разработать и утвердить порядок принятия на учет таких объектов в своей учетной политике.

Кроме того, необходимо запросить разрешение на проведение таких операций у главного распорядителя.

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению ОС за счет нескольких источников финансового обеспечения в бюджетных учреждениях зависит от того, в какой деятельности основное средство будет использоваться — в основной бюджетной деятельности по выполнению государственного задания либо в предпринимательской.

Рассмотрим порядок постановки на учет ОС, приобретаемых за счет двух источников финансирования.

Ситуация 1

Перевод нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную

Учреждение приобретает лабораторный прибор «Иономер» стоимостью 59 000 руб. для использования в основной бюджетной деятельности по выполнению государственного задания.

На момент оплаты актива денежных средств на лицевом счете в ОФК у учреждения недостаточно, так как финансирование в виде бюджетных ассигнований на статью КОСГУ 310 получено в сумме 40 000 руб., т. е. меньше, чем необходимо для покупки прибора.

Недостающая часть будет оплачена за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Бухгалтерские проводки:

1. Произведена частичная оплата за основное средство (прибор) за счет субсидии:

Дебет счета 4.302.31.830 Кредит счета 4.201.11.610 — 40 000 руб.

Одновременно делается запись по забалансовому счету:

Кредит счета 18 (КОСГУ 310) — выбытие денежных средств с лицевого счета учреждения.

2. Произведена частичная оплата стоимости прибора за счет средств, заработанных по предпринимательской деятельности. Образуется дебиторская задолженность в части оплаты за основное средство за счет внебюджетной деятельности:

Дебет счета 2.304.06.830 Кредит счета 2.201.11.610 — 19 000 руб.

Кредит счета 18 (КОСГУ 310) — отражено выбытие средств.

3. Принимается к учету кредиторская задолженность в сумме, полученной учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности по исполнению обязательств по бюджету — в рамках выполнения государственного задания:

Дебет счета 4.302.31.830 Кредит счета 4.304.06.730 — 19 000 руб.

4. Отражены затраты на приобретение прибора по бюджетной деятельности (счет 4.106.31.310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»):

Дебет счета 4.106.31.310 Кредит счета 4.302.31.730 — 59 000 руб.

5. Принято к учету основное средство — прибор «Иономер» по первоначальной стоимости по бюджетному виду деятельности (счет 0.101.34.000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения»):

Дебет счета 4.101.34.310 Кредит счета 4.106.31.310 — 59 000 руб.

Из проводок видно, что основное средство принято на учет по КФО 4 (бюджетное финансовое обеспечение) и будет использоваться для выполнения государственного задания.

Разбираем записи по восстановлению денежных средств, израсходованных на приобретение основного средства (прибора), предназначенного для использования в бюджетной деятельности.

После того как на лицевой счет учреждения поступило финансирование в виде субсидии на выполнение государственного задания по статье 310 (КОСГУ):

6. Восстанавливаем на лицевом счете сумму средств по предпринимательской деятельности, временно израсходованную на приобретение прибора «Иономера» в части недостающей стоимости на его приобретение:

Дебет счета 2.201.11.510 Кредит счета 2.304.06.730 — 19 000 руб.

По Дебету забалансового счета 18 (по КОСГУ 310) отражаем поступление средств на лицевой счет за счет восстановления полученными бюджетными ассигнованиями.

7. Уменьшаем задолженность средств от предпринимательской деятельности, временно привлеченных на покупку основного средства, за счет поступивших субсидий на лицевой счет:

Дебет счета 4.304.06.830 Кредит счета 4.201.11.610 — 19 000 руб.

По Кредиту счета 18 (по КОСГУ 310) отражаем выбытие средств со счета по учету субсидий.

При принятии всей оплаченной суммы за основное средство на бюджет учреждение не вправе рассчитывать на возмещение НДС.

С. С. Велижанская,
заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

ВВЕДЕНИЕ

С 2010 года началась реформа бюджетной системы, основанием которой послужил Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Данный закон призван расширить объем прав и повысить самостоятельность бюджетных учреждений, вследствие чего, изменяются механизмы их финансового обеспечения. Бюджетные учреждения переходят с бюджетной сметы на финансирование субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания. Основным документом, отражающим функционирование бюджетного учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности, преследующей цели: планирование общих объемов поступлений и выплат; определение сбалансированности финансовых показателей; планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения; планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения и управление доходами и расходами учреждения.

Выявленные бухгалтером плановые показатели по выплатам отражаются в разрезе следующих направлений расходов: оплата труда и начисления на оплату труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение материальных запасов, приобретение ценных бумаг, прочие выплаты, иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Объектом данной работы является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина».

Предметом выступает финансово-хозяйственная деятельность рассматриваемого учреждения.

Цель работы - исследование бюджетного учреждения путём рассмотрения информации о финансовом положении предприятия: финансовых результатах и их изменениях. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:



1.Изучить теоретические аспекты функционирования бюджетных учреждений на основе нормативно-правовых актов и данных научной литературы.

2.Проанализировать фактическое поступление субсидий по отношению к плану за отчетный период и к предыдущему году путем получения данных о финансовых результатах.

3.Определить пути повышения эффективности использования бюджетных средств в учреждении.

Проведение анализа плана финансово-хозяйственной деятельности на основе рассматриваемых данных (поступления денежных средств по плану за отчетный год к предыдущему периоду и анализ их целевого расходования) необходимо для определения направлений к использованию денежных средств, и,соответственно, эффективного ведения финансовой деятельности.

Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного. Наполняемость соответствующих уровней бюджетов определяется доходами от внешнеэкономической деятельности, сбора налогов,иных поступлений. При обратном процессе, федеральный бюджет может выделять бюджетам других уровней дополнительные денежные средства – трансферты - в виде дотаций, субсидий и субвенций.

При этом федеральный бюджет предоставляет эти средства региональному бюджету, а региональный – местному бюджету, нуждающемуся в них.

Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки. При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил.

Определение понятию «Субсидия» дается в свободной энциклопедии «ВикипедиЯ» Латинское происхождение этого слово трактуется как subsidium - помощь, поддержка. Это выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Необходимо выделить соответствующие понятию «субсидия» три основных свойства:

1. безвозмездная передача средств (возможен возврат средств)

2. целевой характер

3. софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии со ст.78.1 « Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 3.11.2015) из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Орган, осуществляющий функции учредителя с соответствии с предусмотренными учредительными документами утверждает государственные(муниципальные) задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться. В соответствии с рассматриваемой ст. 9.2 Федерального Закона от 12.01.1996 « О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ, уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение данного государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ изменилась форма предоставления бюджетных средств из бюджета бюджетным и автономным учреждениям. К новым формам финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений относятся:

1. Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п.1 ст. 78.1 БК РФ)

  1. Субсидии на иные цели (абзац 2,п.1 ст. 78.1 БК РФ)
  2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с пунктом (п.5 ст. 79 БК РФ).

В нормативные затраты на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг включаются затраты, прямо или косвенно связанные с оказанием услуги, в том числе:

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда,

Затраты на приобретение расходных материалов,

Техническое обслуживание,

Оплата коммунальных услуг,

Сигнализация, охрана и т.п.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенных бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии с частью 15 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на возмещение нормативных затрат, осуществляются без представления по месту открытия соответствующего лицевого счета: в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (остатки субсидий на возмещение нормативных затрат), используются в очередном финансовом году на те же цели (пункт 17 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

К затратам, финансируемым путем предоставления субсидиина иные цели можно отнести:

Затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания,

Затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации,

Затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание,

Иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме.

Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 ФЗ № 83-ФЗ). Остатки средств, неиспользованные в текущем финансовом году подлежат перечислению в соответствующий бюджет, а также могут быть возвращены в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего ГРБС (главного распорядителя бюджетных средств)

Возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений допускается согласно ст.79 Бюджетного кодекса РФ. При этом предоставление бюджетных инвестиций бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения. Бюджетные инвестиции не входят в состав субсидий на иные цели, т.е. представляют собой особую форму финансового обеспечения.

Следует различать понятия прямых и косвенных субсидий. В первом случае субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику).

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. (Государство практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, так же государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов)

Таким образом, условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели как и субвенция, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.

Опираясь на вышеозначенное, субсидия и субвенция в отличие от дотаций имеют целевой характер. Между собой субвенции и субсидии различаются долей в финансировании: субвенция составляет 100%-ное финансирование на определенную цель, а субсидия – только частичное.

2. Сравнительный анализ фактического поступления субсидий на текущие затраты по отношению к плану за отчетный период и к предыдущему году

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность и объективность которой позволяют всем участникам образовательного процесса а так же иным интересующимся лицам представить и понять финансовой состояние и финансовые результаты хозяйственной деятельности рассматриваемого учреждения.

Говоря о бюджетном учреждении, стоит отметить, что подобный статус имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы на обеспечение реализации предусмотренной законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправлении в сферах науки, образования или здравоохранения, культуры или социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта и иные. Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на выполнение предоставленного государственного заказа.

Гимназия №1 имени В.И. Ленина является муниципальным бюджетным образовательным учреждением,которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом путем оказания услуг в сфере образования.

Все бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Гимназия обеспечивает исполнение своих обязательств в рамках выделенного финансирования на выполнение государственного задания.

Финансирование образовательного учреждения осуществляется от таких источников как:

1.Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 3.11.2015) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

2.Согласно той же статье из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

3.Согласно п.4 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» в установленном порядке оказывает услуги, относящиеся к основным видам деятельности на платной основе.

4.Спонсорская помощь на проведение мероприятий.

В учреждении налажен внутренний контроль состояния бухгалтерского и налогового учета, достоверности учета данных и формирования отчетности. Руководит всей деятельностью бухгалтерии, несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение задач и функций, осуществляет в пределах своей компетенции функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль за соблюдением платежной и финансовой дисциплины, нормативного регулирования ведения бухгалтерского учета, используя соответствующие инструкции, а также формирует в соответствии с законодательством учетную политику главный бухгалтер учреждения.

В соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

Таким образом, исходя из представленных данных муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина»(далее МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина») можно представить картину ведения учета финансово-хозяйственной деятельности организации. (см. «Таблица 1»)

Таблица 1. Фиксированные данные о поступлении бюджетных средств в МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина» (руб.)

Поступления бюджетных средств Факт 2014 год 2015 год Отклонения
План Факт Факт на 2014 год к факту на 2015год Факт на 2015год к плану на 2015год
± ∆ % ± ∆ %
Всего поступлений, в т.ч: 56000268.00 49309500.00 56936695.08 +936427.08 +1.7 +7627195.8 +15.5
По субсидиям на выполнение государственного(мун) заказа 53649698.00 44149500.00 53741791.18 +92093.18 +0.2 +92273.18 +21.8
По субсидиям на иные цели 3524667.00 1933900.00 2843782.90 -680884.1 -19.3 +909882.9 +46.9
По бюджетным инвестициям - - - - - - -
Иные доходы 2411786.72 3266100.00 3511121.00 + 1099334.8 +14.6 +245021 +7.5

В части бухгалтерской отчетности более распространен горизонтальный анализ, при котором берется показатель (строчка) и выслеживается его изменение в течение двух либо более периодов отчета о прибылях и убытках либо соотношение плановых показателей с фактическими.

При горизонтальном анализе употребляют два подхода:

1.Сопоставление изменение в абсолютных величинах (к примеру, рублях),
2.Сопоставление конфигураций в относительных (процентных) величинах.

Зачастую в отчете аналитики употребляют оба подхода. При всем этом более «приятным» подходом выступает анализ конфигурации в процентах к предшествующему (либо первому) периоду (к примеру, "за последние три месяца доходы увеличились на 20%").

Ознакомившись со структурой доходов учреждения, стоит заметить отклонение в фактических данных, представленных в отчете бюджетного образовательного учреждения о финансово-хозяйственной деятельности на начало 2015 года от планируемого показателя. В данном случае оно будет положительным:

П(факт) - П(план) = 7627195.08 рублей → ∆ П (поступлений) ≈ 16 %

Аналогичная ситуация наблюдается при сопоставлении показателей отчетного периода по состоянию на 1.01.2015 года к показателям предыдущего периода:

П(2015 г)/П(2014 г)×100-100% →Т пр (темп прироста) ≈1.7 %

Найденный показатель интенсивности изменения уровня ряда позволяет увидеть, во сколько раз увеличился уровень бюджетных поступлений по сравнению с базисным. В данном случае темп прироста будет иметь незначительную величину 1,7 %,которая все же показывает положительную динамику.

Наглядным выводом по поступлении бюджетных средств на текущие расходы учреждения в МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И. Ленина» может служить гистограмма, отражающая подобные данные, охватывая несколько периодов.(« Гистограмма 1»)

Гистограмма 1

В 2015 году наблюдается тенденция увеличения доходов образовательной организации в части полученных средств в виде субсидий на обеспечение государственного задания по отношению к 2013 и 2014 году.

Увеличение доходов бюджета вызвано увеличением контингента обучающихся, а также это объясняется получением дополнительных государственных работ (проведение олимпиад, ремонт помещений). Одной из причин увеличения размера субсидии также может служить, к примеру, изменение размеры суммы выплат на предоставление меры социальной поддержки малообеспеченных семей,чьи дети обучаются в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории МО «город Ульяновск».Данное повышение зависит от величины прожиточного минимума при сравнительно не изменяющимся уровнем минимального размера оплаты труда родителей обучающихся.

07 апреля

В соответствии с бюджетным законодательством финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).

Государственные (муниципальные) задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ) потребителям формируются и утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Показатели государственного (муниципального) задания используются:

  • при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  • для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными правовыми нормативными актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основной деятельностью бюджетных и автономных учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждений (уставом).

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания .

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом:

  • расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;
  • расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
  • мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется .

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными и автономными учреждениями полномочий по исполнению публичных нормативных обязательств в денежной форме перед физическим лицом осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с Указаниями о применении Бюджетной классификации в Российской Федерации, утвержденной Приказом МФ РФ от 01.07.2013 № 65н, финансирование бюджетных и автономных учреждений из соответствующего уровня бюджета должно исходить из соблюдения принципа финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений . Данный принцип заключается в едином подходе определения объемов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений, связанные с выплатами персоналу по трудовому законодательству Российской Федерации, с закупками на хозяйственные нужды учреждения и т.п. При этом отдельно выделяются целевые статьи на капитальные вложения, на выплаты социального характера (публичные нормативные обязательства), налоги и сборы и т. п.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ статья 69.2 БК РФ дополнена пунктом 4 следующего содержания: «Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ ».

Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ внесены дополнения в статьи 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ, связанные с новыми условиями предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям.

Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Указания по применению Бюджетной классификации Российской Федерации» введены новые формы субсидий.

Таким образом, с 1 января 2014 года бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из соответствующих бюджетов 4 вида субсидий:

  • субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  • субсидии на иные цели;
  • гранты в форме субсидий (новая форма субсидий);
  • субсидии на осуществление капитальных вложений (новая форма субсидий).

Данные виды субсидий бюджета имеют следующую кодировку в Бюджетной классификации Российской Феде-рации:

Коды КВР: 600 - предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям

610 - субсидии бюджетным учреждениям

611 - субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

612 - субсидии бюджетным учреждениям на иные цели

613 - гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям

620 - субсидии автономным учреждениям

621 - субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

622 - субсидии автономным учреждениям на иные цели

623 - гранты в форме субсидий автономным учреждениям

Коды КВР: 460 - субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям:

461 бюджетными учреждениями

462 - субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества автономными учреждениями

464 бюджетными учреждениями

465 - субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономными учреждени-ями

С 1 января 2014 года субсидия бюджета, связанная с выполнением задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг, отражающая операции на бухгалтерском учете кодом 4 18 разряда , имеет некоторые отличительные особенности в наименовании и условиях предоставления субсидии:

Изменение в наименовании субсидии

Субсидия на возмещение нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

Субсидия на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

Новое в условиях предоставления субсидии

Не соблюдалась норма Федерального Закона № 83-ФЗ о самостоятельности бюджетных и автономных учреждений. Поэтому расход субсидий определялся исходя из нормативных затрат на выполнение учреждениями задания

Объемы заданий и финансового обеспеченияутверждает ГРСБ с полномочиями учредителя, а учреждения самостоятельно определяют соответствующие расходы при условии равенства доходов и расходов

Не включались расходы по текущему содержанию учреждения

Включается покрытие расходов по текущему содержанию учреждения

Отсутствие единого подхода к определению объема финансового обеспечения

Должен быть одинаковый (единый) подход к определению объема финансового обеспечения (гарантий бюджета через принятие расходных обязательств)

В соответствии с п. 4 ст. 69.2 «Государственное (муниципальное) задание», объем финансового обеспечения выполнения задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на его выполнение. Однако нормативные затраты на выполнение соответствующих заданий для бюджетных и автономных учреждений определяются с целью расчета объемов субсидий как гарантии учредителя (бюджета), а не для целей самостоятельного расходования субсидий бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Таким образом, объем финансового обеспечения государственного (муниципального) задания для аналогичных по специфике деятельности (аналогичные объемы на услуги) бюджетных и автономных учреждений должен быть в одинаковом размере.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг , тем самым учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием. В свою очередь получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности.

Таким образом, под утвержденные в годовом объеме (в объемах согласно графику) субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя (бюджета) по предоставлению им субсидии. Операция начисления субсидии, в объеме принятого Соглашения, отражается в бухгалтерском учете как доход будущего периода (счет 401 40 ) в следующем по-рядке:

Дебет 4 205 80 560 Кредит 4 401 40 180

При фактическом поступлении субсидий, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, в течение финансового года на бухгалтерском учете учреждения на поступившие суммы субсидий производятся следующие учетные записи:

Дебет 4 201 11(21) 510 Кредит 4 205 80 660 счет 17 код 180

Дебет 4 401 40 180 Кредит 4 401 10 180

При этом необходимо иметь в виду, что даже если фактически субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствующий период не поступила , то не исключается возможность принятия денежных обязательств, связанных с приобретениями активов и другими хозяйственными нуждами, т. е. допускается временная кредиторская задолженность по причине непоступления субсидий.

Субсидии на иные цели , предоставляемые учредителем на покрытие расходов, имеющих целевую направленность, и отражающие в учете учредителя и получателя субсидии (учреждение) в следующем порядке:

Учредитель

Учреждение

Перечисление субсидии с единого счета бюджета на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения

Дебет 1 206 41 560

Кредит 1 304 05 241

Поступление субсидии на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения

Дебет 5 201 11 510счет 17 код 180

Кредит 5 205 80 660

При этом, как правило, необходимо равенство дебетового оборота счета 1 206 41 и кредитового оборота счета 5 205 80 . Допустим, учредителем перечислено на лицевой счет учреждения 100 тыс. руб. (дебетовый оборот 1 206 41) и поступило субсидии на лицевой счет учреждения (кредитовый оборот 5 205 80) - 100 тыс. руб. Однако отсутствие равенства вышеуказанных оборотов может не рассматриваться

как нецелевое использование субсидии на иные цели в следующем случае:

  • принятое денежное обязательство (кредиторская задолженность) за счет субсидии на иные цели может погашаться средствами приносящей доход деятельности.

Допустим, учредителем перечислено субсидии на иные цели (дебетовый оборот 1 206 41 ) - 100 тыс. руб., поступление на лицевой счет учреждения (кредитовый оборот счета 5 205 80) - 100 тыс. руб. При этом в учете у учреждения отражается два кредитовых оборота:

* по счету 5 205 80 - 100 тыс. руб.;

* по счету 5 304 06 - 20 тыс. руб.

Таким образом , кредитовый оборот по счету 5 304 06 в сумме 20 тыс. руб. подтверждает погашение обязательства, принятого за счет субсидий на иные цели, средствами приносящей доход деятельности.

В случае возврата поставщиком (подрядчиком) авансового платежа, ранее перечисленного с лицевого счета учреждения под будущую поставку материальных ценностей (работ, услуг) в одном текущем периоде , операция отражается в следующем порядке:

  • перечислен аванс согласно договорным условиям:

Дебет 5 206 00 560 Кредит 5 201 11 610 счет 18 коды 200, 340

  • возврат поставщиком (подрядчиком) суммы аванса:

Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 206 00 660 счет 18 знак «минус» коды 200, 340 - восстановление кассового расхода.

В случае возврата авансового платежа на лицевой счет по ПДД (при отсутствии лицевого счета под субсидии на иные цели) операции, связанные с возвратом ранее перечисленного аванса в одном текущем периоде , отражаются на учете в следующем порядке:

  • перечисление авансового платежа, согласно договору, с лицевого счета учреждения, открытого органом казначейства под субсидии на иные цели:

Дебет 5 206 00 560 Кредит 5 201 11 610 счет 18 коды 200, 340

  • поступление денежных средств в виде возврата ранее перечисленного аванса на лицевой счет учреждения, открытого органом казначейства на средства ПДД:

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730 счет 17 код 180

  • списание задолженности поставщика (подрядчика) на сумму возврата авансового платежа:

Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 206 00 660

  • перечисление денежных средств в сумме возврата авансового платежа с лицевого счета учреждения, открытого под средства ПДД на единый счет бюджета (в противном случае будет признано нецелевое использование субсидии на иные цели):

Дебет 5 401 10 180 Кредит 5 303 05 730 - начислена задолженность перед бюджетом на сумму возврата авансового платежа;

Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 11 610 счет 17 знак «минус» код 180 - денежные средства перечислены на единый счет бюджета;

Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 304 06 730 - погашена задолженность перед бюджетом на сумму возврата авансового платежа.

В случае если возврат ранее перечисленного авансового платежа осуществляется в следующем отчетном периоде (финансовом году) , то сумма аванса признается в бухгалтерском учете дебиторской задолженностью прошлых лет и отражается в учете при помощи зачета через некассовую операцию в следующем порядке:

Дебет 5 205 80 560 Кредит 5 206 00 660

Таким образом, дебетовый оборот счета 5 205 80 отражает доход код 180 со знаком «минус», а кредитовый оборот счета 5 206 00 отражает расход с кодом 220, 340 со знаком «минус».

Поступление денежных средств в виде возврата ранее перечисленного аванса в погашение дебиторской задолженности прошлых лет отражается в следующем порядке:

Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 205 80 660 счет 17 код 180

Данная сумма подлежит перечислению на единый счет бюджета в виде дохода бюджета в вышеуказанном порядке.

Субсидии в форме грантов , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на конкурсных условиях из федерального, регионального и местного уровней бюджетов.

В этом случае грантодателями государственных (муниципальных) грантов выступают органы государственной власти (органы самоуправления), а грантополучателями являются учреждения. В целях возможности участия в конкурсе на получение гранта необходимо владеть следующей информацией:

  • объявления о конкурсах на соискание грантов в печатных изданиях и Интернете на сайтах органов государственной власти (органов самоуправления);
  • на каких условиях объявляется конкурс на получение соответствующего гранта;
  • сроки проведения конкурса и сроки подачи заявок на участие в конкурсе и другие необходимые сведения.

При этом имеется возможность предоставления грантов в форме субсидий не только одним уровнем бюджета другому уровню бюджета (код КОСГУ 151), но и предоставление гранта напрямую из соответствующего бюджета на лицевой счет учреждения (код КОСГУ 180). Например, предоставление гранта федеральным бюджетом муниципальному учреждению на конкурсной основе на лицевой счет учреждения без санкционирования, открытый для приносящей доход деятельности в кредитной организации (банке). В этом случае операция поступления грантов на бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения будет отражаться в следующем порядке:

  • начисление гранта в форме субсидий бюджета:

Дебет 2 205 80 560 Кредит 2 401 10 180

Дебет 2 201 21 510 Кредит 2 205 80 660 счет 17 код КОСГУ 180

Предоставление учредителем учреждения (собственным уровнем бюджета) субсидии в форме гранта на конкурсной основе может осуществляться за счет субсидии на иные цели. При этом необходимо обеспечить ведение раздельного учета. В этом случае отражение операций по предоставлению грантов на бухгалтерском учете учреждения производится в следующем порядке:

  • начисление гранта в форме субсидий бюджета на раздельном учете:

Дебет 5 205 80 560 Кредит 5 401 10 180

  • поступление денежных средств на лицевой счет учреждения в форме гранта:

Дебет 5 201 11(21) 510 Кредит 5 205 80 660 счет 17 код КОСГУ 180

Таким образом , операции использования поступающих грантов в форме субсидий отражаются в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений по коду 2 или 5 18 разряда счета бухгалтерского учета в зависимости от условий предоставления грантов.

В соответствии п. 14 ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» НК РФ гранты не подлежат налогообложению налогом на прибыль при соблюдении следующих условий:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотрены законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта;
  • ведение в обязательном порядке раздельного учета полученных грантов (доходов) и произведенных грантов (расходов) в рамках целевого финансирования. В противном случае при отсутствии раздельного учета поступающие гранты рассматриваются налоговыми органами как средства, подлежащие налогообложению (внереализационный доход).

Субсидии на осуществление капитальных вложений , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на приобретение объектов недвижимого имущества и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Согласно Указаниям по применению Бюджетной классификации в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 01.07.2013 № 65н), субсидии на осуществление капитальных вложений используются бюджетными и автономными учреждениями в следующих направлениях:

  • на приобретение объектов недвижимого имущества;
  • на осуществление капитального строительства объектов недвижимости.

Таким образом , затраты, связанные с реконструкцией объектов недвижимого имущества, а также с их достройкой, должны покрываться данной формой субсидии. Однако использовать субсидии на осуществление капитальных вложений на приобретение объектов движимого имущества недопустимо , так как приобретение движимого имущества осуществляется за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иначе будет признана нецелевая направленность данной субсидии.

С 1 января 2014 г. операции, связанные с субсидиями на осуществление капитальных вложений для бюджетных и автономных учреждений, отражаются на бухгалтерском учете с кодом 6 18 разряда в следующем порядке:

  • начисление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества :

Дебет 6 205 80 560 Кредит 6 401 10 180

  • поступление субсидии на осуществление капитальных вложений на лицевой счет учреждения на основании выписки:

Дебет 6 201 11(21) 510 Кредит 6 205 80 660 счет 17 код КОСГУ 180

  • принятие денежных обязательств (начисление кредиторской задолженности) перед поставщиком объектов недвижимого имущества :

Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 31 730

  • перечисление денежных средств поставщику за приобретенный объект недвижимого имущества :

Дебет 6 302 31 830 Кредит 6 201 11(21) 610 счет 18 код КОСГУ 310

  • начисление расходов, связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства (проектно-сметная документация, строительно-монтажные работы, технический надзор и т.п.), т.е. формирование инвентарной стоимости объекта недвижимого имущества :

Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 31 730 - начисление задолженности перед подрядчиками за строительно-монтажные работы;

Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 26 730 - начисление задолженности за выполненные работы по ПСД и т.п.

  • перечисление денежных средств за выполненные работы:

Дебет 6 302 31(26) 830 Кредит 6 201 11(21) 610 счет 18 код КОСГУ 310, 226 - принятие к бухгалтерскому учету приобретенного (завершенного строительством) объекта недвижимого имущества:

Дебет 6 101 11(12,13) 310 Кредит 6 106 11 410

  • начисление амортизации по объекту недвижимого имущества в установленном порядке (ежемесячно по норме):

Дебет 6 109 70 271 Кредит 6 104 11(12,13) 410

Имеются некоторые особенности использования субсидий бюджета, связанных с покрытиями пени по налогам и сборам , а также штрафных санкций по гражданско-правовым договорам.

При этом необходимо иметь в виду, что субсидии бюджета могут использоваться на оплату пени по налогам и сборам в следующих случаях:

  • причина неисполнения :

Дебет 4 109 80 290 Кредит 4 303 05 730

Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11(21) 610 счет 18 код 290 - перечисление в бюджет (государственные внебюджетные фонды) суммы пени по налогам и сборам;

  • имеется целевое назначение субсидии бюджета на покрытие пени по налогам и сборам:

Дебет 5 109 80 290 Кредит 5 303 05 730 - начисление суммы пени по налогам и сборам;

Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 201 11(21) 610 счет 18 код 290 - перечисление в бюджет (государственные внебюджетные фонды) суммы пени по налогам и сборам.

При этом необходимо учитывать следующее: если причина возникновения пени по налогам и сборам иная, то исполнение по оплате пени в бюджет и государственные внебюджетные фонды предусматривается за счет средств от приносящей доход деятельности.

Штрафные санкции, связанные с закупками по гражданско-правовым договорам , могут покрываться субсидиями бюджета в следующих случаях:

  • причина неисполнения Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг :

Дебет 4 109 80 290 Кредит 4 302 91 730

Дебет 4 302 91 830 Кредит 4 201 11(21) 610 счет 18 код 290 - перечисление штрафных санкций за нарушение договорных условий;

  • при наличии судебного решения в пользу контрагента за счет субсидии бюджета на иные цели:

Дебет 5 109 80 290 Кредит 5 302 91 730 - начисление штрафных санкций (неустойки, пени) за нарушение договорных условий;

Дебет 5 302 91 830 Кредит 5 201 11(21) 610 счет 18 код 290 - перечисление штрафных санкций за нарушение договорных условий.

При этом необходимо учитывать следующее: в случае принятия решения о погашении штрафной санкции на добровольной основе исполнение предусматривается за счет средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, при определении объемов финансового обеспечения (субсидий бюджета), связанных с финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных и автономных учреждений, необходимо учитывать следующее:

  • в целях единого подхода к определению объемов финансового обеспечения выполнения задания бюджетными и автономными учреждениями необходимо учитывать отраслевую специфику деятельности и нормативные затраты на оказание аналогичных услуг. Тем самым соблюдается равенство: нормативы затрат и соответствующие им объемы заданий и финансового обеспечения должны быть равными для всех учреждений, оказывающих аналогичные услуги;
  • нормативы затрат на содержание имущества учреждений могут быть разными, так как зависят от многих факторов;
  • объемы финансового обеспечения в форме субсидий на осуществление капитальных вложений формируются учредителем в зависимости от их реальной потребности.


На выполнение государственного (муниципального) задания по итогам определенного периода выполнения задания могут осуществляться расходы , которые не планировались бюджетным учреждением в начале года. С этой целью в установленном порядке должны быть внесены изменения в План финансово-хозяйственной деятельности.
Действующее законодательство не содержит требований, согласно которым:
- средства субсидии на выполнение задания должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые принимались в расчет при определении размера этой субсидии;
- экономия средств субсидии на выполнение задания не может быть использована на осуществление тех расходов, которые согласно сложившейся практике обеспечиваются за счет средств целевых субсидий.

Обоснование вывода:
В силу положений п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно , если иное не установлено законом. При этом денежные средства в соответствии с действующим законодательством к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").
Таким образом, бюджетное учреждение вправе самостоятельно принимать решение о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов, учитывая ограничения по расходованию денежных средств, которые предусматриваются для отдельных видов деятельности (финансового обеспечения).
При этом обязательно должен корректироваться План ФХД (в части возможности осуществления расходов по определенным кодам КОСГУ в необходимых объемах). Порядок внесения изменений в План ФХД бюджетного учреждения, в том числе необходимость предоставления (оформления) расшифровок и обоснований, определяется учредителем (п.п. 2, 22 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н).

Экономия средств субсидии на выполнение задания

Бюджетные учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с Планами ФХД.
Иными словами, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки , в полном объеме и с должным качеством.
Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (смотрите, например, письма Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073 , от 09.08.2012 N 02-13-06/3106 , от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).

Целевая субсидия

К источникам финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений относятся, в частности, средства целевых субсидий, которые предоставляются согласно абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Как правило , решение о предоставлении целевой субсидии (субсидии на иные цели) принимается, если:
- существует необходимость в санкционировании расходов;
- расходы носят непостоянный характер;
- включение расходов в нормативные затраты исказит стоимость услуги , оказываемой в рамках задания.
Подобные разъяснения даны, например, в письме Минфина России от 18.09.2012 N 02-03-11/3784.
Перечень целей, на которые органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, могут выделяться целевые субсидии, на федеральном уровне законодательно не ограничен. В частности, за счет средств целевых субсидий бюджетные учреждения могут осуществлять расходы на проведение ремонта (смотрите Комплексные рекомендации, утвержденные письмом Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959).
Целевые субсидии являются инструментом дополнительной финансовой поддержки государственных (муниципальных) учреждений.
Иными словами, существующая практика финансового обеспечения за счет целевых субсидий ремонтных работ не означает, что действующее законодательство ограничивает право бюджетных учреждений на осуществление аналогичных расходов за счет собственных доходов или за счет экономии средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Остатки средств субсидии на выполнение задания по итогам года

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых создано бюджетное учреждение (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ с 1 января 2012 года эти суммы не учитываются при налогообложении прибыли бюджетных и автономных учреждений (смотрите также письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040).
Уменьшение субсидии на выполнение задания в объеме неиспользованных остатков на начало очередного финансового года противоречит законодательству Российской Федерации (письмо Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой

Как оформить приобретение ОС за счет нескольких источников финансирования?



Получили субсидию на иные цели (КФО 5) на приобретение объектов ОС. Денег не хватило , поэтому частично оплатили с предпринимательской деятельности (КФО 2). Купили автомобили. Какими бухгалтерскими записями оформить данную операцию и как отразить ее в программе? Учреждение - бюджетное, на субсидиях.

Письмом Минфина России доведены разъяснения об отражении в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений приобретения имущества за счет субсидий на иные цели (КФО 5). В частности предусмотрено принятие к учету вложений в особо ценное имущество , произведенных за счет субсидий на иные цели, по виду деятельности "4" (КФО 4) на основании Справки (ф. 0504833 ).

В приложении к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 приведены бухгалтерские записи по приобретению имущества за счет субсидий на иные цели.

(Смотрите Рис.1)

(Рис.1)

Следует отметить, что хотя в названии операции 2.2.4 упоминается “особо ценное” имущество, в аналитической группе счета 106 указан символ “x”, то есть на КФО 4 может быть переведено и иное движимое имущество.

Рассмотрим порядок оформления данной операции на конкретном примере.

Пример:

На приобретение 3-х автомобилей (одной марки по одной стоимости) была выделена целевая субсидия (КФО 5) в размере 1 500 000 руб., однако по результатам торгов необходимую технику можно было приобрести только за 1 800 000 руб. Недостающая сумма (300 000 руб.) была уплачена за счет средств приносящей доход деятельности (КФО 2) и отражена как внереализационный расход. Согласно Учетной политике учреждения по КФО 5 ведется учет по бюджетной классификации – в Структуре рабочего плана счетов учреждения для КФО 5 установлен тип КПС “Бюджетная классификация”.

Формирование фактической стоимости ОС

В программе “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8” формирование вложений в объекты основных средств (операция 2.2.2) отражается документом “Покупка ОС и НМА ” с соответствующей операцией.
При приобретении ОС за счет средств субсидий на иные цели в документе “Покупка ОС и НМА ” следует указать КФО – 5.

(Смотрите Рис.2)



(Рис.2)

На закладке “Капитальные вложения ” документа “Покупка ОС и НМА ” указывается элемент справочника “Основные средства ”.

Важно! Если объект приобретен за счет нескольких КФО, в справочник “Основные средства” для группы однотипных ОС следует ввести одну позицию с видом НФА “Капитальные вложения”. Остальные реквизиты можно не заполнять. (Смотрите Рис.3)

(Рис.3)

В документе “Покупка ОС и НМА ” для этой позиции следует указать количество поступивших объектов однотипных ОС и сумму вложений за счет целевой субсидии.

(Смотрите Рис.4)

(Рис.4)

Формирование капитальных вложений за счет средств приносящей доход деятельности оформляется в том же порядке. В документе “Покупка ОС и НМА ” следует указать КФО – 2.

Важно! В качестве Объекта капвложения должен быть тот же элемент справочника “Основные средства” с видом “Капвложения”, на который были отнесены затраты по КФО 5. Количество объектов указывать не следует. (Смотрите Рис.5)


(Рис.5)


Отнесение затрат на другой вид деятельности

Операция по принятию к учету по виду деятельности "4" вложений в особо ценное имущество , произведенных за счет субсидий на иные цели (операция 2.2.4), в программе “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8” оформляется документом "Перенос затрат по НФА на другой КФО , КПС " (находится в меню «ОС, НМА, НПА» – «Прочие операции»).

В шапке документа в качестве реквизита “Счет ” следует выбрать аналитический счет, по которому необходимо выполнить перенос данных, в условиях примера - 106.31.
На закладке "Общая " в группе "Реквизиты Списания " следует указать КФО и КПС , с которых надо перенести вложения, а также счет (Счет списания ), через который производится списание затрат со старого КФО (КПС), и его аналитику.

В группе "Реквизиты оприходования " следует указать КФО и КПС , на которые переносятся вложения, а также счет (Счет оприходования ), через который производится списание затрат на новые КФО, КПС, и его аналитику.(Смотрите Рис.6)


В соответствии с положениями письма Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 (операция 2.2.4) при переносе вложений с КФО 5 на КФО 4 в качестве транзитного счета следует указывать счет 304.06.


(Рис.6)


На закладке "Капвложения " следует указать объект, капвложения по которому следует перенести на другой КФО (КПС). Количество и стоимость, учтенные по объекту, будут указаны автоматически. (Смотрите Рис.7)


(Рис.7)

Операция по принятию к учету по КФО 4 вложений, произведенных за счет средств приносящей доход деятельности (КФО 2), также оформляется документом "Перенос затрат по НФА на другой КФО , КПС ".

По КФО 2 документ "Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС " оформляется в том же порядке, как по КФО 5, с учетом следующих особенностей.

1. Поскольку на счете 2.106.31 учитывается только сумма капитальных вложений, в шапке документа следует включить флажок "Передача капитальных затрат ".

2. Следует отметить, что для переноса вложений с КФО 2 на КФО 4 следует использовать счета 401.20.241 и 401.10.180 , поскольку по КФО 2 необходимо отразить внереализационные расходы. Поэтому в качестве Счета списания следует указать счет 401.20.241 , в качестве Счета оприходования следует указать счет 401.10.180 . (Смотрите Рис.8)


(Рис.8)

3. На закладке "Капвложения " следует указать тот же элемент справочника “Основные средства” с видом “Капвложения ”, на который изначально были отнесены затраты по КФО 5.

Выбор объектов в таблицу можно производить при помощи кнопки “Подбор ”, которая открывает либо справочник “Основные средства ”, либо таблицу с уже отобранными объектами, учитываемыми на указанном счете по старым КФО и КПС.

Если подбор производится из справочника “Основные средства ”, определение стоимости объекта производится по нажатию кнопки “Рассчитать ” на панели таблицы. (Смотрите Рис.9)


Поскольку на счете 2.106.31 учитывается только сумма капитальных вложений, количество не указывается.


(Рис.9)

Если сформировать стандартный отчет “Оборотно-сальдовая ведомость по счету 106 ” с группировкой по КФО и отбором по субконто “Основные средства ” по объекту, на котором собирались затраты, то увидим, что все капитальные вложения отнесены на КФО 4. (Смотрите Рис.10)

 


Читайте:



Первичные учетные документы Первичные документы бухгалтерского учета в

Первичные учетные документы Первичные документы бухгалтерского учета в

Каждый бухгалтер должен знать, что относится к первичным документам бухучета. Выясним, какие бланки действительны в 2017 году, какие нормативные...

Штраф за неуплату налогов Штраф за уклонение от налогов физ лицами

Штраф за неуплату налогов Штраф за уклонение от налогов физ лицами

Уклонение от уплаты налогов , которое было обнаружено, влечет для виновного крайне неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные суммы,...

Как рассчитать остаточную стоимость ОС при распределении прибыли между ГО и ОП?

Как рассчитать остаточную стоимость ОС при распределении прибыли между ГО и ОП?

Остаточная стоимость ОС представляет собой стоимость объекта ОС после начисления амортизации в период пользования. Подробнее о том, как...

Советский ученый экономист кондратьев

Советский ученый экономист кондратьев

Печально известный полигон «Коммунарка» стал местом гибели многих советских опальных ученых. Одним из них был экономист Николай Дмитриевич...

feed-image RSS