Главная - Свое дело
I Социально-экономическое развитие Китая на рубеже XX-XXIвв. Развитие китайской экономической мысли на рубеже XX–XXI веков Китай и страны Азии

Цели: Рассмотреть социально-экономическое, политическое развитие Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай

Социально-экономическое развитие Китая в конце XX веке.

Беспрецедентные успехи в социально-экономическом развитии Китая в конце XX века стали важным событием на мировой арене. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамично развивающуюся мировую державу. В последние десятилетия мир стал свидетелем «китайского чуда»: в КНР достигнуты значительные успехи в реформировании централизованной системы, на протяжении всего периода преобразований сохраняются высокие темпы роста экономики (в среднем 10 процентов в год), четко прослеживается тенденция к усилению экономической мощи страны. Превращение Китая из страны с замкнутой на саму себя плановой экономикой в торговую державу, в значительной степени ориентированную на рынок, сказалось на всей глобальной экономике.

Большую роль в проведении реформы сыграли китайские руководители, в первую очередь, Дэн Сяопин. Под его руководством Китайская Народная Республика стала одной из мировых экономических стран-лидеров. При подготовке реформы Дэн Сяопин отмечал: «Почему, говоря о рынке, тут же говорят о капитализме, и только планирование - это социализм? Планирование и рынок - это способы. Если данный способ полезен для развития производительных сил, значит, его можно использовать». Со второй половины 1988 года китайские ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистической товарной экономики». В «социалистической рыночной экономике» государство должно управлять экономикой посредством макроэкономических инструментов, а не административными методами и способствовать созданию единого национального рынка в Китае. Новой целью планирования является контроль совокупного спроса и предложения, корректировка географического распределения различных отраслей промышленности, управление финансовыми и материальными ресурсами.

Китайский опыт экономических реформ, в отличие от реформ в Восточной Европе и в России, отличается постепенностью рыночных преобразований. Так, Китай постепенно открывал новые зоны для доступа иностранных инвестиций в страну, была проведена частичная либерализация цен, дабы избежать инфляции и народных волнений. Инфляция в КНР оставалась сравнительно низкой за весь период реформ. Это способствовало стабильности и гарантировало поддержку экономических реформ населением. В последние годы экономика Китая стремительно развивается. После того как была проведена либерализация внутреннего рынка для иностранных инвестиций и предоставлена свобода развитию частного сектора, в стране появились компании, обороты которых достигали миллиарды долларов. В производстве электроники, товаров народного потребления эта страна уже стала мировым лидером. Положительные перемены произошли в китайском автомобилестроении, легкой промышленности и других отраслях. Ассоциация Китайских автопроизводителей заявила, что Китай вышел на второе место по продажам автомобилей в мире.

Социально-экономические основы и факторы развития сотрудничества Китая и России в начале XXI века.

В конце ХХ--начале XXI века Китай стал мощной экономической державой, обладающей мощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать представившиеся ему возможности и значительно продвинуться вперёд в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии. Развитие экономики характеризовалось устойчивым ростом, составившим около 10% в год (2004).

В решении этой задачи Китай, опираясь прежде всего на свои собственные внутренние силы, ищет партнеров для сотрудничества на взаимовыгодной основе. Социально-экономическое взаимодействие с России и Китая является одним из необходимых условий успешной реализации китайского проекта с одной стороны и возрождения России, как великого могучего и процветающего государства, с другой. Во взаимоотношениях Китая и России целесообразно руководствоваться принципом - «тройной пользы», а именно: развитие производительных сил общества, рост совокупной мощи государства, повышение жизненного уровня населения.

Стратегическое партнерство России и Китая отвечает жизненно важным интересам народов как Китая, так и России.

Народонаселение и развитие Китая в 21 веке.

Начиная с 70-ых годов 20 века, в особенности со времени проведения политики реформ и открытости, Китай разработал демографическую политику контроля над ростом населения и повышения качественных характеристик населения, стал всесторонне осуществлять плановое деторождение, как фундаментальную политику государства. Государство поощряет поздний брак и позднее рождение ребенка, призывает к рождению одного ребенка в семье, согласно законодательным установкам допускает рождение второго ребенка. В отношении национальных меньшинств также проводится политика планового деторождения. В провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения действуют соответствующие политические установки, разработанные с учетом местных реалий.

Китайское правительство уделяет большое внимание проблемам народонаселения и развития и включило их в повестку дня своей работы, как важную составную часть разработки генерального плана социального и народнохозяйственного развития страны.

Китайская Народная Республика

1 Социально-экономическое развитие Китая на рубеже XX-XXIвв.

2 Политическое развитие Китая на рубеже XX-XXIвв.

3 Внешняя политика Китая на рубеже XX-XXIвв.

I Социально-экономическое развитие Китая на рубеже XX-XXIвв.

К концу 1970-х годов в КНР после смерти Мао Цзэдуна оказалась в сложной социально-экономической и политической обстановке, произошло снижение жизненного уровня основных слоев китайского общества.

Оказавшийся во главе государства реформатор Дэн Сяопин взял курс на создание смешанной экономики, использование рыночных механизмов, привлечение иностранного капитала.

Под вывеской строительства «социализма с китайским лицом» строился «капитализм с китайской спецификой».

Причины реформ:

Во-первых, в 1978 г., два года спустя после смерти Мао Цзэдуна, КПК находилась на грани политического кризиса. Бесконечные идеологические компании и внутрипартийная борьба за власть привели к потере доверия китайского народа к компартии. Особенно знаменательными стали две компании - «большой скачок» (1958-1959 гг.) и культурная революция (1966-1969 гг.). Дэн Сяопин понимал, что для восстановления доверия к власти, необходимо провести экономические реформы, нацеленные на повышение жизненного уровня людей.

Во-вторых, к 1978 г. экономика Китая находилась в стагнации. Реальные доходы оставались практически на одном уровне более 10 лет. У Китая не хватало валюты для закупки необходимых импортных товаров. Технологический разрыв между Китаем и развитыми странами исчислялся десятилетиями. А в это время соседние страны Юго-Восточной Азии показывали, каких темпов роста могут достичь рыночные экономики.

В-третьих, избыточность и бедность сельского населения. Более 70 % населения проживало в сельской местности. Дохода от сельского хозяйства хватало разве что только на выживание. Возможности дополнительного заработка были ограниченными. Скрытая безработица представляла еще большую проблему, которая стала очевидной только с проведением деколлективизации в 19781979 гг. Для сельского населения реформы представляли меньшее зло, чем продолжение существующей системы. Помимо этого, огромный излишек рабочей силы являлся важным ресурсом для развития индустриального сектора.

В-четвертых, КПК имела сильную административную систему. В прошлом эта властная сеть использовалась для приведения в жизнь экономической политики Мао Цзэдуна. Дэн Сяопин понимал, что этот административный ресурс также может быть эффективно использован в целях проведения экономических реформ.

Была провозглашена политика «четырёх модернизаций» - сельского хозяйства, промышленности, обороны, а также сферы науки и технологии.

Этапы проведения реформ:

Первый охватывает 1978-1991 гг. и включает два этапа: 1978-1983 гг. - сельская реформа и эксперимент в городе по расширению самостоятельности предприятий; 1984-1991 гг. - эксперимент с реформированием госпредприятий, создание особых экономических зон.

Второй период охватывает 1992-2003 гг. радикальных рыночных преобразований, цель которых - создать систему социалистической рыночной экономики. В центре реформы лозунги: «создать на месте госпредприятий систему современных (конкурентных) предприятий», «опора на науку и образование», «создание общества среднего достатка (сяокан)».

Третий период начался в 2003 г., его связывают с тандемом руководителей КНР Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябал, а характеризуют поворот страны к ресурсосберегающему и экологически щадящему экономическому росту в интересах гармоничного развития регионов, повышения качества жизни людей. Толчком к выработке нового курса послужило распространение в Китае атипичной пневмонии. Реализация нового курса - основная задача 11-й пятилетки, главная идея которой гармонизация - выравнивание регионального развития, уменьшение неравенства между городом и деревней, между регионами, решение социальных проблем, энергосбережение и решение экологических проблем на базе научной концепции развития.

Мероприятия реформы Дэн Сяопина:

¾ повышение на 25 – 30 % закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию при одновременном сокращении налогообложения в деревне,

¾ пересмотр тарифных ставок примерно у 40 % рабочих и служащих, более широкое применение премиальных выплат,

¾ введение различных дотаций в связи с ростом розничных цен.

¾ «системы производственной ответственности», последовательно внедрялась начиная с 1979 г.

Суть «производственной ответственности» состояла в том, что крестьянский двор, получив землю (в ряде случаев те же участки, что принадлежали ему прежде, до коллективизации), заключал контракт с руководством производственной бригады, представлявшим интересы государства. Контракт не ограничивал крестьян определенными формами хозяйственного использования земли, но предусматривал лишь уплату государству сельскохозяйственного налога и продажу государству части урожая. Все излишки, остававшиеся в крестьянском дворе, могли использоваться в зависимости от желаний крестьян и рыночной конъюнктуры. При этом были значительно повышены закупочные цены и они были тем выше, чем больше сверхплановой продукции сдавалось государству.

¾ реформа на государственных предприятиях сопровождалась предоставлением им возможности самостоятельно определять потребность в рабочей силе, сроки и условия найма. С 1982 г. стала вводиться система трудовых договоров, в которых оговаривались условия труда и его оплаты и продолжительность выполнения служебных обязанностей

¾ происходили изменения также и в системе оплаты труда. До реформы 90 % работающих получали фиксированную заработную плату, зависящую от тарифной сетки. В ходе реформ наметился отход от такого порядка: оплата труда более 40 миллионов рабочих и служащих была преобразована в сдельную.

¾ Начавшаяся с середины 80-х гг. реформа социального обесᴨȇчения разворачивалась по нескольким направлениям.

Первое из них - курс на сокращение прямых государственных дотаций, всплеск котоҏыҳ, в ᴨȇрвые годы реформ (за 2 года в 10 раз) объяснялся стремлением комᴨȇнсировать повышение цен. По мере насыщения рынка постеᴨȇнно сокращалась сфера карточного снабжения, которая тоже являлась завуалированной формой ценовых дотаций.

Второе - создание системы государственного социального обесᴨȇчения с целью более справедливого доступа к ней всех граждан и освобождения предприятий от становящегося для них все более тяжелым «социального бремени». В 1986 г., после двух лет эксᴨȇриментов, было принято решение о постеᴨȇнном ᴨȇреходе к централизованной системе ᴨȇнсионного обесᴨȇчения. Предприятия в соответствии с установленными местными органами социального страхования нормативами стали отчислять средства в городские и провинциальные ᴨȇнсионные фонды.

1986 год знаменателен организацией системы поддержки безработных, которая распространяется на уволенных по сокращению штатов, в связи с банкротством предприятий или окончанием срока трудового контракта без возможности получения нового рабочего места.

Третье направление реформы системы социального обесᴨȇчения - ее реконструкция в соответствии с требованиями рыночного хозяйства, а именно: расширение сферы платных услуг и подключение к формированию фондов социального страхования средств самих работников. С 1992 г. в ряде районов был начат эксᴨȇримент по формированию ᴨȇнсионных фондов с подключением выплат из заработной платы самих работников.

После реформ Дэн Сяопина китайская экономика развивалась быстро. В 2003-2005 годах ВВП увеличился в среднем на 9-10% в год. В Китае создана крупная добывающая и обрабатывающая промышленность, развито производство средств электроники и связи. В 2003 году Китай стал третьим государством (после СССР и США) осуществившим полет человека в космос.

Экономические успехи Китая породили интерес к его модели рыночной экономики с жестким партийно-государственным контролем. Главной причиной быстрого экономического роста Китая является тот факт, что его экономика не ограничена недостатком рабочей силы и капитала. В распоряжении Китая – огромная армия трудолюбивых рабочих, переселившихся из деревни в город, и свободные капиталы, появившиеся благодаря иностранным инвестициям и способности самих китайцев экономить и накапливать сбережения.

К недостаткам китайской экономической системы относятся малая эффективность государственного сектора, коррупция, неравномерность развития различных областей. Современные города Шанхай и Гуанчжоу соседствуют с отсталыми сельскохозяйственными районами.

Слайд 2

Вводная часть. СССР и Китай: от союза к противостоянию. Внутренняя политика Китай на пути реформ. Внешняя политика Китая. Заключение.

Слайд 3

Вводная часть.

Китай - страна древнейшей цивилизации, сохраняющей преемственность на протяжении более 3 тыс. лет. Его население составляет около 1/5 всех жителей Земли. Войдя в XX в. полуколонией ведущих держав, к исходу столетия Китай стал одной из самых влиятельных и динамично развивающихся стран мира.

Слайд 4

СССР и Китай: от союза к противостоянию.

Гражданская война в Китае завершилась победой коммунистов. 1 октября 1949г. Была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Остатки войск гоминьдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань. Правительство КНР возглавил Мао Цзэдун. Политический режим, утвердившийся в Китае, стал называться «демократической диктатурой народа». В стране началась аграрная реформа. Земли помещиков, монастырей, собственников, не обрабатывающих их самостоятельно, а также принадлежавший им скот и инвентарь были распределены между крестьянами. Земля, леса и т.д. стали собственностью государства. Особое внимание уделялось развитию системы образования, строительству железных дорог, предприятий тяжелой промышленности. Затем руководство КНР взяло курс на строительство социализма по примеру СССР и вступило на путь создания коллективных хозяйств в деревне. Осуществлялась национализация промышленных предприятий и банков, экономика почти полностью перешла под контроль государства.

Слайд 5

В 1950 г. между Китаем и СССР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Во второй половине 1950-x гг. отношения между СССР и Китаем постепенно начали ухудшаться. Отчасти это было связано с развенчанием культа личности И.В. Сталина XX съездом КПСС(1956). Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина – лидера всего коммунистического движения. Недовольство вызвал также отказ СССР передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Визит Н.С. Хрущева в США (1959) был воспринят как предательство интересов КНР. Мао Цзэдун видел в Соединеных Штатах главного врага Китая, так как американцы не признавали КНР и продолжали считать гоминьдановский режим на Тайване единственным законным представителем китайского народа. В 1971 г. КНР нормализовала отношения с США, которые признали Тайвань ее неотъемлемой частью. Представитель Китая занял свое место в Совете Безопасности ООН, которое ранее принадлежало Тайваню. Чтобы укрепить свое влияние на международной арене, Китай стал поддерживать коммунистическое движение в других странах Азии и Африки, подталкивая их к выбору в пользу китайской модели социализма.

Слайд 6

Внутренняя политика.

На базе обобществления всей крестьянской собственности создавались аграрные коммуны, вводилось уравнительное распределение произведенной продукции. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей сил при минимальном обеспечением продовольствием, что означало перевод страны на казарменное положение. От коммун требовали выпускать не только аграрную, но и промышленную продукцию. По всему Китаю создавались примитивные печи для выплавки железа. Правда, низкое качество исключало возможность его дальнейшего использования. От такого ритма Китай столкнулся с проблемой голода, от которого погибли миллионы человек. Голод и спад промышленного производства сопровождались милитаризацией страны.

Слайд 7

Китай на пути реформ.

В 1981 г. В Китае началось осуществление рыночных реформ. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин. Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведенные излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны, на территории которых снижались налоги и таможенные тарифы. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни.

Слайд 8

Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980 – 2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире – около 10%. Китай полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии. Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал третьей после России и США космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне. По многим оценкам, Китай в середине XXI в. Сможет на равных конкурировать с Соединенными Штатами.

Слайд 9

Внешняя политика Китая.

С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово – экономические отношения со всеми странами мира. В последние годы КНР быстрыми темпами развивает торгово – экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. Особое значение предается сближению с Венесуэлой, руководство которой заявляет о своей приверженности социализму. В 2001 г. был подписан российско – китайский Договор о добрососедстве, дружестве и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы. Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной технике и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России.

Слайд 10

Заключение.

С 1977 года Дэн Сяопин возглавил фракцию умеренных и начал работу по программе «четырех модернизаций», которой предстояло укрепить промышленность, сельское хозяйство, науку и оборону. С 1994 года национальная валюта Китая, юань, приобрела твердый курс. В настоящее же время Китай - огромная страна с большими экономическими, социальными и политическими перспективами.

Посмотреть все слайды

Дисциплина: Политология
Тип работы: Реферат
Тема: Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века

Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века 3

Список литературы 11

Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века

Спецификой внешней политики КНР следует считать оформление ее в государственную доктрину или во внешнеполитическую теорию. Обычно она является важнейшим компонентом, точнее, руководящим стержнем в процессе формирования и реализации внешней политики. Она призвана убе-дить население в обоснованности тех или иных шагов китайской политики на международной арене. Обоснование зиждется на теории, которая, в свою очередь, призвана отражать объективную реальность. В соответствии со стандартами китайских определений теория (лилунь) есть \"система концеп-ций и принципов, или систематизированное рациональное знание; научная теория устанавливается на основе общественной практики и доказывается и проверяется общественной практикой, и правильно отражает суть и законы объективной реальности. Значение научной теории определяется ее способ-ностью управлять человеческим поведением\".

Здесь надо иметь в виду то, что в отличие от китайской практики, аме-риканцы в принципе не признают объективных реальностей. Поэтому у них никогда не были популярны философы-объективисты, в частности, один из гениальных среди них - Гегель. Им кажется, что реальность создается сами-ми американцами. Не должно смущать наличие в США различных концеп-ций и внешнеполитических доктрин (доктрина политического реализма, не-оконсерватизма, неолиберализма и т.д.). Эти теории не являются в научном плане теориями. Обычно они представляют собой набор целей, которых Ва-шингтон должен достичь на международной арене в соответствии с нацио-нальными интересами США. Их абсолютно не волнует, насколько эти инте-ресы приемлемы или соответствуют интересам других субъектов междуна-родной политики. Тем более их не интересует, насколько они адекватны объ-ективному ходу развития человечества. Это тоже специфика американской внешней политики.

В Китае к теории исторически относились с глубоким уважением. Если она казалась убедительной, отражала личную практику большинства китай-цев, тогда проведение политики на основе теории становилось нетрудной за-дачей с точки зрения ее поддержки внутри страны. Причем китайцев не сму-щает частая смена теорий. Напротив, большую настороженность вызвала бы \"вечная\" теория. В сознании это фиксируется тем, что поскольку жизнь, ми-ровая обстановка, да и сам Китай постоянно меняются, значит теория, отра-жая эти изменения, также должна меняться, иначе она превращается в догму.

В китайских документах часто присутствует термин - линхуо син (гиб-кость), который как бы аккумулирует и отражает явления, требующие посто-янных изменений. Одновременно есть некие постоянные вещи, которые нельзя изменить, или, по крайней мере, они не подлежат изменению. Это своего рода фундаментальные принципы, касающиеся жизненных нацио-нальных интересов. Такие бескомпромиссные вещи обозначаются термином - юандзэ син (принципы), под который попадают национальные интересы, суверенитет и социалистический путь развития КНР. Среди национальных интересов четко фиксируется принцип воссоединения с Тайванем, и этот принцип не подлежит ни компромиссам, ни даже обсуждению. В разряд ана-логичных принципов входят китайские ценности - чжунсюе вэйти, которыми нельзя поступаться при взаимодействии с Западом. В то же время принцип - сисюе вэйюн (западные ценности) предполагает использовать западные цен-ности в технических и практических целях.

Без знания такого типа нюансов часто бывает сложно понять \"непосле-довательность\" китайских теорий и поведения Пекина на международной арене.

После образования КНР в 1949 г. официально Китай поменял несколько теорий. В 1950-е годы эта была теория \"двух лагерей\": на одной стороне ка-питалистический лагерь во главе с США, на другой - социалистический во главе с СССР и Китаем (последний в качестве \"младшего брата\"), между ко-торыми располагалась \"промежуточная зона\", состоявшая из освобождаю-щихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, впоследствии обозначен-ные как страны \"третьего мира\".

В 1960-е годы теория \"двух лагерей\" трансформировалась в теорию \"трех миров\": первый мир - империализм во главе с США, второй мир - со-циал-империализм во главе с СССР (сюда включались и все социалистиче-ские страны Восточной Европы, за исключением Румынии и Албании) и тре-тий мир - развивающиеся страны во главе с КНР.

В 1970-е годы эта теория видоизменяется: теперь первый мир составля-ют империалистические США и социал-империалистический СССР, сопер-ничающие за гегемонию в мире; второй мир - остальные капиталистические страны, третий мир в том же составе во главе с КНР30. Сейчас любопытно прочитать, как Дэн Сяопин интерпретировал эту теорию, которую он, види-мо, и создавал.

На Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 апреля 1979 г., в своей речи, которая позже была опубликована под названием \"Теория трех миров\", он говорил: «Пока две великие сверхдержавы ведут борьбу за миро-вую гегемонию, противоречия между ними неизбежны. ...Их компромиссы и сделки могут быть только частичными, временными и относительными, в то время как их соперничество всеобъемлюще, постоянно и абсолютно. В ко-нечном счете, так называемое \"сбалансированное сокращение сил\" и \"огра-ничение стратегического оружия\" не более чем пустые разговоры, поскольку на самом деле нет никакого \"баланса\", не может быть и никаких \"ограниче-ний\". Они могут достичь определенных соглашений, однако их соглашения являются только фасадом и обманом. Это соперничество между двумя сверх-державами распространено по всему земному шару.

Этот пассаж свидетельствует о том, насколько чисто идеологический подход, присущий прежним теориям, переплелся с геостратегическими рас-суждениями, и как быстро, всего через три года, он был заменен на чисто прагматическое видение мира.

В 1980-е годы \"теория трех миров\" как-то незаметно исчезла из полити-ческого лексикона китайских руководителей. Ее место заняла \"координатная теория\": «Восток – Запад», «Север – Юг». Хотя она была обнародована Чжао Цзыяном на Шестом конгрессе ВСНП (июнь 1983 г.), ясно, что сформулиро-вана она была Дэн Сяопином. Сама по себе \"теория\" не нова, однако китай-ский вариант придал ей особую специфику. В соответствии с этой теорией между Востоком и Западом начался процесс мира, а между Севером и Югом - процесс развития, причем второй процесс является ключевым. В отношени-ях между Востоком и Западом Китай избегает связей наподобие альянса, а также выступает против \"гегемонии\". В рамках же отношений «Север – Юг» Китай поддерживает диалог и сотрудничество по линии «Юг – Юг».

Данная \"теория\" мало похожа на теорию. В ней исчезли идеологические клише, свидетельствующие, с одной стороны, об изменении политики Пеки-на в отношении СССР, который в тот момент демонстрировал жесткую анти-западную, точнее антиамериканскую линию (время Ю. Андропова), с другой - некоторый антиамериканизм в политике самого Пекина (в первый срок Р. Рейгана), с третьей стороны - необходимость сбалансировать свои отношения в рамках большого \"треугольника\" (СССР-США-КНР). Главное же - Китай вступил на путь реформ, который требовал исторической паузы для накопле-ния сил, в том числе и с помощью как можно большего количества госу-дарств, независимо от их политической окраски. Не случайно, поэтому Китай впервые в своей \"теории\" никого не назвал своим \"врагом\". Политика От-крытых дверей требовала дружбы со всеми.

В 1990-е годы, особенно во второй половине 90-х годов, Китай значи-тельно окреп, сумел вовлечь в свою экономику множество стран и ТНК. Те-перь уже без особых опасений китайские руководители стали вновь подчер-кивать идеологические аспекты международной ситуации и политики тех или иных государств. Причем к этому, так же как и в связи с внутриполити-ческой ситуацией, их толкает сам Запад, точнее, опять же США. Руководите-ли КНР постоянно вынуждены подчеркивать, что их страна - социалистиче-ская, у которой свое видение и понимание мира, отличающиеся от представ-лений Вашингтона. Это видение в обобщенной форме изложил директор од-ного из научных центров ЦК КПК Ван Жуйпу.

В духе классического марксизма, в котором категория \"противоречие\" играет решающую роль при анализе общественных явления, китайский уче-ный пишет: «Современная международная ситуация характеризуется тремя типами противоречий. Помимо проблем Восток-Запад и Юг-Север, сущест-вует проблема Север-Север.

Отношения Восток - Запад относятся к противоречиям между социали-стическими и капиталистическими странами. После развала бывшего Совет-ского Союза Китай остался единственной большой социалистической стра-ной в мире. Естественно, Китай стал главной целью в стратегии \"мирной эволюции\" Запада.

Отношения Юг-Север вплетены в противоречия между развивающимися и развитыми странами. Китай, как самая большая развивающаяся страна, вновь принимает на себя удары в этой связи.

Отношения Север-Север представляют собой противоречия внутри са-мих развитых государств. В последнее время конфликты становятся острее, и это дает Китаю возможности для маневра в проведении собственной дипло-матической активности».

Внешняя политика самого Китая при этом строится, как это постоянно подчеркивается всеми китайскими деятелями, на основе \"независимой поли-тики мира\", которая опирается на 5 принципов мирного сосуществования. Напомню их: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостно-сти; взаимное ненападение и невмешательство во внутренние дела других го-сударств; равенство и взаимная выгода и мирное сосуществование.

Все чаще и чаще стала подчеркиваться идеологическая самостоятель-ность КНР. Ли Пэн на Третьей сессии Восьмого конгресса ВСНП (5 марта 1995 г.) заявлял: «Мы не навязываем свою социальную систему или идеоло-гию другим, но мы также против попыток навязывания нам другими страна-ми своей социальной системы или идеологии». На следующий год \"идеоло-гический фактор\" был усилен. В доклад Ли Пэна, прочитанным им на Чет-вертой сессии Восьмого конгресса ВСНП (5 марта 1996 г.), была введена специальная глава (VI) под названием \"Развивающаяся социалистическая культура и идеология и усиление демократии и законодательной системы\". В ней, в частности, говорилось: «...Мы должны отдавать приоритет развитию социалистической культуры и идеологии... Мы не должны искать временных успехов в экономическом развитии за счет культурного и идеологического прогресса. ... Мы должны развивать традиционные добродетели китайской нации, уважать достижения человеческой цивилизации и оказывать сопро-тивление разлагающимся капиталистическим и феодальным идеям».

Наконец, на Шестом Пленуме 14 сессии ЦК КПК (10 октября 1996 г.) была утверждена резолюция \"О содействии развитию социалистической эти-ки и культурного прогресса\", в которой была дана развернутая программа социалистического культурного строительства в Китае на основе марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и дэнсяопиновской теории строительства со-циализма с китайской спецификой. В резолюции, в частности, подчеркива-лась необходимость четко отличать «правильное от неправильного в таких главных вопросах как марксизм от антимарксизма, диалектический и истори-ческий материализм от идеализма и метафизики, общее развитие различных секторов экономики с общественной собственностью как основу развития от приватизации, социалистическую демократию от парламентской демократии, практикуемой в западных странах, социалистическую идеологию и культуру от феодальной и коррумпированной капиталистической идеологии и культу-ры».

Естественно, участившиеся идеологические пассажи были вызваны уси-лением давления США на Китай в области \"прав человека\".

В упоминавшейся речи Ли Пэна была усилена также \"тайваньская часть\" по сравнению с позицией 1995 г. После заявления о том, что Китай настроен в пользу \"мирного воссоединения\", было добавлено: «но мы не гарантируем, что откажемся от использования силы. То, что мы не отказываемся от ис-пользования силы, направлено не против наших соотечественников на Тай-ване, а против планов западных сил вмешиваться в китайское воссоединение и стать причиной «независимого Тайваня».

Ли Пэн воспроизвел нынешнюю китайскую позицию на структуру мира. Мир становится многополярным, - говорил он. И состоит он из Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Необходимо обратить внимание, что Япония не выделяется в отдельный полюс или центр, а входит в Восточную Азию. Этот мир, - продолжает Ли Пэн, - полон противоречий, а их причиной является \"гегемонизм и политика силы\". Еще сохраняется \"несправедливость и иррациональный международный политический и экономический поря-док\". Китай в этих условиях продолжает проводить \"независимую внешнюю политику мира, развивать дружеские отношения сотрудничества со всеми странами и работать для установления справедливого и рационального ново-го международного политического и экономического порядка\". Очень важ-ный момент: \"Китай не вступит в союз ни с одной великой державой или блоком стран, а также не будет делать критерием социальную систему или идеологию для межгосударственных отношений\".

Если очистить эту речь от \"тумана\", то обнаружится кажущаяся двойст-венность в подходе официального Пекина к США. Ясно, что гегемоном ныне являются только США, ответственные за \"иррациональный и несправедли-вый международный порядок\". Китай хочет восстановить \"рациональный по-рядок\", т.е. фактически он находится как минимум в потенциальной кон-фронтации с США. С другой стороны, Пекин оговаривает, что \"идеологиче-ская\" окраска стран его не волнует, что предполагает экономическое сотруд-ничество с теми же США. В блоки он входить не собирается, в союзы с вели-кими державами тоже. Провозглашение подобных намерений ни к чему не обязывает, так как КНР просто не с кем в настоящее время вступать в блок. Все серьезные блоки сгруппированы вокруг США, а с несерьезными блоками смысла нет.

В то же время столь туманные и, казалось бы, противоречивые оценки позволяют \"объяснять\" любые шаги КНР на международной арене, дают возможность время от времени, в зависимости от ситуации, переставлять ак-центы в своих внешнеполитических конструкциях и говорить, например, не о блоках, а о \"стратегическом партнерстве\". Главное, что может быть пропу-щено экспертами, это выделение Восточной Азии в качестве одного из трех центров мира, ядром которого, естественно, подразумевается Китай. И хотя там еще \"оставлена\" Япония, но она или должна быть растворенной в китай-ском \"влиянии\", или \"выскочить\" за рамки Восточной Азии в качестве само-стоятельного центра, или оставаться частью Североамериканского центра.

Список литературы

1. Civilization: Clash or Fusion // Beijing Review, Jan. 15-21, 2002.

2. East and West Mutually Complementary // Beijing Review, Jan. 15-21, 2002.

3. Fuller, Graham. The next Ideology. - Foreign Policy Spring 2003.

6. Weede, Erich. Future Hegemonic Rivalry between China and the West?

Забрать файл

Беспрецедентные успехи в социально-экономическом развитии Китая в конце XX века стали важным событием на мировой арене. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамично развивающуюся мировую державу. В последние десятилетия мир стал свидетелем «китайского чуда». Превращение Китая из страны с замкнутой на саму себя плановой экономикой в торговую державу, в значительной степени ориентированную на рынок, сказалось на всей глобальной экономике.

Большую роль в проведении реформы сыграли китайские руководители, в первую очередь, Дэн Сяопин. Под его руководством Китайская Народная Республика стала одной из мировых экономических стран-лидеров.

Со второй половины 1988 года китайские ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистической товарной экономики». В «социалистической рыночной экономике» государство должно управлять экономикой посредством макроэкономических инструментов, а не административными методами и способствовать созданию единого национального рынка в Китае.

В последние годы экономика Китая стремительно развивается. После того как была проведена либерализация внутреннего рынка для иностранных инвестиций и предоставлена свобода развитию частного сектора, в стране появились компании, обороты которых достигали миллиарды долларов. В производстве электроники, товаров народного потребления эта страна уже стала мировым лидером.
Положительные перемены произошли в китайском автомобилестроении, легкой промышленности и других отраслях. Ассоциация Китайских автопроизводителей заявила, что Китай вышел на второе место по продажам автомобилей в мире.

Социально-экономические основы и факторы развития сотрудничества Китая и России в начале XXI века.

В конце ХХ - начале XXI века Китай стал мощной экономической державой, обладающемощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать представившиеся ему возможности и значительно продвинуться вперёд в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии. Развитие экономики характеризовалось устойчивым ростом, составившим около 10% в год (2004).

В решении этой задачи Китай, опираясь прежде всего на свои собственные внутренние силы, ищет партнеров для сотрудничества на взаимовыгодной основе. Социально-экономическое взаимодействие с России и Китая является одним из необходимых условий успешной реализации китайского проекта с одной стороны и возрождения России, как великого могучего и процветающего государства, с другой. Во взаимоотношениях Китая и России целесообразно руководствоваться принципом - «тройной пользы», а именно: развитие производительных сил общества, рост совокупной мощи государства, повышение жизненного уровня населения.



Стратегическое партнерство России и Китая отвечает жизненно важным интересам народов как Китая, так и России

Индия

Республика Индия - государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке Индийский субконтинент является родиной индийской цивилизации и других древних цивилизаций. На протяжении большей части своей истории, Индия выступала как центр важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой.

В период с начала XVIII по середину XX века Индия была постепенно колонизирована Британской империей. Получив независимость в 1947 году, страна достигла больших успехов в экономическом и военном развитии. К концу XX века экономика Индии стала одной из самых быстроразвивающихся в мире. По номинальному объёму валового внутреннего продукта Индия занимает 12-е место в мире, а по объёму ВВП, пересчитанному по паритету покупательной способности - четвёртое место. Насущной проблемой продолжает являться высокий уровень бедности и неграмотности населения.

Будучи многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского государства с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 год, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.



Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 году он вылился в непродолжительную войну (Китайско-индийская пограничная война). С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947, 1965 и 1971 годах. Последний конфликт между Индией и Пакистаном произошёл в 1999 году, в штате Кашмир.

В 1974 году Индия провела подземные испытания ядерного оружия, став, таким образом, новым членом «ядерного клуба». В 1998 году Индия продолжила испытания серией пяти новых взрывов. Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 году, превратили экономику страны в одну из самых быстро развивающихся в мире. В 1996 году к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы.

Индия имеет унитарную трёхступенчатую судебную власть, которая состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высшего суда и большого количества мелких судов. Верховный суд является судом первой инстанции в процессах, касающихся основных прав человека, в спорных вопросах между штатами и центральной властью и обладает апелляционной юрисдикцией над высшими судами. Верховный суд является юридически независимым, и имеет право провозглашать законы или отменять законы штатов и территорий, в случае если они противоречат Конституции. Одной из наиболее важных функций Верховного суда является конечная интерпретация Конституции.

Индия проводила социалистическую экономическую политику с правительственным участием в частном секторе, строгом контроле над иностранной торговлей и инвестициями. Однако, начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики. Золотовалютные резервы возросли от 5,8 млрд. долларов США в марте 1991 года до 308 млрд. по данным на 4 июля 2008 года, а федеральный и штатовый бюджетный дефицит заметно сократился

За последние два десятилетия средний рост годового ВВП составил 5,5 %, что сделало индийскую экономику одной из самых быстроразвивающихся в мире. Индия обладает второй по численности в мире рабочей силой - 516,3 млн человек, 60 % из них работают в области сельского хозяйства; 28 % в области услуг; и 12 % в промышленности. Основными сельскохозяйственными культурами являются рис, пшеница, хлопок, джут, чай, сахарный тростник и картофель.

За последние два десятилетия экономика Индии испытала стабильный рост, однако, если сравнивать различные социальные группы, географические регионы, и сельскую и городскую местность, экономический рост не был равномерным. Неравномерность доходов в Индии относительно невелика, хотя в последние годы наблюдается её рост.

 


Читайте:



порядок обращения в страховую компанию (осаго)

порядок обращения в страховую компанию (осаго)

Дорожно-транспортные происшествия являются неотъемлемой частью процесса вождения, даже самые аккуратные водители могут стать участниками аварии не...

Город железнодорожный Транспорт и связь

Город железнодорожный Транспорт и связь

проект по окружающему миру "Экономика родного края" Подготовил: ученик 3 класса МСШ№2 Мальченко Илья Мглин 2016 г. Цель:...

Роль городов в современной мировой экономике

Роль городов в современной мировой экономике

Введение. Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит решающая роль в территориальной организации общества. Они служат...

Национальный состав пермского края на

Национальный состав пермского края на

население демографический миграционный статистика Пермский край - субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Пермский...

feed-image RSS