Главная - Инвестиции
Капиталистический период. Капитализм как экономическая система

Возник и функционирует на основе частной собственности на средства производства, рынка свободной конкуренции, определенного уровня техники, денежного обращения, рациональной организации процесса производства, предпринимательства и деятельности предпринимателя как собственника и организатора производства с целью получения прибыли. Генезис капитализма является преодолением традиционализма и утверждением принципа рациональности (сопоставления полезности и затрат) во всех сферах общественной жизни (религии, науке, праве, государственном управлении, организации предприятий). Тенденция к рационализации социально-экономической жизни является основой развития капитализма. Он всегда имеет конкретно-историческую характеристику (торговый, буржуазно-промышленный, который сформировался в Северо-Западной Европе в XVI-XVП вв. и тому подобное). В становлении капитализма важное значение имели взаимосвязи между религиозными идеями и экономической организацией общества. Протестантизм (лютеранство, особенно кальвинизм), который провозгласил добродетелью трудовой аскетический образ жизни, бережливость и накопление капитала, стремление к получению законной прибыли как следствие высокого профессионализма, порядочность, верность слову и деловитость, стимулировал трансформацию религиозной этики в деловой предпринимательский тип хозяйственного поведения и появление нового капиталистического строя.

Капитализм как форма цивилизации

Является целостным историко-культур-ным феноменом или типу, возникшего на основе территориальной, этнической, языковой, политической, психологической общности. Хозяйственная система является частью общества, его движущей силой является "дух народа", или ментальность.

На рубеже XIX-XX вв. в условиях роста экономического значения крупных корпораций происходят разграничение собственности и управления, формирования управленческих структур в сфере бизнеса. Растет государственная бюрократия, регулирующего экономику. М. Вебер отмечал, что власть - это возможность подчинения своей воле других субъектов. Желание власти является важным поведенческим фактором. Надежду на предупреждение развития бюрократизма ученый связывал с возникновением новых общественных институтов, способных совместить творческую деятельность и управленческие способности в специфической для определенного человека форме.

Вернер Зомбарт

(1863-1941) - профессор Бреславльського и Берлинского университетов, автор трудов: "Современный капитализм" (1902), "Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (1913), "Три политические экономии" (1929), "Немецкий социализм" (1934) и др.

Взгляды. Зомбарта эволюционировали от приверженности к марксизму до консервативного национализма. Труд "К критике экономической системы Карла Маркса" была оценена Ф. Энгельсом как удачное изложение марксистских идей. Позже в трудах "Социализм и социальное движение в XIX в." (1896), "Пролетариат. Очерки и этюды" (1906), "Почему в Соединенных Штатах нет социализма?" (1906) ученый выступал как сторонник либерального реформизма, позиций "катедер-социализма". Признание ученому принесло фундаментальное исследование "Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от его зарождения до современности" (1902), в котором предпринята попытка осмыслить генезис, периодизация и формы развития капитализма.

Основные положения учения. Зомбарта:

o Использовал понятие "хозяйственная система" и "хозяйственная эпоха". Хозяйственная система - абстрактно-теоретическая конструкция, лишенная исторической специфики и предназначена для систематизации эмпирических фактов, организация хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника. Хозяйственная эпоха - реально существующая хозяйственная система.

Ученый выделил:

Структуру хозяйственной системы, охватил три группы элементов: 1) технологический способ производства (субстанции); 2) форму или общественные отношения (совокупность социальных, правовых, политических); 3) хозяйственный дух (побудительный мотив развития);

Факторы эволюции хозяйственной системы: технико-экономические, социально-организационные (институциональные) и социально-психологические (общественное сознание, типы мышления и идеология);

Элементы системы капиталистической экономики: а) стремление к получению максимальной прибыли; б) институциональная организация (господство частной собственности, свободная продажа рабочей силы, центральная роль предпринимателя в производстве и распределении доходов, незначительная роль государства); в) прогрессивная техническая основа (средства производства).

o Эволюция хозяйственной системы является многофакторной и интегральной. Считал движущей силой развития "хозяйственный дух*9, который состоит из "духа предпринимательства" и "бюргерского духа". Первый - это синтез готовности к риску, жажда денег и приключений, авантюризм. Основой бюргерского (мещанского) духа является бережливость, хозяйственность, осторожность, умение считать.

Зомбарт предпринимательство характеризовал как стремление к "бесконечного", к самоопределению и власти. Выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей: разбойников (участников военных походов и заморских экспедиций за золотом и экзотическими товарами), феодалов (занятых коммерцией, горным делом и т. п), государственных деятелей (которые способствуют развитию торговых и промышленных компаний), спекулянтов (ростовщиков, банкиров, игроков на бирже, учредителей акционерных обществ), купцов (вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ), ремесленников (совмещают в одном лице мастера и коммерсанта). Функциями предпринимателей ученый считал: организаторскую, основанную на умении подбирать и объединять факторы производства в работоспособное целое; сбытовую, которая предусматривает умение вести переговоры, завоевывать доверие и побудить к покупке предложенных товаров; учетную, связанную с точным количественным подсчетом и сопоставлением затрат и результатов.

o Используя понятие "хозяйственный дух" как критерий периодизации развития капитализма, В. Зомбарт анализировал три стадии: раннего капитализма (и молодости), когда хозяйственная деятельность направлена на накопление богатства в денежной форме и преобладали первые три типа предпринимателей; зрелого (развитого) капитализма как хозяйственной системы, подчиненной производству исключительно ради прибыли; позднего капитализма (старости). На последних двух стадиях типичными являются спекулянты, купцы и ремесленники. Благодаря В. Зомбарту термин "капитализм" стал общеупотребительным.

Вместе с тем ученый не отрицал таких факторов генезиса капитализма, как переселение народов, колонизация, открытие месторождений золота и серебра, развитие техники и технологии.

В теории организованного капитализма было положено начало концепции эволюционного перерастания капитализма в социализм и социального плюрализма, согласно которым развитие общества происходит не путем изменения хозяйственных систем, а путем их сосуществования, присоединение основных элементов нового уклада в предыдущих. Будущее капитализма - это "смешанная" хозяйственная система, в которой будут гармонично сочетаться частные, кооперативные, общественные, коллективные, крупные и мелкие, крестьянские и ремесленные хозяйства. Развитие различных укладов и усиление влияния государства будут способствовать трансформации капитализма в стабильное и высокоэффективное общество будущего.

o Развивая теорию кризисов, ввел в экономическую теорию понятие экономической конъюнктуры, с которой связал цикличность капиталистической экономики в зависимости от динамики развития предпринимательства и ожидания доходов, что вызывает развертывания спекуляции и укрупнение производства. Расширение производства предопределяет диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями, объемами основного и денежного капиталов, что неизбежно приводит к спаду экономики. Чередование периодов подъема и периодов спада является необходимой предпосылкой развития "капиталистического духа", поскольку период подъема способствует развитию новаторства и риска, а в период спада возрастает значение расчетов и улучшения организации, направленных на внутреннее совершенствование капиталистической системы. Фактором уменьшения циклических колебаний капиталистической экономики являются процессы концентрации производства и централизации капитала, монополизации экономики.

Артур Шпітхоф

(1873-1957) был ведущим исследователем экономической конъюнктуры в Германии. Он утверждал, что не только национальную экономику, но и каждый этап ее развития необходимо изучать с точки зрения отдельной экономической теории.

Труды ученых исторической школы является важным вкладом в развитие экономической теории. Они способствовали исследованию морально-этической природы общественно-исторических процессов, менталитета нации как определяющего фактора экономического поведения, институциональных рамок хозяйственной деятельности и факторов их изменения, экономической истории.

Выдающийся ученый И.А. Шумпетер, анализируя достижения исторической школы, приводит такие их идеи:

1. Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько несостоятельной является идея существования общепринятых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов опровергается положением об исторической причинности социальных событий.

2. Положение о единстве социальной жизни и неразрывную связь между его элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин.

3. Антираціоналістичний подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение выдвигалось в форме этических аргументов и в психологическом анализе поведения индивидов и масс

4. Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал.

5. Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формируются конкретные условия, а также что конкретно их приводит, а не общие причины всех социальных событий.

6. Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различными индивидуумами и над ними, позже заменяется концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, которые составляют национальную, находятся в тесной зависимости друг от друга.

Социальное направление в политической экономии.

на Протяжении 80-90-х годов XIX века. - 30-х годов XX века, в Германии и Австрии возникло и развивалось экономическое учение, получившее название "социальная школа" (социальное направление в политической экономии, социально-правовая школа). Социальная школа считается наследницей новой исторической школы, но, в отличие от нее, не отрицала значение экономической теории, а пыталась создать экономическую теорию с этико-правовым подходом к экономическим явлениям. ее представители цель экономической деятельности определяли правом, политикой и идеологией, исследовали экономическую жизнь общества как совместную деятельность людей, связанных нормами права.

Начало социального направления экономических исследований было обусловлено формированием новой системы организации рыночной экономики (процессами монополизации, акционирования и корпоратизации, возрастанием роли государства и рабочих объединений), обострением проблем социального неравенства и социальной защиты, необходимостью идеологического противостояния марксизму.

Социальная школа не была целостным экономическим учением, она охватывала такие течения:

o социально-правовое, или социально-этическую, которую характеризуют труда Рудольфа Штольцмана (1852-1930) "Социальные категории" (1896) и "Цель в народном хозяйстве", Рудольфа Штаммлера (1856-1938) "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), Альфреда Амонна (1883-1962) "Предмет и основные понятия политической экономии" (1911), Карла Дол я (1864 - 1943) "Теоретическая политэкономия" (1916), Франца Петри "Социальное содержание теории стоимости Маркса" (1916);

o теорию либерального социализма, изложенную в труде Франца Оппенгеймера (1864-1943) "Учение Маркса о основной закон общественного развития" (1903);

o теорию универсализма Отмара Шпанна (1878-1950), который возглавлял социальное направление в Австрии.

Объединяют представителей социального направления в политической экономии такие методологические принципы:

o отрицание объективных экономических законов, утверждение, что социальные законы - это законы человеческого поведения;

o трактовка производства как сугубо технического вечного процесса взаимодействия факторов производства, который не связан с определенным социальным устройством;

o социальный подход к анализу хозяйственных явлений, их исследование с позиций социологии - науки об обществе как целостной системе. Отрицался определяющее влияние экономических факторов на социальные, политические, правовые, духовные процессы общественного развития. Экономика рассматривалась как составляющая социальной системы, хозяйственные процессы анализировались как результат взаимодействия экономических, политических, правовых, идеологических и социальных факторов. Признавался примат правовых и этических аспектов эволюции экономических явлений и процессов. Это свидетельствовало о институциональный характер идей ученых;

o защита частной собственности, отрицание эксплуатации наемного труда, обоснование необходимости социальных реформ и государственно-правового регулирования производства;

o применение принципа историзма и системного подхода к анализу хозяйственной жизни, обоснование эволюционного развития капитализма.

Социальная школа внесла значительный вклад в экономическую теорию.

Экономическое развитие рассматривался как совместная деятельность людей, связанных нормами права. Собственное правовое регулирование определяет форму общественного устройства. Правовые факторы определяют этические нормы. Предлагался новый метод познания экономических процессов - телеологічний1, согласно которому задачей экономики является исследование отношений между целевыми установками и средствами их достижения. Основными целями считались стремление к удовлетворению потребностей, обеспечения "достойного существования" граждан. А. Шпанн в труде "Фундамент народного хозяйства" (1918) изложил концепцию универсализма, в которой обосновал необходимость усиления государственно-правового регулирования экономического развития.

Большинство представителей социальной школы отвергали теорию ценности.

Да-А. Амонн анализировал теорию ценности представителей математической школы, ценность отождествлял с ценой, которая рассматривалась как равнодействующая субъективных оценок определенного товара покупателями и продавцами. Г. Штольцман обработал "соціологічний19 вариант теории предельной полезности, объединив теорию предельной полезности с "социальной теорией распределения". По мнению Ф. Оппенгеймера, причиной ценности "полезность блага", стоимость трактовалась им как нечто идеальное. Однако К. Диль отрицал любое значение теории стоимости, считал, что формирование цены - это чисто эмпирический случайный процесс, лишенный закономерностей.

Много внимания представители социальной школы уделяли отношениям распределения. Они трактовали их с социально-правовых и социально-этических подходов, анализировали независимо от теории стоимости или противопоставляли последний (Кол. Диль), рассматривали теорию распределения как первоначальную теории стоимости (Г. Штольцман). Исследовались классовые противоречия между рабочими и предпринимателями путем анализа их доли в общественном продукте. Противоречия воспринимались как нормальные явления, связанные со стремлением каждого из классов получить больше доходов. Сторонники социального направления подчеркивали важность функций предпринимателей как организаторов производства, их праве получать вознаграждение для обеспечения социально обусловленного прожиточного минимума ("единицы прогодовування"). Так же и работник должен быть обеспечен прожиточным минимумом согласно его социального положения. А. Шпанн в теории обратной прибавочной стоимости отмечал, что капиталист эксплуатирует рабочих, а наоборот, поэтому марксистская концепция прибавочной стоимости является ошибочной. Ф. Оппенгеймер идеализировал капитализм свободной конкуренции, который отождествлял с простым товарным производством и частной собственностью, считал естественным и трактовал как либеральный социализм - свободный от эксплуатации общественный строй, основанный на частной собственности и рыночном обмене.

Основой нового социально справедливого общественного устройства, по мнению ученых, должна быть рыночная экономика с акционерной формой собственности и корпоративной организацией производства, которые способны обеспечить единство интересов рабочих и предпринимателей.

Методология и традиции новейшей исторической и социальной школ повлияли на дальнейшее развитие экономической теории, в первую очередь на развитие институционального напряму1.

Капитали́зм - экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

1. Другие определения

Опора экономики на капитал

    Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма. (Большая советская энциклопедия)

    Капитализм - это современная, базирующаяся на рынке экономическая система производства товаров, контролируемая «капиталом», то есть стоимостью, используемой для найма рабочих. (Оксфордский философский словарь)

Историческое место капитализма

    Капитализм (рыночная экономика, свободное предпринимательство) - экономическая система, доминирующая в Западном мире после крушения феодализма, в которой бо́льшая часть средств производства находится в частной собственности, а производство и распределение происходят под воздействием рыночных механизмов. (Британская энциклопедия)

Частная собственность и рыночная экономика

    Капитализм чистый, капитализм свободной конкуренции (англ. pure capitalism , фр. Laissez faire capitalism ) - экономическая система, в которой материальные ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности. (Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, «Экономикс»)

    Капитализм - экономическая система, в которой средства производства принадлежат частным собственникам. Предприятия производят товары для рынка, управляемого спросом и предложением. Экономисты часто говорят о капитализме, как системе свободного рынка, управляемого конкуренцией. Но капитализм в таком идеальном смысле нельзя найти нигде в мире. Экономические системы, действующие сейчас в западных странах, являются смесью свободной конкуренции и правительственного контроля. Современный капитализм можно рассматривать как комбинацию частного предпринимательства и государственного контроля. (Американская энциклопедия)

    Капитализм - тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. (Универсальная энциклопедия от «Кирилл и Мефодий»)

Тип социально-экономической системы, общими признаками которой считаются частная собственность на средства производства, конкуренция, стремление к получению прибыли как движущей силы экономического развития,свободный рынок, наёмный труд большей части населения как основной источник средств существования.

2. История термина

Слово «капиталист» - «осколок жаргона спекулянтов на первых европейских биржах» .

Оксфордский словарь английского языка отмечает, что слово «капитализм» первым использовал в 1854 году романист Уильям Теккерей для обозначения совокупности условий владения капиталом. В 1867 году в книге «Капитал» Карл Маркс использовал термин «капитализм» для обозначения капиталистического способа производства, а также «капиталист» - владелец капитала. Для обозначения экономической системы впервые термин был использован в 1884 году в книге Дуэ «Лучшие времена».

Капитализм - это экономическая абстракция, в которой выделены характерные черты экономики на определённом этапе её развития, отброшены менее значимые. Реальная экономика конкретных стран никогда не основывалась только на частной собственности и не предоставляла полной свободы предпринимательства. Всегда в той или иной мере присутствовали несвойственные капитализму черты - сословные привилегии; ограничения на владение имуществом, в том числе ограничения на размеры недвижимости или земельных участков; таможенные барьеры; антимонопольные правила и т. п. Часть из них являются наследием предыдущих эпох, часть - следствие развития самого капитализма.

3. Структура и описание

Капитализм обладает следующими отличительными чертами:

    Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных сделок, а не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах.

    Средства производства находятся в частной собственности (См. капитал). Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства так и для личного потребления . Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.

    Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы в форме заработной платы.

Капитализм наиболее полно рассмотрен в работах (хронологически): Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса, Макса Вебера, Людвига фон Мизеса, Ойгена фон Бём-Баверка, Фридрих фон Визера, Ф. А. фон Хайека (Нобелевский лауреат по экономике) и других.

4. Социальные классы при капитализме

Классы капиталистического общества, сверху - вниз:
Дворянство (в том числе и король) - «Мы правим вами»
Духовенство - «Мы дурачим вас»
Армия - «Мы стреляем в вас»
Буржуазия - «Мы едим за вас»
Рабочие и Крестьяне - «Мы работаем за всех» , «Мы кормим всех»

Марксисты и анархисты делят капиталистическое общество на социальные классы. По их мнению, господствующим классом капиталистического общества, обладающим собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов) и существующим за счёт доходов от этой собственности, является буржуазия.

При капитализме наибольшую численность имеет рабочий класс (пролетариат), живущий продажей своей рабочей силы и не имеющий в своём распоряжении средств производства. В этом последнем смысле говорят также и об умственном (интеллектуальном) пролетариате.

В настоящее время в связи с переходом к постиндустриальному обществу увеличилось значение «среднего класса», высший слой которого включает менеджеров и высококвалифицированных специалистов, а низший - прочих служащих.

5. История капитализма

Марк Блок в работе «Апология истории» отмечает трудность указать конкретное время появления капитализма:

К какой дате следует отнести появление капитализма - не капитализма определенной эпохи, а капитализма как такового, Капитализма с большой буквы? Италия XII в.? Фландрия XIII в.? Времена Фуггеров и антверпенской биржи? XVIII в. или даже XIX? Сколько историков - столько записей о рождении.

Эпохой первоначального накопления капитала в Европе считается время с середины XV века до середины XVIII века. В это время происходил рост торговли, а также изобретение и развитие обслуживающих её институтов (векселя, банки, страхование, акционерные общества). Правители Западной Европы начали проводить политику меркантилизма, которая была основана на теории о том, что нужно продавать за границу больше, чем закупать там, а разницу получать золотом. Для получения наибольшего дохода от экспорта меркантилистская теория рекомендовала использовать монополии, предоставление которых превращало правителей и их приближенных в союзников торговцев. С XV века в Англии начинается процесс обезземеления крестьян (огораживания), несколько позднее подобные процессы происходят в Германии и других странах Западной Европы, вследствие чего множество сельских жителей переселялись в города, увеличивая там предложение труда.

Паровая машина Дж. Уатта

Уже в XIV веке в городах Италии возникли первые мануфактуры. К XVIII веку они стали распространённым явлением во всей Западной Европе. Но возникновение промышленного капитализма относится к рубежу XVIII и XIX веков. Согласно высказыванию Маркса, «мельница создала феодализм, а паровая машина - капитализм» («Misere de la philosophie» (Нищета философии, 1847)). Использование паровых машин приводит к тому, что мастерские и мануфактуры превращаются в огромные фабрики. Ремесленники, первоначально владевшие собственными средствами производства, постепенно превращаются в класс наемных рабочих, лишённых собственности на средства производства - пролетариат. Владельцы мануфактур и банкиры становятся капиталистами, которые формируют новый правящий класс, оттесняя прежнюю землевладельческую знать. Промышленная революция сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

Ткацкая фабрика в городе Рэддиш, Великобритания

Быстрая урбанизация и рост числа наёмных рабочих обострили со­циальные проблемы. На протяжении XIX - начала XX века жилищные условия большого числа городского населения не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. Внедрение машин позволяло использовать малоквалифицированных работников с небольшим сроком обучения и не обладающих большой физической силой. В промышленности начал массово использоваться женский и детский труд.

Малолетняя прядильщица в Южной Каролине, США, 1908 г.

Во Франции, Великобритании и других странах уже в конце XVIII века появилось стремление рабочих к образованию профсоюзов. Однако этим объединения противодействовало законодательство, запрещавшее всякого рода соединения и сходки рабочих для преследования общих интересов под страхом уголовного наказания. Союзы рабочих стали организоваться тайно. В конце XVIII и первой половине XIX века недовольство рабочих своим положением приводило к многочисленным стачкам и беспорядкам, сопровождавшимся грабежами и разрушением. Рабочие в то время считали причиной своего обеднения машины и фабрики и обращали против них свою ненависть. К таким волнениям относится, например, движение луддитов в Великобритании, беспорядки во Франции в 30-х и 40-х годах, беспорядки в Силезии в 1844 г. и др.

Первым организованным рабочим движением можно считать чартизм в Великобритании 1837-1848 гг. Чартисты требовали предоставления рабочим избирательного права. В классовой борьбе рабочих появляются два течения - экономическое и политическое. С одной стороны рабочие объединялись в профсоюзы и устраивали стачки для повышения заработной платы и улучшения условий труда, а с другой стороны, сознавая себя особым социальным классом, они стремились влиять на ход политической жизни своих стран для принятия законодательства, защищающего их права, и проведения социальных реформ. При этом среди рабочих стали распространяться социалистические и коммунистические, а также анархистские идеи. Наиболее радикальные сторонники этих идей призывали к социальной революции. Первым крупным революционным выступлением рабочего класса стало восстание 23-26 июня 1848 года в Париже. Во второй половине XIX начали возникать социал-демократические партии, отстаивающие интересы рабочих.

Забастовка шахтеров в Дареме, Англия (1863 год)

Социальные протесты и стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ, государственного регулирования отношений между наёмными работниками и их нанимателями. Постепенно законодательные запрещения рабочих организаций были отменены. В конце XIX-начале XX века в странах Западной Европы вводятся государственное социальное страхование на случай нетрудоспособности, медицинское страхование, пособия безработным, пенсии по старости. Так возникают основы социального государства.

Характерным элементом развивающегося капитализма являлся колониализм. В XVIII-XIX веках Великобритания создает колониальную империю, которая стала рынком сбыта для ее промышленности. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли между европейскими державами, их колониями и США. В этот период торговля с развивающимися странами часто носила неэквивалентный характер.

В развитых капиталистических странах рабочий класс добился после Первой мировой войны введения всеобщего избирательного права, 8-часового рабочего дня, признания практики коллективных договоров, принятия более прогрессивного социального законодательства.

Серьёзным ударом по мировой капиталистической системе стал мировой экономический кризис конца 1920-х-начала 1930-х годов. Срочно потребовались меры государственного регулирования и социальной защиты, введённые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса». В Англии значительным событием политико-правовой жизни стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наёмных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности - государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.

В 40-50-е годы в наиболее развитых странах наступила эпоха научно-технической революции, в результате которой происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Доля сферы услуг в ВВП начинает преобладать над промышленностью.

Вид на деловой квартал Дефанс в Париже

Конец 1970-х - начало 1980-х годов ознаменовался кризисом идей социального государства в Великобритании и США, где возобладали тэтчеризм и рейганомика.

После Второй мировой войны глобализация ускорила свой темп. Она создаёт условия для доступа менее развитых стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс, но при этом имеет и негативные последствия.

5.1. Роль реформации

Многие западные историки и экономисты, - Макс Вебер и др. - полагают, что большую роль в становлении капитализма сыграла реформация, возникновение протестантизма и особенно развитие протестантской трудовой этики.

6. Развитие капитализма в России

Капитализм в России начал развиваться после 1861 года (отмена крепостного права) и это развитие происходило быстрыми темпами, но после того, как в результате Октябрьской революции 1917 года пришли к власти большевики, оно было остановлено.

В 1987 году, в рамках провозглашенной политики «перестройки», в советскую административно-командную хозяйственную модель были введены отдельные элементы капитализма: разрешено частное предпринимательство в виде кооперативов, создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, при этом вводимые изменения не меняли сути существовавшей системы. Однако после распада СССР в 1991 году в России начались радикальные экономические реформы, включавшие приватизацию, что означало переход от социализма к капитализму.

7. Историческая роль капиталистов

Относительно исторической роли капиталистов ведутся дискуссии. Марксисты подчеркивают противоречивость капитализма. С одной стороны - видят в них эксплуататоров, присваивающих прибавочную стоимость, созданную трудом наемных работников. С другой стороны - указывают на прогрессивную роль капитализма в развитии средств производства и подготовки предпосылок для более высокой общественной формации. Маркс отмечает основное противоречие капитализма - между общественным характером производства и частным характером присвоения результатов этого производства. Другие исследователи видят в капиталистах только предпринимателей-промышленников, внедряющих в жизнь новые технологии (Форд, Белл, Джобс) и осваивающих новые территории (Родс, Юз).

8. Капитализм-суррогат

В соответствии с академической работой Ёсихары Кунио (англ. Yoshihara Kunio ), суррогат-капитализм это ссылка на ранние развивающиеся экономические системы Восточной Азии и их динамические и технологично интенсивные экономические события. Определение Иосихары классифицирует капиталистические экономические двигатели японских, южнокорейских и тайваньских наций как то, что можно было бы назвать "ложным капитализмом." Это относится к способностям организаций и правительства использовать сравнительные национальные преимущества и искусственно стимулировать экономику к более сложным экономическим структурам, определенно подобным таковым из развитых западных стран, включая области капиталовложений и технологично интенсивного производства.

9. Виды капитализма

    Государственный капитализм

    Демократический капитализм

    Коллективный капитализм

    Народный капитализм

    Периферийный капитализм

    Технокапитализм

    Турбокапитализм

    Эко-капитализм

    Анархо-капитализм

Литература

    К.Маркс «Капитал» Том первый

    О. Бем-Баверк Капитал и прибыль. История и критика теорий процента на капитал

    Бём-Баверк О. Критика теории Маркса: пер. с нем. - Челябинск: Социум, 2002. - 283 с - ISBN 5-901901-08-8.

    М. Фридмен: Капитализм и свобода (HTML версия)

    Макс Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»

    Й. А. Шумпетер Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. /Предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 540 с. - (Экон. наследие) - ISBN 5-282-01415-7

Список литературы:

    Акулов В. Б., Акулова О. В. «Экономическая теория», Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002 «Теперь мы можем выявить критерии, которыми руководствуется капитал при принятии решения о сфере собственной деятельности. Очевидно, что предприниматель будет ориентироваться на прибыль, которую он может получить, вложив капитал в данный бизнес (ожидаемую прибыль). Учитывая мотивы поведения капиталистов, достаточно просто сделать вывод, что капитал будет интересоваться только теми сферами деятельности, где с достаточно высокой степенью можно получить прибыль не ниже средней.»

    Капитализм XXI века Фридрих Август фон Хайек «Критериями капиталистического общественного порядка в экономике должны быть понятия: „норма прибыли“ и „свободная конкуренция“… Критериями капиталистического порядка в общественной сфере должны быть понятия: „частное лицо“, „гражданское общество“ и „индивидуальная свобода“.»

    Philosophy, Oxford Un-ty Press, 1995, р. 119

    Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, М. Республика 1992, т.1, гл.2

    Универсальная энциклопедия от «Кирилл и Мефодий»

    Марк Блок. Апология истории, IV, 3

    Маркс К. Капитал, т. I. Госполитиздат, 1995, с. 164. «Рассматривая процесс абстрактно, то есть оставляя в стороне обстоятельства, которые не вытекают из имманентных законов простого товарного обращения »

    Философский словарь. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ К. МАРКСА: «Разнообразие материала, долженствующего быть „подведенным“ под Марксовы категории „феодализм“, „капитализм“, потребовало структурной организации… Абстракции „капитализм“, „социализм“ и др. еще и сейчас используются для введения в политический праксис эффективных ценностных ориентации.».

    Милтон Фридман «Капитализм и свобода», гл.1: «Рабочей моделью общества, организованного при посредстве добровольного взаимообмена, является свободная частнопредпринимательская рыночная экономика, то есть то, что мы назвали капитализмом свободной конкуренции.»

    Явлинский Г. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться? (Экономическая политика и долгосрочная стратегия модернизации страны) // Вопр.экономики. - 2004. - # 4. - С. 4-24. «На самом деле „капитализм“, „рынок“ - это абстрактные понятия, не более чем инструмент теоретического анализа».

    За вычетом налога на прибыль, который может достигать весьма значительных величин. Например налог на прибыль в России в 2010 составлял 20 %, в среднем по странам ЕС - около 50 % (в странах Северной Европы - до 58 %) (См. Налоги в странах Европы (англ.))

    Маркс К. Капитал, т. I. Госполитиздат, 1995, с. 179. «Таким образом, владелец денег лишь в том случае может превратить свои деньги в капитал, если найдёт на товарном рынке свободного рабочего, свободного в двояком смысле: в том смысле, что рабочий - свободная личность и располагает своей рабочей силой как товаром и что, с другой стороны, он не имеет для продажи никакого другого товара, гол, как сокол, свободен от всех предметов, необходимых для осуществления своей рабочей силы. »

    Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл, мл."Как Запад стал богатым"

    Статья "Рабочий класс" в БСЭ

    Маркс К. Капитал, т. III. - Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 25. ч. I, с. 284. «Развитие производительных сил общественного труда - это историческая задача и оправдание капитала. Именно этим он бессознательно создает материальные условия более высокой формы производства.»

По своей сути, капитализм - это экономическая система, в основе которой лежат три вещи: наёмный труд (работа за заработную плату), частная собственность на средства производства (например заводы, машины, фермы и офисы) и производство с целью продажи и получения прибыли.

Хотя некоторые люди и владеют средствами производства или капиталом, большинство из нас не имеют ничего и поэтому, чтобы выжить, мы должны продавать свой труд в обмен на заработную плату или же перебиваться пособием по безработице. Первая группа людей - это класс капиталистов, буржуазия в марксистской терминологии, а вторая - рабочий класс или пролетариа. Капитализм основан на простом процессе - деньги вкладываются в производство большего количества денег.

Когда деньги функционируют подобным образом, они выступают как капитал. Например, когда компания использует свою прибыль, чтобы нанять больше сотрудников или открыть новые производственные помещения, и таким образом получать больше прибыли, деньги функ-ционируют как капитал. Процесс увеличения капитала (или развития экономики), называемый накоплением капитала, является движущей силой экономики.

Те, кто занимается накоплением капитала, могут делать это успешнее, если им удастся переложить расходы на других. Если компании могут сократить расходы, не защищая окружающую среду или используя потогонную систему труда, они этим воспользуются. Таким образом, катастрофическое изменение климата и повсеместная бедность есть симптомы нормального функционирования системы. Кроме того, чтобы деньги могли создавать больше денег, больше и больше вещей должно подлежать обмену на деньги. Поэтому существует тенденция превращения в товар всего, от предметов повседневного пользования до последовательностей ДНК, выбросов углекислого газа и, самое главное, нашей способности к труду.

И именно этот последний момент - превращение в товар наших творческих и производственных способностей, нашей способности работать - является ключевым в постижении секрета накопления капитала. Деньги превращаются в ещё большие деньги не по волшебству, а в результате работы, которую мы ежедневно совершаем.

В мире, где всё продается, все мы вынуждены что-то продавать, чтобы купить вещи, которые нам нужны. Тем из нас, кому нечего продать, кроме своей способности работать, придётся продать эту способность тем, кто владеет заводами, офисами и т.д. И, конечно, те вещи, которые мы производим на работе, не наши, они принадлежат нашим начальникам.

При этом из-за сверхурочной работы, повышения производительности труда и т.п., мы производим гораздо больше, чем необходимо, что-бы поддерживать нашу способность продолжать работать. Заработная плата, которую мы получаем, примерно соответствует стоимости продуктов, необходимых для поддержания нашей жизни и способности работать каждый день (вот почему в конце каждого месяца наш банковский счёт редко выглядит иначе, чем за месяц до этого). Разница между заработной платой, которую нам платят, и стоимостью того, что мы создаем, и есть то, благодаря чему капитал накапливается или производится прибыль.

Эта разница между нашей заработной платой и ценностью производимой нами продукции называется прибавочной стоимостью. Извлечение работодателями прибавочной стоимости является причиной, по которой мы рассматриваем капитализм как систему, основанную на эксплуатации - эксплуатации рабочего класса.

Этот процесс, по существу, одинаков в случае любого наёмного труда, а не только в частных компаниях. Работники государственного сектора также сталкиваются с постоянными наступлениями на их заработную плату и условия труда для сокращения расходов и максимизации при-были всей экономики в целом.

Неоплачиваемый труд

Накопление капитала также опирается на неоплачиваемую работу, такую как работа по дому или работа на дому. Сюда относится воспроизводство рабочей силы в виде рождения и воспитания детей, нового поколения рабочих и обслуживание действующей рабочей силы: физически, эмоционально и сексуально. Этот неоплачиваемый труд, преимущественно, осуществляется женщинами. Обслу-живание мужчин и детей на дому служит капиталу: от выполнения домашней работы и воспроизводства - этого естественного и свой-ственного женщине дела, а не работы, капитализм получает выгоду в виде бесплатного труда. Когда капиталист платит мужу, он получает двух рабочих, а не одного. Отказ от оплаты домашнего труда делает эту работу невидимой и разделяет рабочий класс на оплачиваемый и неоплачиваемый в ущерб обеим частям.

Конкурентная борьба

Для того чтобы накапливать капитал, наши боссы должны конкурировать на рынке с боссами других компаний. Они не могут позволить себе игнорировать рыночные силы или же они будут сдавать позиции в пользу своих соперников, терять деньги, разориться, быть поглощенными другой компанией, и, в конечном счёте, перестать быть нашими начальниками. Поэтому даже боссы, в самом деле, не правят капитализмом, им правит сам капитал. Именно поэтому мы можем говорить о капитале, как будто у него самого есть влияние или интересы, следовательно, обычно разговор о капитале - более точен, чем разговор о боссах.

В силу вышесказанного, и начальники, и рабочие отчуждены от этого процесса, но по-разному. В то время как с точки зрения рабочих наше отчуждение ощущается в виде контроля, исходящего от нашего босса, босс испытывает его посредством воздействия безликих сил рынка и конкуренции с другими боссами.

Поэтому боссы и политики бессильны перед лицом рыночных сил, каждый вынужден действовать по схеме, ведущей к продолжению накопления (и в любом случае они неплохо на этом нагревают руки!). Они не могут действовать в наших интересах, поскольку любые уступки, которые они нам предоставляют, помогут их конкурентам на национальном или международном уровне.

Так, например, если производитель разрабатывает новые технологии для производства автомобилей, которые в два раза повышают производительность, это может привести к сокращению штата рабочих вдвое, увеличить прибыль и снизить цены на его автомобили для того, чтобы подорвать конкуренцию. Если одна из компаний хочет быть хорошей для своих сотрудников, а не грабить людей, в конце концов, она будет изгнана из бизнеса или захвачена своим более безжалостным конкурентом, так что ей также придётся внедрять новое оборудование и увольнять рабочих, чтобы оставаться конкурентоспособной.

Конечно, если бы предприниматели получили полную свободу действий, чтобы делать всё, что им заблагорассудится, вскоре бы образовались монополии и подавили конкуренцию, что привело бы к застою системы. Поэтому государство заступается за долгосрочные интересы капитала в целом.

Государство

Основная функция государства в капиталистическом обществе это поддержание капиталистической системы и помощь в накоплении капитала. В соответствии с ней, государство использует репрессивные законы и насилие против рабочего класса, когда мы пытаемся действовать в наших интересах против капитала. Например, вводит законы против забастовок или посылает полицейских и солдат для разгона стачек и демонстраций.

В настоящее время либеральная демократия - это идеальный тип государства при капитализме, однако порой для того, чтобы продолжать накопление, капиталом используются разные политические системы для выполнения его воли. Государственный капитализм в СССР и фашизм в Италии и Германии - две такие модели, которые были необходимы для властей того времени, чтобы погло-тить и сокрушить мощные рабочие движения. Движения, которые угрожали самому существованию капитализма.

Когда бесчинства боссов приводят к сопротивлению рабочих, наряду с репрессиями государство время от времени вмешивается, что-бы обеспечить обычную работу бизнеса, без потрясений. По этой причине существуют национальные и международные законы, защищающие права трудящихся и окружающую среду. Обычно сила и соблюдение этих законов определяется балансом сил между хозяевами и рабочими в том или ином месте в указанное время. Напрмер, во Франции, где рабочие лучше организованы и активны, мак-симальная продолжительность рабочей недели составляет 35 часов. В Великобритании, где рабочие менее активны, максимум составляет 48 часов, а в США, где рабочие ещё менее способны на забастовку, законодательное ограничение вообще отсутствует.

История

Капитализм преподносится как естественная система, возникшая как горы или участки суши под воздействием сил не подконтрольных человеку, нам внушают, что эта экономическая система, наконец, коренится в самой человеческой природе. Однако она была установлена не природными силами, а посредством интенсивного и массового насилия по всему миру. Сначала, в результате огораживания в развитых странах независимых крестьян согнали с общинных земель в города, чтобы те работали на фабриках. Любое сопротивление подавлялось. Люди, которые сопротивлялись введению наёмного труда, признавались законом бродягами и заключались в тюрьму, подвергались пыткам, ссылались или были казнены. В Англии только за время правления Генриха VIII 72 000 человек было казнено за бродяжничество.

Позже капитализм распространился по всему земному шару посредством вторжений и завоеваний западных империалистических держав. Целые цивилизации были зверски уничтожены, местные общины были согнаны с их земли, чтобы вынудить их обитателей работать по найму. Те единичные страны, которые избежали завоевания, такие как Япония, внедрили капитализм по собственной воле для того, что-бы конкурировать с другими империалистическими державами.

Капитализм распространился повсеместно, крестьянство и первые поколения рабочих сопротивлялись, но, в конечном счёте, они были подавлены массовым террором и насилием. Капитализм появился отнюдь не благодаря естественным законам человеческой природы: правящая элита распространила его посредством организованного насилия. Может сейчас нам и кажутся естественными идеи частной собственности на землю и средства производства, но не стоит забывать, что они были созданы человеком и насильственным путём внедрены в обществе. Аналогично, существование класса людей, которым нечего продавать, кроме своей рабочей силы, не является чем-то существовавшим всегда - общинные земли, принадлежавшие всем, были отобраны силой, а лишённых собственности вынудили работать за зарплату под угрозой голодной смерти или даже казни. По мере того, как капитал распространялся, он создал глобальный рабочий класс, состоящий из большинства населения мира, которое он эксплуатирует, но от которого также и зависит.

Будущее

Капитализм является доминирующей экономической системой на планете лишь последние двести с небольшим лет. В сравнении с миллионами лет существования человечества это кратковременный отрезок, и было бы наивно полагать, что он продлится вечно. Капитализм полностью зависит от нас - рабочего класса, и от нашего труда, который он эксплуатирует. Он будет существовать лишь столько, сколько мы ему сами позволим.

Класс и классовая борьба: введение

Первое, что нужно сказать, это то, что существуют разные подходы определения людей к тому или иному классу. Часто, когда люди говорят о классе, они говорят с точки зрения культурных/социологических ярлыков. Например, люди из среднего класса любят иностранные кинофильмы, людям рабочего класса нравится футбол, людям из высшего класса нравится носить цилиндры и так далее.

Тем не менее, другой подход в рассуждениях о классе основывается на экономическом положении классов. Именно так говорим о классе и мы, потому что мы считаем это необходимым для понимания устройства капиталистического общества и возможных механизмов его изменения.

Важно подчеркнуть, что наше определение класса служит не задаче классификации отдельных людей или помещения их в определённые рамки, а постижению тех сил, которые формируют наш мир, пониманию того, почему наши боссы и политики поступают именно так и как мы можем действовать для улучшения наших условий.

Класс и капитализм

Экономическая система, которая на сегодняшний день господствует в мире, называется капитализм. По существу, капитализм это система, основанная на самовозрастании капитала - товаров и денег, которые производят больше товаров и больше денег.

Происходит это вовсе даже не по волшебству, а благодаря человеческому труду. За ту работу, которую мы выполняем, нам платят только часть того, что мы производим. Разница между той стоимостью, которую мы произвели, и той, которую нам заплатили, называется прибавочной стоимостью, которую мы произвели. Её наши боссы оставляют себе в качестве прибыли и либо снова вкладывают в дело, чтобы произвести больше денег, либо используют для покупки предметов роскоши.

Для того чтобы такое было возможным, должен быть создан класс людей, которые не владеет ничем, что можно было бы использовать для создания денег, например, офисами, заводами, сельскохозяйственными землями или другими средствами производства. Потому этот класс должен продавать свою способность выполнять работу, чтобы приобретать необходимые товары и услуги, для того чтобы выжить. Этот класс и есть рабочий класс.

Итак, на одном конце спектра находится этот класс, которому нечего продавать, кроме своей способности трудиться. На другом находятся те, кто владеет капиталом, достаточным для того, чтобы нанимать рабочих с целью увеличения капитала. Отдельные люди в обществе оседают где-то между этими двумя полюсами, но с политической точки зрения важно не положение отдельных лиц, а общественное отношение между классами.

Рабочий класс

В таком случае, рабочий класс, или «пролетариат», как его иногда называют, - это класс, который вынужден работать за зарплату, или требовать пособия, если мы не можем найти работу или слишком больны или стары для работы, чтобы выжить. Мы продаём наше время и энергию боссу, чтобы тот получал прибыль. Наш труд является основой общества. И истина состоит в том, что это общество зависит от работы, которую мы выполняем, хотя в то же время всегда притесняет нас, чтобы максимизировать прибыль, что делает его уязвимым.

Классовая борьба

Когда мы на работе, наше время и энергия не принадлежат нам. Мы должны считаться со звонком будильника, расписанием, менеджерами, сроками и целями.

Работа отнимает большую часть нашей жизни. В течение дня мы можем видеть наших менеджеров дольше, чем наших друзей и любимых. Даже если мы получаем удовольствие от части нашей работы, мы ощущаем её как нечто чуждое нам, что-то, что мы очень слабо контролируем. Это верно и тогда, когда речь идёт об организации труда как такового, и тогда, когда мы говорим о количестве часов, перерывах, отгулах и т.п. Навязанная нам, таким образом, работа заставляет нас сопротивляться. Предприниматели и боссы хотят получить от нас максимально много труда, наибольшее количество рабочих часов за наименьшую плату. Мы же, с другой стороны, хотим иметь возможность наслаждаться своей жизнью: мы не хотим переработок и желаем работать меньше за большую оплату.

Этот антагонизм является центральным для капитализма. Между этими двумя сторонами идёт перетягивание: наниматели урезают зарплаты, увеличивают рабочее время, ускоряют темп работы. Но мы пытаемся сопротивляться: как втайне, так и порознь, работая с прохладцей, выкрадывая моменты, чтобы сделать перерыв и по-болтать с коллегами, говоря, что заболели, уходя с работы раньше. Или мы можем сопротивляться публично и коллективно, используя забастовки, замедление работы, захват предприятий и т.д. Это и есть классовая борьба. Столкновение между теми из нас, кто должен работать за зарплату и нашими начальниками и правительствами, которых часто приписывают к классу капиталистов или буржуазии на марксистском жаргоне.

Сопротивляясь бремени работы, мы говорим, что наши жизни более важны, чем прибыли наших начальников. Этим мы оспариваем саму природу капитализма, где прибыль является наиболее важной причиной делать что-либо, и указываем на возможность мира безклассов и частной собственности на средства производства. Мы - рабочий класс, который выступает против своего собственного существования. Мы - рабочий класс, который борется против работы и класса.

Вдали от рабочего места

Классовая борьба ведется не только на рабочем месте. Классовый конфликт обнаруживает себя во многих аспектах жизни. Например, предоставление доступного жилья - это то, что затрагивает интересы всех людей рабочего класса. Однако доступное для нас означает неприбыльное для них. При капиталистической экономике зачастую имеет больше смысла строительство кварталов с роскошными апартаментами, даже когда десятки тысяч людей остаются бездомными, чем строительство жилья, в котором мы можем себе позволить жить. Таким образом, борьба в защиту социального жилья или захват пустующей собственности для дальнейшего проживания являются частью классовой борьбы.

Точно так же обеспечение здравоохранения может быть участком классового противостояния. Правительства или компании стремятся снизить расходы на здравоохранение путём урезания бюджетов и введения платы за услуги, чтобы переложить тяжесть затрат на рабочий класс, тогда как мы хотим по возможности лучшего здравоохранения, по наименьшей возможной цене.

Средний класс

Хотя экономические интересы капиталистов прямо противоположны интересам рабочих, меньшинство рабочих будет более обеспеченным, чем остальные, или будет обладать некоторой степенью власти над остальными. Говоря об истории и социальных переменах, целесообразно отнести эту группу к среднему классу, чтобы понять поведение различных групп.

Время от времени можно сорвать классовую борьбу, делая возможным формирование и рост среднего класса - Маргарет Тэтчер поощряла владение квартирами, продавая по дешёвке жильё социального найма в Великобритании в ходе крупной борьбы 1980-х, зная, что рабочие с меньшей вероятностью станут бастовать, если у них будет ипотека. А в Южной Африке формирование среднего класса позволило сорвать борьбу рабочих, когда был уничтожен апартеид, путём допущения ограниченного карьерного роста и предоставления некоторым чернокожим работникам доли участия в системе.

Начальники пытаются найти всевозможные способы материально и психологически разделить рабочий класс, в том числе по уровню зарплаты, профессиональному статусу, расовому и гендерному признакам. Следует ещё раз обратить внимание на то, что мы используем эти классовые определения, чтобы постичь действующие общественные силы, а не для того, чтобы навешивать людям ярлыки или предсказывать, как те или иные люди поступят в данной ситуации.

Заключение

Разговор о классе в политическом смысле - это разговор не о том, каковы ваши отличительные черты, а о базовом конфликте, который характерен для капитализма - те из нас, кто должен работать, чтобы выжить против тех, кто получает прибыль за счёт нашего труда. Сражаясь за собственные интересы и потребности против диктатуры капитала и рынка, мы закладываем фундамент общества нового типа - общества, ориентированного на непосредственное удовлетворение наших потребностей: либертарного коммунистического общества.

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика – это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).

Капитализм - общественно-экономическая формация, в кото­рой широко распространена частная собственность на факторы про­изводства, а распределение произведенного продукта, товаров и услуг осуществляется посредством рыночных механизмов. Капита­лизму свойственнь|: свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению при­были. Капитализм, будучи социально-экономической системой, тес­но связан с общественно-политической системой государства и, во многом, предопределяет последнюю. Капитализм сменил феодально- крепостнический строй в конце средних веков, изменив при этом свой первоначальный облик. На начальном этапе капитализму была свой­ственна жесткая эксплуатация труда, стремление получить максималь­ную прибыль. На современном этапе развития цивилизации капитализм ориентируется на социальные цели, достижения научно-технического прогресса, опирается на достижение заинтересованности производите­лей результатами труда. В современной политической экономии основ­ными признаками капитализма выступают: частная собственность на средства производства; система наемного труда; свобода предприни­мательства и выбора; свободная конкуренция; прибыль; ограничение роли государства

В капиталистической системе свободной конкуренции материаль­ные производственные ресурсы и значительные денежные средства пребывают в собственности капиталистов и капиталистических пред­приятий. Частная собственность позволяет капиталистам по своему усмотрению приобретать, контролировать материальные и финансо­вые ресурсы и распоряжаться ими. Система наемного труда является ключевым элементом капиталистической системы хозяйствования и предполагает вовлечение в процесс капиталистического производ­ства товаров и услуг широкой категории населения, которое не имеет в своей собственности средств производства и финансовых ресурсов, достаточных для организации собственного бизнеса. Свобода предпри­нимательства и выбора имеет тесную связь с частной собственностью. Свобода предпринимательства означает, что при капитализме частные предприятия могут свободно покупать ресурсы (рабочую силу, сред­ства производства, землю) организовывать процесс производства и ре­ализации товаров или услуг по собственному усмотрению. Свободная конкуренция означает такой вид соревнования экономических субъек­тов, при котором товаропроизводители, не оказывают решающее влия­ние на рыночную цену, а дополнительный доход, полученный от реа­лизации каждой дополнительной единицы, является рыночной ценой.

82. Экономическая система монополистического капитализма: особенности формирования и структуризации

Современную стадию капитализма называют монополистическим капитализмом. Монополистический капитализм - это капитализм, в котором крупные предприятия и их союзы занимают господствую­щее положение на рынках, с целью получения монопольной прибыли. В условиях монополистического капитализма свободная конкуренция между десятками и сотнями относительно равноценных предприятий уступает место господству немногих предприятий и их разнообраз­ных объединений, союзов или договоров, позволяющих сосредоточить значительную часть общественного богатства и производственных ре­сурсов. Стремление капиталистов получить максимальную прибыль в условиях свободной конкуренции ведет к концентрации и централиза­ции капитала, увеличению размеров предприятий.

Монопольная прибыль - прибыль, получаемая, за счет монополь­ного положения продавца на рынке, которая характеризуется высокой нормой прибыли.

Главным идеологом монополистического капитализма является Карл Маркс, который доказал, что капитализм ориентирован на соз­дание монополий и сохранение империй. Эту стадию развития капи­тализма он называл империализмом. Концентрация капитала в руках больших предприятий расширяет возможности применения в производстве достижений науки и техники. В реальной жизни монополия - это власть над рынком. Продавец обладает моно­польной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения объема выпуска, производимого товара или услу­ги. На монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проникновение в его пределы нового субъекта. В процессе перехода к формированию крупных предприятий и их объединений большая роль принадлежит активному использованию акционерной формы организации капитала и капиталистического хо­зяйствования. Акционерное предприятие формируется на основе объе­динения множества индивидуальных капиталов и личных сбережений домашних хозяйств путем выпуска акций.

Картель - объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют собственность на средства производства и производимый продукт, производственную и коммерческую деятельность.

Синдикат - объединение нескольких предприятий одной отрас­ли, участники которого сохраняют собственность на средства произ­водства, но не имеют собственности на призводимый продукт. Сбыт в рамках синдиката осуществляется общим сбытовым предприятием.

Трест - объединение предприятий, фирм, участники которого, те­ряют производственно-торговую самостоятельность и свою деятель­ность осуществляют с учетом решений управляющего центра .

Концерн - крупное объединение предприятий, связанных общно­стью интересов, договором, капиталом, участием в совместной дея­тельности . Международные концерны получили название транснациональных корпораций. Банки и другие кредитные учреждения активно предоставляют ссуды на льготных условиях, со­действуют корпорациям в распространении новых выпусков ценных бумаг. Все указанные тенденции являются свидетельством формирова­ния финансово-монополистического капитала.

"
 


Читайте:



Как найти исполнительное производство по номеру дела?

Как найти исполнительное производство по номеру дела?

Добрый день, уважаемый читатель.Как Вы знаете, не все автолюбители вовремя оплачивают штрафы и транспортный налог. И у многих возникают вопросы,...

Жизненный цикл «Сбербанка» по И

Жизненный цикл «Сбербанка» по И

Безопасность карточного бизнеса: бизнес-энциклопедия Алексанов А. К. Основные этапы претензионного циклаИтак, держатель на основании информации...

Способы организации межбанковских расчетов

Способы организации межбанковских расчетов

Межбанковские расчеты – это система организации и осуществления платежей по денежному требованию или обязательствам, которые появляются между...

Даже с осаго вам придётся платить, если вы виновник дтп

Даже с осаго вам придётся платить, если вы виновник дтп

Денис Фролов Автовладельцы уже привыкли к обязанности оформить полис «автогражданки», чтобы получить возможность беспрепятственно передвигаться...

feed-image RSS