Главная - Страхование
Как будет работать декрет «о тунеядцах» после внесения изменений. Декрет «о тунеядцах» спускают на тормозах Изменения в декрет 3 о предупреждении

Часть положений декрета № 1 от 12 января 2017 года, корректирующего декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Об этом на брифинге в пресс-центре БелТА 13 января сообщила начальник управления комплексного анализа Министерства труда и соцзащиты Татьяна Юшкевич .

Татьяна Юшкевич

В частности, речь идет о нормах, касающихся зарегистрированных безработных и граждан, проходящих обучение по направлению органа по труду и соцзащите.

Также это касается домохозяек и неработающих родителей с детьми в возрасте до семи лет. Норма о том, что для освобождения от уплаты сбора дети должны обязательно не ходить в детский сад, не распространится на прошлые два года, то есть платить сбор за 2015 год тем, чьи дети посещали дошкольное учреждение, не придется.

12 января Александр Лукашенко подписал декрет № 1 о внесении изменений в декрет от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Документ уточняет перечень периодов деятельности, в течение которых граждане признаются участвующими в финансировании госрасходов.

К лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период нахождения в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта, прохождения альтернативной службы, применения к ним предусмотренных законодательными актами мер по обеспечению безопасности, не позволявших им участвовать в финансировании государственных расходов.

Еще одним из нововведений является право местных советов депутатов либо по их поручению местных исполкомов освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Требования к безработным ужесточаются

Одной из принципиально важных норм нового декрета специалист Минтруда назвала ужесточение требований к безработным. Вызвано нововведение тем, что в 2015 году, после подписания декрета «о тунеядстве», произошел всплеск регистрации безработных, и в прошлом году были внесены изменения в законодательство о занятости.

«Появилась статья, которая устанавливает обязанности для безработных. На самом деле их немного: своевременно посещать службу занятости не реже одного раза в месяц, своевременно обращаться по выданным направлениям, не отказываться от предложений подходящей работы. Появились обязанности для тех, кто проходит обучение по направлениям: не пропускать занятия и хорошо усваивать учебный материал», - пояснил начальник управления политики занятости Минтруда Олег Токун .

Он отметил, что в случае нарушений этих обязанностей безработные перестанут считаться лицами, участвующими в финансировании госрасходов, и должны будут уплатить сбор.

Олег Токун

Для ИП и занятых в агроэкотуризме

По словам начальника главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаила Рассолько , изменения также коснутся ИП и физлиц, занятых в агроэкотуризме. Теперь для признания предпринимателя участником финансирования госрасходов необходимо осуществлять деятельность не менее 183 дней в году, независимо от суммы уплаченных налогов.

Для занятых в агроэкотуризме снимается требование о подаче документов в налоговую до 28 декабря предшествующего осуществлению деятельности года - то есть в случае, если они зарегистрировались уже в 2015 году, они не будут считаться тунеядцами.

Дедлайн продлен для всех

Срок уплаты сбора на финансирование госрасходов за 2015 год продлен до 20 февраля 2017 года для всех плательщиков, независимо от того, какой дедлайн был указан в уже отправленных извещениях на уплату, поскольку, отметил Рассолько, «декрет имеет высшую юридическую силу».

Граждане, которые уже уплатили сбор, но которые после внесения изменений в декрет № 3, перестали быть его плательщиками, вправе обратиться с заявлением в налоговые органы о возврате средств. Автоматический возврат не предусмотрен.

Что такое «трудная жизненная ситуация»?

Под трудной жизненной ситуацией для освобождения от уплаты налога на тунеядство не будет пониматься имущественное положение гражданина, отметил Михаил Рассолько.

«Декрет говорит о том, что такая льгота будет предоставляться при наличии тяжелой жизненной ситуации, не зависящей от имущественного положения. При наличии автомобиля у человека какое имущественное положение - достаточное или нет? Поэтому здесь нет привязки. Тяжелая ситуация может возникнуть и у человека достаточно обеспеченного», - заявил Рассолько.

Он отметил, что в министерство и раньше обращались люди, сообщавшие о невозможности заплатить налог на тунеядство из-за жизненных проблем, и МНС советовало им идти с этим вопросом в местные советы депутатов.

«Под трудной жизненной ситуацией для целей декрета мы понимаем ситуацию, когда были действительно объективные обстоятельства или совокупность обстоятельств, не зависящие от гражданина, которые он не мог преодолеть за счет имеющихся возможностей», - сказала начальник управления комплексного анализа Минтруда и соцзащиты Татьяна Юшкевич.

По ее словам, в министерстве понимают, что возникает много жизненных ситуаций, которые предугадать и формализовать в виде каких-то норм в декрете «действительно, наверное, невозможно». «И поэтому считаем, что такое объективное рассмотрение позволит освободить граждан от уплаты сбора в том числе и за 2015 год», - заявила она.

«Тунеядцам» направлено около 400 тысяч уведомлений

Налоговые органы направили около 400 тысяч уведомлений об уплате сбора лицами, не участвующими в финансировании госрасходов. Сбор уже уплатили около 24 тысяч человек.

Малое количество плательщиков Рассолько связывает с тем, что у многих из них сроки уплаты приходились на январь.

«Бюджетные поступления от налога на тунеядство на данный момент составили 7 млн рублей», - сообщил он.

Рассолько не смог уточнить, какое количество граждан, получивших извещение на уплату сбора, смогли доказать, что получили их по ошибке и платить не должны, поскольку налоговые органы не ведут такой статистики.

Цифру, которая ранее фигурировала в СМИ - 15 тысяч человек, чиновник назвал некорректной, поскольку это те люди, которые еще до получения уведомлений смогли доказать свое участие в финансировании госрасходов и извещения им не направлялись вовсе.

Человеческий фактор и цена ошибки

Ошибочно направленные извещения гражданам, которые на самом деле не должны платить сбор, Михаил Рассолько объяснил человеческим фактором.

«Был ряд неточностей и недостатков при формировании базы плательщиков. База сформирована, речь идет о качестве предоставления сведений в эту базу. Почему иногда извещения направляются и потом граждане предоставляют какие-то пояснения? Основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что в ряде случаев информация о том, что гражданин участвовал в финансировании госрасходов, представляется самим гражданином» , - заявил представитель МНС.

Он пояснил, что имеет в виду ситуации, когда люди находятся длительное время на лечении и являются нетрудоспособными, но в этом направлении МНС сейчас сотрудничает с учреждениями здравоохранения, чтобы те передавали сведения сами в электронном виде. Также речь идет о белорусских гражданах, работающих в России. В этих случаях налоговые органы смогут получить информацию только от самих граждан.



Если проанализировать декрет № 3 с поправками, то получается, что основной смысл нормативного акта - взять деньги у обеспеченных семей.

После внесения в начале нынешнего года изменений в декрет № 3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества» политический смысл этого нормативного акта поменялся. Были сняты некоторые раздражающие общество факторы, но одновременно внесены новые раздражители.

А началось все с совещания 13 января 2015 года, на котором президент Беларуси поставил задачу разработать направленный против тунеядцев нормативный акт: «Проект декрета должен быть абсолютно адекватен складывающейся в этой сфере обстановке. Не надо ничего бояться. Тунеядцы, бездельники должны работать. Кто не платит налоги - должен платить. Это нормальная, цивилизованная норма».

Следует отметить, что в 2015 году ситуация в экономике уже ухудшилась и Александр Лукашенко лишь по инерции говорил о необходимости мотивировать к труду тех, кто почему-то отлынивает. На самом деле власти стали искать лишнюю копейку для пополнения бюджета. Население же и так искало рабочие места и не могло найти.

Решили пополнить бюджет

На том совещании глава государства подчеркнул: около 500 тысяч трудоспособных жителей Беларуси официально нигде не работают, не платят налоги, но при этом пользуются социальными благами.

«Государство вправе с них спросить: за чей счет вы, господа, будете жить? Эти люди должны работать, платить налоги и жить за свой счет. Социального иждивенчества быть не должно», - говорил тогда Лукашенко, обращаясь к чувству справедливости основной массы населения, которое работало и, соответственно, платило налоги.

Тогда президент дал месяц на разработку декрета, но на подписание нормативного акта вышли лишь в апреле. Разработчикам нужно было продумать, как соблюсти формальности: налоги нельзя вводить задним числом, поэтому вводился не налог, а сбор; в отличие от СССР в Беларуси труд является не обязанностью, а лишь правом, поэтому основной фокус в декрете сделали на борьбу с нелегальными доходами; было необходимо предусмотреть льготы определенным категориям населения.

Но как только декрет «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан, он сразу подпал под огонь критики. Нашлись прямые аналогии с подушным налогом (окладом), которым до конца XIX века в царской России облагались крестьяне и мещане. Податные сословия были ограничены свободой передвижения по стране, а вот декрет № 3 ограничил выезд за границу тем, кто не участвует в финансировании государственных расходов.

Собрали негусто

Власти мечтали получить по 20 базовых величин (в 2015 году базовая величина составляла 180 тыс. старых белорусских рублей, или около 10 евро) с каждого из «тунеядцев», только правительство видело уже не 500 тысяч «податных душ», как президент, а порядка 125 тысяч. То есть был ориентир на привлечение 450 млрд старых рублей (или 45 млн новых, или около 25,5 млн евро).

13 января 2017 года в пресс-центре БелТА начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько сообщил: «Налоговыми органами в адрес плательщиков направлено около 400 тысяч извещений. Около 24 тысяч граждан уже уплатили сбор. В бюджет поступило более 7 млн рублей. С учетом того, что внесены изменения в декрет, каким-то гражданам будет уменьшена сумма сбора либо его уплата будет полностью отменена. Отдельным гражданам извещения еще будут направлены».

В общем-то, уже можно предварительно оценить, сколько удалось собрать, так как основной срок уплаты сбора декретом № 3 предусматривался до 15 ноября прошлого года. Собрали в шесть раз меньше, чем планировали. Впрочем, подписанный 12 января декрет № 1 перенес окончательный срок уплаты сбора на 20 февраля 2017 года. После этого можно будет подвести окончательный итог.

Если учесть человеко-часы, затраченные чиновниками на поиск социальных иждивенцев, переписку с 400 тысячами потенциальных плательщиков сбора (одних писем отправили минимум на 144 тысячи рублей, или 69 тысяч евро), то понятно, что администрирование этого сбора получается очень дорогим.

Бедных могут пожалеть

Но декрет № 1 изменил политический смысл декрета № 3 и фактически позволил свернуть его действие с полным сохранением лица.

Независимые профсоюзы, оппозиционные партии, депутат Анна Канопацкая призывали отменить декрет № 3, а глава государства его всего лишь уточнил. Декретом № 1 введена норма: «Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации».

В нормативном акте уточняется, что в этом смысле «под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей».

Таким образом, согласно декрету № 1 в Беларуси будет сразу несколько категорий социальных иждивенцев:

Те, кто официально не работает, не имеет личных официальных доходов и платит предусмотренный декретом № 3 сбор;

Те, кто вроде бы должен платить сбор, если не платил налоги, но освобожден от уплаты, поскольку состоит в творческом союзе, находится в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта, является военнослужащим и т.д.;

Те, кто освобожден от уплаты сбора по бедности.

Оговорка, освобождающая от уплаты сбора «находящихся в трудной жизненной ситуации», почти отменяет декрет № 3 для бедных (хотя формулировка там широкая, могут быть разные трактовки), но оставляет его действующим в отношении законопослушных жителей, которые не имеют необходимости работать для получения зарплаты.

Интересно, что декрет № 3 распространяется на всех, кто живет в Беларуси более полугода вне зависимости от гражданства, а местные Советы могут освобождать от уплаты сбора только граждан Беларуси.

Лукашенко неоднократно говорил, что декрет № 3 не направлен против домохозяек, воспитывающих детей и поэтому не работающих. Однако декретом № 1 с 2017 года вводится норма, что воспитывающее ребенка лицо освобождается от сбора только «при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование».

Фокус сместился на зажиточных

Если проанализировать декрет № 3 с поправками, внесенными декретом № 1, то получается, что основной смысл нормативного акта - взять деньги у обеспеченных семей, где один из супругов не работает, а также у тех, кому проще заплатить сбор (теперь 20 базовых величин составляют 460 рублей, или 221 евро), чем объяснять, за счет чего он живет.

Можно предположить, что уже многие «тунеядцы» нашли уловку, позволяющую законно не платить сбор (попали в трудные жизненные обстоятельства, переселились в село, стали ремесленниками, вступили в творческие союзы и т.д.), и число плательщиков в последующем уменьшится на порядок.

Но в бюджете эта сумма все равно будет заметна. Поэтому маловероятно, чтобы президент пошел на полную отмену сбора.

Некоторые представители оппозиции ожидали, что население взбунтуется из-за явно несправедливого «налога с безработных». Недовольство действительно звучало, но глухо. Когда же в 2017 году Лукашенко окончательно сфокусировал сбор с социальных иждивенцев на узкой группе зажиточных людей, то вероятность народных волнений на почве декрета стала и вовсе нулевой.

Вряд ли мы увидим массовые примеры, когда супруги экспатов, банкиров или айтишников откажутся платить сбор и предпочтут сидеть «сутки» и подметать улицы. Многим же из простых людей не так сложно будет доказывать, что они попали в сложную жизненную ситуацию.


Минтруда и соцзащиты внесло в Правительство предложения по изменениям и дополнениям в этот документ. Тем временем вопрос трудоустройства граждан сейчас находится на особом контроле. Основной посыл: работы должно хватать всем.
В Министерстве труда и социальной защиты отметили: в проект поправок легли все предложения людей, с которыми они приходили в региональные комиссии.

Все предложения - исключительно та практика, которую мы наработали и с которой столкнулись в ходе реализации Декрета № 3, - прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в эфире телеканала «Беларусь 1».

Ирина Костевич также отметила: в настоящее время Министерство по налогам и сборам совместно с органами исполнительной власти работают над уточнением списков плательщиков сбора. Минтруда также имеет свой информационный источник - это данные фонда соцзащиты населения.



Президент поручил до 1 апреля разработать и внести поправки в Декрет № 3, чтобы устранить те моменты, которые вызвали критику со стороны общества.
В том числе это касается и уточненных списков тех, кто должен быть освобожден от сбора, и тех, кто должен его уплачивать.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ


Всем желающим трудоустроиться максимально будут помогать найти место работы. В стране последние два года, несмотря ни на какие экономические проблемы, вопросы трудоустройства взяты на карандаш. Планы о создании рабочих мест не только доводятся, но и контролируются. Например, за 2016 год создали около 54 тысяч новых рабочих мест. Сегодня требования в этом вопросе выглядят еще жестче: до 1 мая вопрос трудоустройства всех безработных должен быть решен.


Ирина Костевич в эфире телеканала ОНТ обратила внимание, что, образно говоря, есть два вида безработных:

Безработные, которым нужно предоставить постоянную работу, и безработные, для которых сегодня нет вакансий на рынке труда по их квалификации. Здесь в качестве временной финансовой поддержки безработного можно привлекать к оплачиваемым общественным работам. Службы занятости и райисполкомы должны определить такие базовые точки, где будет размещена информация: какая эта работа, какие деньги человек получит за нее. То есть такая открытая, прозрачная информация, чтобы человек мог понимать, где он сегодня может заработать деньги.

Gовышение уровня оплаты труда - это еще одна важная задача. Ведь некоторые из нежелающих работать ссылаются на низкую заработную плату. Рассуждают так: раз зарплата невысокая, то зачем ради нее напрягаться.

Министр труда и социальной защиты отметила, что сегодня в Правительстве развернута работа с каждым органом государственного управления, а уже облисполкомы развернули работу на уровне предприятий. Главное определить факторы роста - за счет чего будет обеспечен рост уровня заработной платы. Над этим уже несколько месяцев работает Правительство, чтобы действительно определить факторы роста, не разбалансировать экономику, но при этом обеспечить решение поставленной задачи.

При этом мотивационный фактор - это важное направление в системе оплаты труда, уверена Ирина Костевич:

И деньги должны быть заработаны. И тут жесткая сцепка «производительность труда - рост заработной платы». Возвращаясь к теме факторов роста заработной платы, если растет производительность труда, мы должны понимать, за счет чего это происходит. Если рост объемов производства - надо помнить про рынки сбыта, чтобы не привести к затоваренности складов. И это все задача не только Минтруда и соцзащиты, но и задача Минэкономики - задача общая, где мы действительно вместе должны выстроить «дорожную карту», план действий по ее решению. Понятно, что не по каждому предприятию заработная плата к декабрю 2017-го может быть на уровне не менее 1000 рублей. Здесь необходим дифференцированный подход: в зависимости от отрасли и финансового состояния каждого предприятия.

В статье расскажем, как оформить декретный отпуск в 2020 году и рассчитать выплаты по новому закону. Отметим, что в законодательстве РФ нет такого понятия «декретный отпуск». Это выражение является распространенным в нашей стране жаргонным названием двух видов отпуска, следующих друг за другом, как правило, без перерыва, и оформляемых по-разному:

  1. отпуск по беременности и родам;
  2. отпуск по уходу за ребенком.

Расскажем, как оплатить отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в 2020 году. При этом обратите внимание на срочные изменения по этой теме: .

Декретный отпуск - это…

Понятие такого отпуска устаревшее. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации такого словосочетания не встретить. Но в народе под данным определением часто имеют в виду перерыв в работе разной продолжительности и разного назначения – связанный с рождением ребенка или связанный с его воспитанием.

На самом же деле словосочетание появилось благодаря советскому декрету «О пособии по беременности и родам», появившемуся в 1917 году. Декрет – это правовой акт, выпускаемый органами власти в государстве. Данное понятие до сих пор используется в законодательной системе некоторых стран мира, в т. ч. в Белоруси. В России данный термин в отношении законодательных актов не используется с советских времен.

Расчет декретного отпуска онлайн

Рассчитайте декретные за 1 минуту на онлайн калькуляторе в программе БухСофт.

Рассчитать декретные онлайн


Ниже вы можете воспользоваться специально разработанным калькулятором, позволяющим без ошибок рассчитать пособие по беременности и родам за любой период.

Документы для предоставления отпуска по беременности и родам и расчета пособия в 2020 году

Беременная сотрудница, отправляясь в отпуск по беременности и родам должна предоставить работодателю заявление о предоставлении отпуска, заявление о предоставлении пособия по беременности и родам, больничный лист, в котором будут указаны даты отпуска по беременности и родам.

На основании этих документов, бухгалтер составляет приказы о предоставлении декретного отпуска, рассчитывает пособие и выплачивает беременной сотруднице.

Как оформить декретный отпуск в 2020 году

Перед тем как уйти в декретный отпуск и получить свои декретные, ваша сотрудница приносит в отдел кадров и бухгалтерию следующие бумаги:

  1. справку о постановке на учет в женской консультации на ранних сроках беременности - до 12 недель (при наличии)
  2. документы, удостоверяющие личность;
  3. , если сотрудница работала в другой компании;
  4. номер банковского счета или карты, куда будет перечисляться пособие.

Образец больничного по беременности и рода

Срок декретного отпуска

Отпуск по беременности и родам предоставляйте работающим женщинам в следующем порядке:

  1. на 70 календарных дней до дня родов и на такое же количество дней (всего 140) - после рождения малыша;
  2. на 70 календарных дней до дня родов и на 86 дней после рождения ребенка (всего 156) - если роды были осложненными;
  3. на 84 дня до дня родов и на 110 дней после родов (всего 194) - при рождении двух и более детей (в случае многоплодной беременности).

Как посчитать декретный отпуск в 2020 году

Для выплаты пособия по беременности и родам формула такая (п. 4 и 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

В свою очередь средний заработок считают так:

Напомним: 730 – это число календарных дней в расчетном периоде (365 дней за 2019 год и 365 дней за 2018 год). При этом из указанного периода (730 календарный день) нужно исключить определенные дни, если таковые были. А из доходов – соответственно суммы, начисленные за эти дни. Какие именно дни нужно исключать, указано в таблице ниже.

Дни, исключаемые из расчетного периода при начислении декретного и детского пособий (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ)

Периоды, которые нужно исключить при расчете среднего заработка

Период временной нетрудоспособности

Отпуск по беременности и родам

Отпуск по уходу за ребенком

Дни, когда женщину освобождали от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты, при условии, что с сохраняемой зарплаты не платились взносы в ФСС

Рассчитанный средний заработок сравните с максимально возможным значением. Если ваш результат оказался больше, для начисления пособия надо брать именно эту сумму (п. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Далее сравните сумму с установленным минимумом. Минимальное пособие по беременности и родам, на которое может рассчитывать женщина, считается исходя из МРОТ. МРОТ в 2020 году равен 12 130 руб. Значит минимум декретного пособия в 2020 году составляет 55 831,23 руб. (12 130 руб. x 24 мес. : 730 дн. x 140 дн.) (п. 15 (3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375). Соответственно, вы не можете выплатить сумму меньше установленного минимума в 2020 году.

Нужно ли платить налоги с декретного пособия в 2020 году

Декретное пособие НДФЛ не облагаются.

Также оно не подлежит обложения страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Как правильно называется такой отпуск

Часто от женщины можно услышать, что она два-три года провела в декрете, подразумевая при этом отсутствие на работе в связи с уходом за маленьким ребенком. На самом же деле такая фраза ошибочна. Как мы выяснили в предыдущем разделе, официальное название отпуска, которое используется в законодательстве, – отпуск по беременности и родам.

По этой причине словосочетание «декретный отпуск по беременности и родам» звучит бессмысленным нагромождением. Собеседник поймет, что имеется в виду, а вот в официальных документах такую фразу использовать неуместно.

Бывает ли такой отпуск по уходу за ребенком

В быту женщины часто называют декретным и отпуск по уходу за ребенком. Но если по контексту разговора собеседник и сможет понять, что имеется в виду именно отпуск по уходу за ребенком до полутора или до трех лет, то в заявлениях на имя работодателя, приказах и иных документах такое понятие совершенно недопустимо.

Отпуск по беременности и родам (в народе декретный) и отпуск по уходу за ребенком – это два разных вида отпуска, оформляемые на разных основаниях.

Для того чтобы не путаться в определениях, следует запомнить 4 факта:

  1. Понятие декретного отпуска в законодательстве современной России отсутствует.
  2. Отпуск по беременности и родам предоставляется на основании заявления и больничного листа и оплачивается работодателем за счет средств Соцстраха исходя из 100% от среднего заработка.
  3. Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет предоставляется на основании заявления и свидетельства о рождении ребенка и оплачивается работодателем за счет средств Соцстраха исходя из 40% от среднего заработка.
  4. Отпуск по уходу за ребенком до трех лет предоставляется на основании заявления и свидетельства о рождении и не оплачивается (не считая 50 руб. в месяц за счет работодателя).

Что говорит Трудовой кодекс РФ про такой отпуск

Повторимся, в законодательстве, в том числе трудовом, понятие такого отпуска отсутствует. Но статья 255 Трудового кодекса посвящена именно отпуску по беременности и родам. В данной главе указывается максимальная продолжительность такого перерыва в работе, на который может рассчитывать женщина, а также порядок его оформления.

Когда дают

Как говорится в ст. 255 ТК РФ, основанием для оформления отпуска по беременности и родам является листок нетрудоспособности. Согласно раздела VIII приказа Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности», больничный по беременности и родам выдается:

  • в 30 недель беременным женщинам при нормальном течении беременности;
  • в 28 недель беременным женщинам, если ожидается появление на свет нескольких детей;
  • на сроке от 22 до 30 недель при преждевременных родах (минимальная продолжительность больничного в таком случае – 156 дней);
  • при прерывании беременности на сроке до 21 недели (минимальная продолжительность больничного в таком случае – 3 дня, максимальная – фактическая продолжительность нетрудоспособности);
  • при усыновлении ребенка возрастом до трех месяцев (на такой больничный также вправе рассчитывать также только женщина, п. 53 Порядка № 624н).

Срок отпуска

Продолжительность отпуска по беременности и родам также зависит от того, как протекает беременность женщины, сколько малышей она вынашивает и подобных причин. Все сроки тоже прописаны в разделе VIII приказа Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н. В таблице ниже вы найдете подробную информацию о том, в каких случаях какая продолжительность положена:

Основание

Продолжительность

Примечание

Нормально протекающая беременность, в результате которой на свет появляется один ребенок

140 календарных дней

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша

Роды с осложнениями при беременности одним ребенком

156 (140 + 16) календарных дней

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша. По окончании родов выписывается продолжение листка нетрудоспособности на 16 дней.

Нормально протекающая беременность, в результате которой планируется появление на свет более одного ребенка

194 календарных дня

Выдается в обычном режиме за 84 дня до предполагаемого появления на свет малышей. Продолжительность больничного не уменьшается даже в случае, если в результате осложнений фактически родится один ребенок, а не несколько.

Беременность несколькими детьми, когда данный факт выявляется только в процессе родов

194 (140 + 54) календарных дня

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша на срок 140 дней. По результатам родов выписывается продолжение больничного на 54 дня.

Беременность, завершившаяся преждевременными родами на сроке от 22 до 30 недель

156 календарных дней

Выдается с даты преждевременных родов сразу на весь срок

Беременность и роды женщин, проживающих или работающих в зонах, где есть радиационные загрязнения

160 календарных дней

176 календарных дней при осложненных родах

200 дней при беременности двойней и более

Выдается за 90 дней до предполагаемой даты родов. Если роды преждевременные, то сроки больничного стандартные, т. к. для данной категории женщин закон предусматривает увеличение только дородового отпуска.

Усыновление ребенка младше трех месяцев

70 календарных дней

Выдается со дня усыновления

Усыновление двух и более детей младше трех месяцев

110 календарных дней

Выдается со дня усыновления

Иногда в определении продолжительности отпуска по беременности и родам в случае осложненных родов при многоплодной беременности возникают разночтения. Некоторые считают, что указанные в Порядке № 624н 16 дней (п. 48) должны увеличивать заявленную продолжительность больничного при многоплодной беременности в 194 дня. Это не так. Ст. 255 ТК РФ более четко указывает, что максимальная продолжительность больничного по беременности именно 194 дня. Процесс появления на свет нескольких детей уже считается сложными родами, и чиновники предусмотрели этот факт при определении продолжительности послеродового отпуска для таких мам.

За сколько дней до родов уходят

Выше в таблице уже указаны сроки выдачи больничных, связанных с планируемыми родами. Систематизируем эту информацию.

При беременности одним ребенком больничный выдается за 70 дней до предполагаемых родов.

При беременности двумя и более детьми больничный выдается за 84 дня до родов.

Независимо от количества плодов за 90 дней до родов больничный выдается женщинам, находящимся в зонах с радиацией.

Если по собственному желанию женщина отказывается от получения больничного, а позже все-таки обращается за ним, то продолжительность такого листка нетрудоспособности сокращается на время, прошедшее с даты, когда документ должен быть выдан по закону, до даты фактической его выдачи.

Если больничный не выдан в срок по причине ошибки врача, то продолжительность такого листка нетрудоспособности не сокращается.

Фактически же женщина может продолжать работать и позже даты начала больничного листа. Работодатель предоставляет отпуск только на основании оформленного заявления беременной сотрудницы, к которому прикреплен больничный листок. И заявление женщина может оформить на меньший период. Она может по своему желанию сократить как дородовый, так и послеродовый отпуск. Пособие выплачивается за срок, в котором женщина фактически (то есть по заявлению) находится в декретном отпуске.

Уход на каком сроке?

В п. 46 Порядка выдачи больничных прописано, что беременным женщинам листок нетрудоспособности выдается на 30 неделе.

В этом же пункте указано, что при многоплодной беременности срок выдачи больничного листа – 28 недель.

Женщины, находящиеся в радиоактивных зонах уходят в декретный отпуск еще на неделю раньше.

Сроки до родов и после в таблице

Для удобства в таблице ниже разделены дородовый и послеродовый отпуск. Следует иметь в виду, что даже если фактически роды состоятся не в запланированную дату, общий срок больничного все равно будет считаться от плановой даты родов.

Дородовый отпуск

Послеродовый отпуск

Порядок ухода в отпуск

Для того чтобы получить право на отпуск по беременности и родам, нужно получить больничный лист имеющего соответствующую лицензию медицинского учреждения, где наблюдается беременная женщина или рожает.

При усыновлении больничный лист выдается территориальным роддомом на основании решения суда.

На основании соответствующего листка нетрудоспособности женщина пишет заявление на отпуск по беременности и родам. Продолжительность такого отпуска может отличаться от общей продолжительности больничных листов. Но отличаться может только в меньшую сторону.

Пример заявления вы можете увидеть в следующем разделе.

На основании заявления и документа из медучреждения издается приказ за подписью руководителя. Пример такого заявления вы найдете в следующем разделе.

Расчет декретного отпуска в 2020 году на примере

Сотруднице выдан больничный на срок 140 дней с 12.12.2019 по 30.04.2020. Ее среднедневной заработок рассчитывается на основании доходов за 2018 и 2019 года.

Облагаемые соцвзносами доходы за эти года составили:

  • 632 460 руб. за 2018 год;
  • 684 251 руб. за 2019 год.

Эти величины ниже, чем предусмотренные законодательством лимиты, поэтому для расчета принимаются в полном объеме.

В 2018 году женщина была на больничном в течение 9 дней, соответственно этот период уменьшает продолжительность расчетного периода.

Итого пособие составляет: (632 460 + 684 251) / (365 + 366 – 9) x 140 = 255 317,92 руб.

Проводки

Начисляется пособие по беременности и родам так же, как и обычный больничный. Только если при обычной нетрудоспособности первые 3 дня больничного идут за счет работодателя, то беременность и роды полностью покрываются за счет средств соцстраха. А также пособие по беременности не облагается НДФЛ. Поэтому проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 69 Кт 70 – начислено пособие по беременности и родам;
  • Дт 70 Кт 50 (51) – выплачено начисленное пособие.

К счету 69 открывается соответствующий субсчет по учету взаиморасчетов с ФСС.

Расчет отпуска по беременности и родам при отсутствии заработка в прошлых периодах

Выше уже было отмечено, что если среднедневной доход, рассчитанный соответствующим образом, слишком мал, то пособие рассчитывается исходя из МРОТ. Также следует поступить и в случае, если доход у сотрудницы в предшествующие годы отсутствовал вовсе. То есть формула для расчета такого больничного выглядит так:

Но есть исключение. Если доход у женщины отсутствовал по причине нахождения в отпуске по уходу за ребенком, то такая сотрудница может написать заявление на перенесение расчетного периода. Она может перенести один или оба года на год или года, непосредственно предшествовавшие первоначальному расчетному периоду.

Сколько оплачивается и можно ли после родов заменить его на отпуск по уходу за ребенком

Женщина имеет право в любой момент прервать свой отпуск по беременности и родам, написав соответствующее заявление. При этом она может либо выйти на работу, либо уйти сразу в отпуск по уходу за ребенком до полутора или до трех лет. В этом случае пособие по беременности и родам пересчитывается.

Какие еще есть выплаты при уходе в декрет

Будущая мама вправе также рассчитывать на получение выплаты, связанной с постановкой на учет на ранних сроках беременности. Для этого ей нужно получить соответствующую справку в том медучреждении, в котором она наблюдалась на протяжении своей беременности.

Размер такой соцвыплаты, если она назначена в период с 01.02.2018 по 31.01.2019, составляет 613,14 руб. С 01.02.2019 данное пособие будет увеличено.

Как правильно рассчитать

Обращение за помощью при расчете к интернету практически бессмысленно. Средний заработок получится определить только понимая, что из фактического дохода включается в расчет, а что нет. Сделать это может только человек, имеющий отношение к расчету зарплаты.

Подпишитесь на "Упрощенку" и получите 90 дней чтения в подарок!

До 15 января действует самая при подписке на журнал "Упрощенка" - 90 дней в подарок за подписку. Торопитесь оплатить . Подарок за подписку - книга "Упрощенка. Годовой отчет 2019".

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

 


Читайте:



Социальные выплаты на приобретение жилья молодой семье Сумма по программе молодая семья

Социальные выплаты на приобретение жилья молодой семье Сумма по программе молодая семья

Не секрет, что жилищный вопрос остро стоит для большинства молодых российских семей. Чтобы помочь гражданам обзавестись собственной недвижимостью,...

Когда можно воспользоваться материнским капиталом

Когда можно воспользоваться материнским капиталом

Вариантов, куда потратить полученный на руки материнский капитал , не так уж много. Схемы их предельно четкие, и выйти за рамки не удастся. Как...

Первичные учетные документы Первичные документы бухгалтерского учета в

Первичные учетные документы Первичные документы бухгалтерского учета в

Каждый бухгалтер должен знать, что относится к первичным документам бухучета. Выясним, какие бланки действительны в 2017 году, какие нормативные...

Штраф за неуплату налогов Штраф за уклонение от налогов физ лицами

Штраф за неуплату налогов Штраф за уклонение от налогов физ лицами

Уклонение от уплаты налогов , которое было обнаружено, влечет для виновного крайне неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные суммы,...

feed-image RSS