Главная - Заработок в интернете
Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности.

Понимание закономерностей процесса производства основывается на характеристике таких категорий, как потребности и ресурсы.

Потребности можно определить как объективную необходимость обеспечения условий для жизнедеятельности людей. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. В современной учебной экономической литературе чаще всего используется деление потребностей на первичные (в одежде, еде, питье и т.п.) и вторичные, связанные с духовной, интеллектуальной деятельностью человека (потребности в образовании, искусстве и т.п.). Деление этих потребностей в известной степени условно. Нас интересуют экономические потребности. Эта та часть человеческих нужд, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Взаимодействие между производством и потребностями двоякое. Во-первых, производство прямо влияет на потребности, создавая конкретные блага для потребления, изменяя структуру потребностей и уклад жизни людей, способы потребления. Во-вторых, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, являясь внутренним побудительным мотивом производственной деятельности. При этом человеческие запросы часто обгоняют производство и двигают его вперёд.

Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей отражена в законе возвышения потребностей . Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и сознания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действие закона возвышения потребностей проявляется в том, что в ходе исторического развития потребности общества растут количественно и изменяются качественно: одни из них исчезают, другие (новые) появляются.

Для организации производства необходимо располагать ресурсами, среди которых выделяются: природные, т.е. естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, её недра, сырье, леса и т.д.); капитальные , или производственные , - фабрики, заводы, машины, инструменты и деньги, расходуемые на их приобретение; человеческие – физические и умственные способности работников, используемые ими в процессе производства; предпринимательские – управленческие знания бизнесменов, необходимые для организации доходного производства.

Но ресурсы, перечисленные выше, - это потенциальная производственная мощь общества. В действительности в производство вовлекается только часть ресурсов.

Вовлечённая в процесс производства часть ресурсов называется факторами производства.

Факторы производства используются в процессе труда. Процесс труда – это целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных благ. Процесс труда составляет материальную основу общественного производства, но не тождественен ему: процесс производства включает в себя не только процесс труда , но и экономические отношения работников друг к другу в процессе трудовой деятельности.

Основными элементами процесса труда являются сам труд, предметы труда и средства труда. Предметы труда – всё то, на что направлена деятельность человека (сырьё, материалы, топливо, полезные ископаемые и т.д.); средства труда – вещь или комплекс вещей, с помощью которых создаются материальные блага (технологическое оборудование, инструменты, здания, сооружения). Средства труда являются важнейшим показателем уровня развития производства. Они подразделяются на естественные (земля, органические удобрения, домашние животные и т.д.) и технические (созданные человеком). В состав технических средств труда входят различные машины, механизмы, двигатели, передаточные устройства. В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя основными частями: рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила четвёртый элемент – управляющее устройство, которое выполняет функцию умственного труда по управлению машинами. В последнее время всё большее применение находит информационная техника, которая в отличие от других машин перерабатывает не энергию, не вещество, а информацию. Средства труда и предметы труда вместе составляют средства производства . Но главный элемент в процессе труда – рабочая сила. Это совокупность духовных и физических способностей человека к труду. Почему рабочая сила – главный фактор производства? Потому что рабочая сила не только осуществляет процесс труда, но и производит средства производства. Потребление рабочей силы есть сам процесс труда.

Взаимодействие факторов производства можно представить в виде схемы.

Вещественные и личные факторы производства (средства производства, земля, люди с их умениями, производственным опытом и навыками) в экономической литературе принято называть производительными силами . Переход от одной ступени общества к другой не прерывает их развитие, а предполагает преобразование их на новой

качественной основе. Уровень развития производительных сил является важнейшим критерием и показателем общественного прогресса. Чтобы все факторы привести в движение, требуется найти правильное количественное соотношение между ними. Эту задачу решает прежде всего технология. Следует иметь ввиду, что факторы производства в каждый момент ограничены по отношению к потребностям.


Рис. 3

Количественный подход к экономике позволяет определить, насколько производство способно удовлетворить имеющиеся и перспективные потребности. Для этого подсчитываются производственные возможности (применительно к предприятию, народному хозяйству в целом).

Под производственными возможностями подразумевается наибольший объём выпуска продукции, который достигается при полном использовании факторов производства. Но обычно производственных возможностей не хватает для полного удовлетворения всех видов потребностей. В такой ситуации используется альтернативный выбор самих потребностей, подлежащих удовлетворению. На любом предприятии постоянно возникают такие ситуации, когда появляется необходимость расширять производство одного из выпускаемых товаров. Если предприятие располагает ограниченным набором ресурсов (финансы, сырье, энергия, оборудование, люди), тогда увеличение выпуска одного из товаров неизбежно приведет к сокращению производства другого товара. В связи с этим увеличение производства одного из товаров потребует переключить на это часть ресурсов, занятых на производстве другого. В этом заключается суть закона редкости: при полном использовании ограниченных ресурсов для производства одного товара нужно поступиться производством определенного количества другого товара.

Закон редкости действует на всех уровнях экономики - от домашнего хозяйства до государственного уровня. Наш пример рассматривает уровень цеха в составе крупной фирмы по производству сборного железобетона. Цех производит два вида железобетонных конструкций - колонны и балки.

В графике на рисунке 4 мы привели данные о возможностях выпуска колонн и балок в этом цехе при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Могут быть две крайности – либо выпускать только колонны, либо выпускать только балки. Причем могут быть различные варианты их производства. Сочетание вариантов одновременного производства колонн и балок приведено на рисунке 4.

Любая точка (A,B,C,D,E,F) на кривой производственных возможностей цеха показывает возможные варианты одновременного выпуска колонн и балок. Например, точка D показывает, что если выпускать ежедневно 9 колонн, то оставшихся ресурсов хватит только на 3 балки. При этом, если мы захотим увеличить производство балок, нам необходимо будет поступиться производством какого-то количества колонн (например, 4 балки и 5 колонн).


Если ресурсы будут использоваться не на 100%, то мы будем находиться не на кривой производственных возможностей, а внутри ее, например в точке Q . Значит, мы ежедневно выпускаем 5 колонн и 3 балки, сберегая при этом часть ресурсов. В этом случае мы могли бы увеличивать производство колонн и балок одновременно. Границей такого увеличения все равно останется кривая производственных возможностей цеха.

Такое ограничение производственных возможностей распространяется и на масштабы всего государства. Так, для решения государственной проблемы, например «Жилье 2000», нужно иметь ввиду, что техника, люди и стройматериалы в стране ограничены и при этом придется поступиться строительством фабрик по выпуску продовольствия или дорог в сельской местности.

Что произойдет с кривой производственных возможностей, если руководители цеха добьются увеличения лимита ресурсов? Если им дадут дополнительно рабочих, денег, сырье? Очевидно, вовлекая новые ресурсы, кривую производственных возможностей можно отодвинуть вправо, и точка М станет досягаемой (12 колонн и 4 балки). Произойдет экономический рост. Но за счет чего? За счет вовлечения дополнительных ресурсов. Когда они есть, то это приемлемо. Такой путь экономического роста получил название экстенсивного .

Что произойдет с этой кривой, если инженеры разработают более экономичные технологии производства балок и колонн. Тогда окажется возможным производить из тех же ресурсов больше колонн и балок, точка М снова станет досягаемой. Кривая производственных возможностей, в первом случае, переместится вправо.

Такой путь экономического роста, когда ресурсы экономятся за счет новых технологий и других достижений научно-технического прогресса (НТП), получил название интенсивного .

Изучение закона редкости и анализ графика (рис. 4) дает нам возможность познакомиться с таким понятием экономики, как – альтернативная стоимость .

Альтернативная стоимость – это стоимость одного товара, выраженная в другом товаре. Альтернативную стоимость обязаны учитывать и граждане, и предприятия, и правительства. Принимая любую правительственную программу, нужно учитывать, за счет чего она будет выполнена.

При изучении закона редкости, необходимо обратить внимание на такое явление, как возрастание затрат .Каждая дополнительная балка становиться все более дорогостоящей с точки зрения альтернативной стоимости. На самом деле: первая выпущенная балка заставила нас пожертвовать одной колонной, вторая – двумя, а альтернативная стоимость пятой балки равнялась уже пяти колоннам. Таким образом, стоимость балок, выраженная через стоимость недоизготовленных колонн, имеет тенденцию к росту. Каждая дополнительно выпущенная балка становиться все более дорогой с точки зрения дополнительного отказа от производства колонн.

ЭКОНОМИКА 11 кл. тестовая работа

А1. Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским поместьем

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) натуральный обмен

4) денежное обращение

A2. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, от­ношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров. Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А

2) верно только В

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А3. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический по­казатель:

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) производительность труда

4) валовой оборот

А4. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от команд­но - административной характеризует:

1) экономное отношение к ресурсам

2) экономическая самостоятельность

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

А5. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) установление необходимых объемов производства

2) обеспечение защиты прав собственников

3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между производителями

А6. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда

2) конкуренция

3) рынок

4) специализация

А7. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?

А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.

Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. На увеличение потребительских расходов влияет:

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

А9. Экономика, главным образом, призвана:

1) делать богатых еще богаче

2) обеспечивать доходы предпринимателям

3) удовлетворять общественные потребности

4) увеличивать количество собственников

А10. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

1) не изменится

2) вырастет

3) упадет

4) будет колебаться

А11. Под рынком понимается:

1) место продажи товаров

2) место производства товаров

3) система экономических отношений по поводу купли-продажи това­ров

4) конкурентная борьба между производителями

А12. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом

2) ВВП

3) расходами на образование

4) количеством предприятий

А13. Экономика как наука изучает:

1) действие объективных законов истории

2) способы производства и распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющую социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

А14. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а по­требители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

1) правительства

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

4) конкуренции

А15. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обя­зательные для производителя, при экономической системе:

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

А16. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического разви­тия в условиях рынка?

А. Целью макроэкономического развития является поддержание пол­ной занятости трудоспособного населения.

Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

В1. Впишите понятие, соответствующее определению:

«Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ:

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду... наук».

Ответ:

ВЗ. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая

2) Командная

3) Традиционная

4) Промышленная

5) Индустриальная

6) Рыночная

7) Технотронная

8) Смешанная

Ответ:

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить кон­кретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется

Ответ:

В5. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершае­мых людьми в сфере:

1)Производства

2)Распределения

3)Управления государством

4)Поддержания порядка в обществе

5)Потребления продуктов труда

С1. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной эко­номики:

Постоянное стимулирование эффективности производства.

Тождество личных и общественных интересов.

Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

функционирование и приспособление к изменениям.

Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы

первой необходимости, а затем - роскоши).

Индивидуальная экономическая свобода.

С2. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев». (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

ОТВЕТЫ

1

Ответ

Экономика

Общественные

2.3,6,8

Спрос

1,2,5

С1.

п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происхо­дит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и умень­шении затрат на него для получения большей прибыли;

п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных инте­ресов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и по­требитель продукции;

п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, де­централизованные решения) функционирование и приспособление к изменениям;

п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и по­требителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

С2.

1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных произ­водств.

2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто не­эффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потреб­ности потребителей.

3) Функции:

ценовая - ведется посредством «сбивания» цен;

неценовая - усовершенствование техники и организации производст­ва, снижение стоимости, повышение качества производства.

4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.

Разделы: История и обществознание

Цель: обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества".

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ученики. Мы изучили одну из важных и интересных тем, и сегодня пришло время ее повторить. Вы будете выполнять тест, который состоит из заданий двух уровней: уровень А - это задания, где нужно выбрать ответ, уровень В - это задание, где нужно дать краткий ответ.

Уровень А.

А 1. Что означает слово "экономика" в переводе с греческого:

  1. искусство ведения домашнего хозяйства;
  2. управление производством;
  3. управление сельским хозяйством;
  4. натуральный обмен.

А 2. Что такое банк?

  1. финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и предоставляет кредиты;

А 3. Под налогом понимается:

  1. денежные средства, размещенные для хранения доходов;
  2. установленный обязательный платеж с полученных доходов;
  3. система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;
  4. купля-продажа товаров и услуг.

А 4. Какой из данных примеров не относится к предпринимательской деятельности?

  1. закупка овощей для семьи;
  2. продажа бытовой техники;
  3. гарантированный ремонт телевизоров;
  4. доставка пиццы на дом.

А 5. Что такое рынок?

  1. место продажи товаров;
  2. место производства товаров;
  3. место хранения денежных средств;
  4. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров.

А 6. Что такое семейный бюджет?

  1. доходы и расходы семьи за определенный период времени;
  2. все доходы семьи;
  3. все расходы семьи;
  4. сбережения.

А 7. С какого возраста дети имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?

  1. с 12 лет;
  2. с 14 лет;
  3. с 15 лет;
  4. с 16 лет.

А 8. Прибыль - это:

  1. выручка за вычетом зарплаты;
  2. доходы за минусом расходов;
  3. выручка за вычетом налогов;
  4. выручка за минусом расходов на транспорт.

Уровень В.

Здесь нужно либо написать слово - ответ, либо установить соответствие.

В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

В 2. Завершите фразу: "Продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников от 16 до 18 лет -:".

В 3. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности - это:".

В 4. Наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека называется:

В 5. Напишите определение, соответствующее определению: "Трудоспособные граждане, которые не имеют работы заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней".

В 6. Закончите фразу: "Дефицит бюджета - когда расходы семьи в бюджете: доходы.

В 7. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями с целью получения прибыли - это:".

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ: _________________

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду …….. наук».

Ответ:_______________

В3. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

Ответ: _____________

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется …….. »

Ответ:______________

В5. Установите соответствие между понятиями, характеризующими экономику потребителя, приведенными в первом столбце и их определениями, приведенными во втором столбце.

В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Инструменты 6) Управленческий персонал

Ответ:_________________

В7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере:

1) Производства 2) Распределения

3) Управления государством 4) Поддержания порядка в обществе

5) Потребления продуктов труда

Ответ:______________

В8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является ……...»

Ответ:________________

В9. Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

В10. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Совокупность граждан трудоспособного возраста (с 15 лет - до пенсионного возраста), не страдающих заболеваниями, исключающими участие в труде, называют ………. »

Ответ:____________________

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики:

· Постоянное стимулирование эффективности производства.

· Тождество личных и общественных интересов.

· Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

· Функционирование и приспособление к изменениям.

· Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем - роскоши).

· Индивидуальная экономическая свобода.

С3. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев » (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, - экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли: это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

· Какая проблема поднята в этом споре?

· Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

· Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

· Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда...

Для примера возьмем... производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием.

Один рабочий тянет проволоку. другой выпрямляет, третий обрезает... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

.. .Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом... выполняется несколькими.

.. .Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. А.Смит

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

С6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн )

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» . (Д. Джером)

3. «Деньги не пахнут», (Веспассиан)

Ответы по теме Экономическая сфера жизни общества

УРОВЕНЬ А

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

УРОВЕНЬ В

№ задания Ответ
Экономика
Общественные
2 3 6 8
Спрос
1Г 2А 3Б 4В
1 3 5
1 2 5
Поддержка конкуренции
1Б 2А 3Б 4Б 5А 6А

УРОВЕНЬ С

С2. п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происходит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и уменьшении затрат на него для получения большей прибыли; п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных интересов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и потребитель продукции; п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям; п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и потребителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

С3. 1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных производств. 2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто неэффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потребности потребителей. 3) Функции: ценовая - ведется посредством «сбивания» цен; неценовая - усовершенствование техники и организации: производства, снижение стоимости, повышение качества производства. 4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.

С4. Содержание правильного ответа: 1) В споре поднята проблема взаимосвязи двух сфер жизни общества - экономической и духовной. 2) В данном споре прав второй оппонент, так как «если забросить культуру»; произойдет общая деградация общества и не для кого будет производить продукцию. 3) Допускаются различные примеры раскрывающие сущность проблемы. 4) Например, паровоз отца и сына Черепановых в крепостной, необразованной России надолго был забыт. Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.

С5. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Ответ может содержать проблемы: общество и разделение труда; производство и разделение труда; работник и разделение труда. 2) Ответ может содержать следующие позиции: рост производительности труда; увеличение объемов производства; рост благосостояния граждан; рост квалификации работников. 3) Могут быть приведены примеры: отделение профессий и специальностей друг от друга; повышение производительности труда; внедрение новой техники и технологий. 4) В ответе могут быть, например, следующие позиции: уровень квалификации работников; технический прогресс; разделение труда.

1.1. В русском языке термин «экономика» имеет два значения.

1.1.1. Во-первых, экономика – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Экономика – 1) это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ; 2) система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здраво-охранение и т.д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

1.1.2. Во-вторых, «экономика» обозначает (2) науку, которая исследует, как люди исполь-зуют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребно-стей в жизненных благах. Название этой науки было дано Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) путём соединения двух греческих слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе означает «законы хозяйства». Слово «экономика» впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 гг. до н.э.) в качестве названия своего сочинения.

Экономика – 1) наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов; 2) наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

1.2. Главная экономическая проблема заключается в ограниченности факторов производства и производимых с их помощью благ относительно постоянно растущих потребностей людей.

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый момент являются ограниченными. Как при ограниченном объёме ресурсов удовлетворить безграничные потребности?

От чего зависит успешное решение главной проблемы экономики?

От 1) правил, принципов организации экономической деятельности (принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов); 2) экономических механизмов, т.е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения (разделение труда и специализация, торговля).

Главные вопросы экономики: 1) что и в каком количестве производить (какие товары и услуги должны быть предложены потребителям)?; 2) как производить (какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить)?; 3) каким образом распределять произведённые товары и услуги (кто может претендовать на их получение в свою собственность).

1.3. Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

1.3.1. Виды экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен и 4) потребление товаров и услуг. Эти четыре сферы как стадии единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

Производство в целом (П + Р + О + П) – это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

1.3.2. В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность может быть названа законом возвышения потребностей.

1.3.3. Блага.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Все жизненные блага = даровые блага (доступны в объёме большем, чем величина потребности в них; могут потребляться бесплатно) + экономические блага (товары и услуги, объём которых: недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере; может быть увеличен лишь путём затраты факторов производства; приходится тем или иным способом распределять).

Экономические блага = товары + услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Товар – 1) любой продукт экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) продукт труда, произведённый для продажи на рынке; 3) материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга – 1) блага, представляемые обычно не в виде вещей, а в форме деятельности; 2) результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества; 3) нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

Услуги не поддаются накоплению, хранению, транспортированию. Носят адресный характер (бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, уход за детьми и престарелыми).

1.3.4. Влияние экономической сферы на другие сферы общественной жизни: 1) существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; 2) общественное производство и сложившееся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры; 3) экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата и деятельность политических партий; 4) в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

1.3.5. Каковы основные тенденции развития экономической жизни общества на рубеже двух веков?

1) На рубеже 1990-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Её отличительной чертой является развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляет основу новой экономики. 2) На базе этих перемен резко возросло материальное и духовное богатство человечества.

1.4. Производство – это процесс создания экономических благ, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

1.4.1. В экономической жизни есть три главных участника: семьи (люди), фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

1.4.2. Производство бывает простое (производится столько, сколько потребляется) и расширенное (производится больше, чем потребляется).

1.4.3. Пути увеличения объёма производства: 1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь); 2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

1.4.4. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность. !!! Производительность? производительность труда.

Производительность – 1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; 2) объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.

На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов, используемые технологии, эффективность управленческих решений. Главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация.

1.4.5. Человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: 1) специализацию и 2) торговлю.

Типы и уровни специализации: 1) специализация труда отдельных людей; 2) специализация деятельности хозяйственных организаций; 3) специализация экономики страны в целом.

Специализация труда людей основана на следующих принципах:

1) сознательное разделение труда между людьми; 2) обучение людей новым профессиям и навыкам; 3) возможность кооперации, т.е. сотрудничества ради достижения общей цели (создание сложного изделия или строительства завода).

Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – форма организации трудовой деятельности, при которой большое число людей совестно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но не связанных между собой процессах.

Специализация (от лат. specialis – особенный, особый) – 1) сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других; 2) разделение труда на отдельные операции и их элементы.

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а схема специализации становится всё более и более сложной.

Специализация невозможна без кооперации, которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства.

Виды разделения труда: 1) профессиональное; 2) подетальное; 3) поузловое; 4) межфирменное; 5) внутризаводское; 6) межотраслевое; 7) межрегиональное; 8) международное.

Этапы общественного разделения труда.

1. Специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тысяч лет назад, когда произошла неолитическая (Великая аграрная) революция. Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами. Произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему.

2. Отделение ремесла, промышленности от сельского хозяйства (ремесленники, позднее промышленники).

3. Отделение торговли от земледелия и ремесла (купечество).

4. Финансы, банковское дело (ростовщики).

5. Управление, менеджмент (технократия).

1.5. Обмен – 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь; 2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага он должен получать (выменивать) со стороны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.

Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.

Операции по купле-продаже товаров не создают продукт. Поэтому торговля можно причислить к услугам.

Обмен? торговля. Торговля (обмен посредством денег) отличается от обмена, типичной формой которого является бартер (непосредственный обмен одного товара на другой без посредства денег).

Бартер (от франц. barater – обменивать) – натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар». Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными.

Коммерция (от лат. commercium – торговля) – торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле – предпринимательская деятельность.

1.6. Распределение – 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём; 2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

1.7. Потребление – использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

1.8. Экономическая теория как система знаний об управлении государственной национальной экономикой получила наименование «политическая экономия». Этот термин был введён в научный оборот в начале XVII в. французским экономистом Антуаном де Монкретьеном (1575-1621), который в 1615 г. написал книгу «Трактат о политической экономии, посвящённой королю и короне».

1.8.1. Экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие природных яв-лений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Принято различать: 1) экономику семьи; 2) экономику фирмы; 3) экономику региона; 4) экономику факторов производства, товаров и услуг; 5) общеэкономические процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определённого рынка, но на всю экономическую жизнь страны в целом. Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином микроэкономика, тогда как общеэкономические процессы относятся к макроэкономике.

1) Микроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

2) Макроэкономика – раздел экономической науки, исследующий экономику как единое целое (проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества).

3) Экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.

1.8.2. Экономические школы.

Экономические школы – системы взглядов представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

1) Меркантилизм (от итал. mercante – торговец); представители: Монкретьен, Стаффорд, Скаруффи, Кольбер, Ордин-Нащокин, Посошков, Пётр I; идеи: Богатство – это прежде всего золото, на которое можно всё купить. Его приносит торговля, главным образом, внешняя. Значит, следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.

Меркантилизм (от итальянского mercante – торговец, купец) – первая научная школа в политэкономии, а также опиравшаяся на ее положения экономическая политика накопления денежного богатства страны. Ранний меркантилизм (последняя треть 15 – середина 16 вв.) исходил из необходимости проведения политики с помощью законодательства. Поздний меркантилизм (17 в.) ориентировал на активный протекционизм, поддержку экспансии торгового капитала, поощрение отечественной промышленности.

1.1. Ранний меркантилизм – монетаризм; идеи: Серебро и золото являются единственной формой богатства. Запрет на вывоз денег из страны.

1.2. Поздний меркантилизм – протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита); идеи: Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономики.

2) Физиократы (от греч. physis – природа, kratos – власть); представители: Кенэ; идеи: основной источник богатства страны – сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство.

3) Классическая политическая экономия; представители: Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823); идеи: в создании общественного богатства главную роль играет сфера производства.

4) Марксизм; представители: Карл Маркс (1818-1883); идеи: трудовая теория стоимости + учение о прибавочной стоимости (её производство достигается путём эксплуатации пролетариата, а её присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства).

5) Маржинализм (от франц. marginalis – предельный); представители: Менгер, Джевонс, Вальрас; идеи: Задача политической экономии состоит в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Цена товара зависит от его полезности и редкости.

6) Кейнсианство; Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946); идеи: необходимость государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин.

Кейнсианство – теория государственного регулирования экономики. Возникло во 2-й пол. 30-х гг. 20 в., оказало существенное влияние на экономическую политику США («новый курс» Франклина Рузвельта), Великобритании и др. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др.

Экономическая программа: 1) всемерное увеличение расходов государственного бюджета, 2) расширение общественных работ, 3) абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, 4) регулирование занятости и др.

7) Институционализм (от лат. institutum – установление, institutio – обычай)– экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют социальные институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Возникло в XIX в.

представители: Торстейн Веблен, Гелбрейт; идеи: характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирмы, профсоюзы, государство, законы, обычаи, навыки, традиции.

8) Монетаризм (Милтон Фридман).

 


Читайте:



Облагаются ли налогом вклады физических лиц

Облагаются ли налогом вклады физических лиц

Налогом облагается любой доход гражданина РФ, полученный как в России, так и вне её пределов, так и доход иностранца полученный в пределах России и...

порядок обращения в страховую компанию (осаго)

порядок обращения в страховую компанию (осаго)

Дорожно-транспортные происшествия являются неотъемлемой частью процесса вождения, даже самые аккуратные водители могут стать участниками аварии не...

Город железнодорожный Транспорт и связь

Город железнодорожный Транспорт и связь

проект по окружающему миру "Экономика родного края" Подготовил: ученик 3 класса МСШ№2 Мальченко Илья Мглин 2016 г. Цель:...

Роль городов в современной мировой экономике

Роль городов в современной мировой экономике

Введение. Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит решающая роль в территориальной организации общества. Они служат...

feed-image RSS