Главная - Кредиты
Оформление генплана. Нормы

В проектную документацию, представляемую на экспертное заключение, входят следующие чертежи: схема размещения, ситуационный план, опорный план, генеральный план, план благоустройства и озеленения, план организации рельефа, план инженерных сетей. К ним прилагается общая пояснительная записка.

1. Общая пояснительная записка должна содержать: – основные градостроительные решения по генеральному плану, обоснования принятой архитектурной композиции, объемно-планировочные и конструктивные мероприятия, решения по транспортному обслуживанию, организации рельефа, благоустройству и озеленению, системе обслуживания населения или работающих; – основные технологические решения; – способы обеспечения объекта инженерными сетями, коммуникациями, инженерными системами и оборудованием зданий; – противопожарные и охранные мероприятия; – решения по энергоэффективности и энергосбережению; – мероприятия по сохранению объектов недвижимого историко-культурного наследия и их территорий; – мероприятия по охране окружающей среды; – основные мероприятия по организации строительства; – основные технико-экономические показатели и данные о проектной мощности объекта (показатели по предпроектной и проектной документации); – сведения об объектах-аналогах (для определения сметной стоимости строительства).

2. На схеме размещения показывают: – местоположение объекта в плане города, района или квартала; – наименование окружающих улиц, проездов, объектов; – направление север -юг.

Для проектов застройки схему размещения проектируемой территории в структуре города выполняют по форме проекта застройки.

3. На ситуационном плане (топографический план с подземными коммуникациями в масштабе 1:2000) наносят: – границы участка; – границы территорий различного функционального назначения; – красные линии, линии застройки, планировочные ограничения (границы технических, водоохранных, санитарно-защит-ных зон, зон охраны памятников и др.); – названия улиц, проездов; – существующие сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения, дороги и проезды, зеленые насаждения, границы землепользования (включая противоположную сторону улиц и 100 м прилегающих территорий) с номерами корпусов (строений) и их этажностью; – направление север -юг; – экспликацию зданий и сооружений.

4. На опорном плане для проектов реконструкции застройки, а для отдельных комплексов на топографическом плане показывают: – границы проектируемой территории, обозначенные буквенными литерами в соответствии с исходно-разрешительной документацией; – красные линии, линии застройки, планировочные ограничения (линии регулирования застройки, границы технических и санитарных зон, охраняемых территорий); – существующие зеленые насаждения; – существующее функциональное использование территории в границах проекта, а также прилегающей территории в радиусе 100 м; – существующую застройку с номерами корпусов (строений), с экспликацией зданий и сооружений, с указанием назначения, этажности, капитальности; – зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры, а также территории объектов недвижимого историко-культурного наследия, не имеющих в настоящее время утвержденных зон охраны; – утвержденные предложения по сносу, реконструкции зданий и сооружений, выводу предприятий, новому строительству; – существующие улицы, проезды, подъезды к зданиям; – направление север -юг.

5. На генеральном плане (топографический план с подземньми коммуникациями в масштабе 1:500) наносят: – границы проектируемой территории; – границы территорий различного функционального назначения; – красные линии и планировочные ограничения (линии регулирования застройки, границы технических и санитарных зон, охраняемых территорий); – названия улиц, проездов; – проектное функциональное использование территории с проектными границами территорий (участков) жилой, общественной, коммунальной застройки, зеленые насаждения общего пользования и др.; – сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения с указанием этажности, номеров корпусов, абсолютной отметки пола 1-го этажа, разбивочных осей и осевых размеров, входов, въездов, приямков, козырьков проектируемых объектов; – сохраняемые и проектируемые дороги, проезды и автостоянки с указанием ширины внутриквартальных улиц, проездов, с разметкой машиномест автостоянок; – улицы, проезды к зданиям, пожарные проезды, загрузочные и разворотные транспортные площадки; – зеленые насаждения, пешеходные пути и площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства территории с учетом мероприятий по организации рельефа (места размещения малых архитектурных форм, ограды, подпорные стенки, откосы); – границы первой очереди строительства (при поэтапном осуществлении проекта); – направление север -юг; – условные обозначения.

Чертеж генплана сопровождается экспликацией и основными технико-экономическими показателями.

6. На плане благоустройства и озеленения территории (в масштабе 1:500 на копии генплана) показывают: – существующие, сохраняемые и проектируемые зеленые насаждения - деревья, кустарники, газоны, цветники и др.; – аллеи, тропиночную сеть, малые архитектурные формы, в том числе ограды, подпорные стенки, лестницы, откосы, площадки мусоросборников и другие элементы благоустройства; – границы участков зеленых насаждений общего пользования; – дорожные покрытия; – существующие и проектируемые инженерные сети; – таблицу ассортимента проектируемого посадочного материала и объемы работ по благоустройству и озеленению.

Для согласования проектов допускается совмещать схему благоустройства и озеленения с генеральным планом в масштабе 1:500 и показывать принципиальные решения - виды озеленения, пешеходные пути, площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства без объемов работ.

7 На плане организации рельефа (в масштабе 1:500 на копии генплана) наносят: – величину и направление уклонов, горизонтали; – отметки в точках перелома уклонов; – дождеприемные решетки с отметками; – красные и черные отметки по углам зданий, перед входами; – конструкции искусственных покрытий, лестниц, подпорных стенок; – абсолютные отметки, соответствующие условным нулевым отметкам проектируемых зданий; – откосы и подпорные стенки.

8. На технологических планах указывают: – основное технологическое оборудование; – транспортные средства; – категории помещений по взрыво- и пожароопасности.

9. На планах (на сводном плане) инженерных сетей показывают: – границы домовладений; – существующие и проектируемые здания, в том числе тепловые пункты; – все существующие переносимые и проектируемые инженерные коммуникации.

10. На планах нетиповых этажей наносят: – координатные оси здания по характерным местам и размеры между ними; – лестничные клетки; – лифтовые шахты; – стены и перегородки, дверные проемы с направлениями их открывания, оконные проемы, витражи; – наименования помещений и их площади, категории по взрыво- и пожароопасности (при отсутствии технологического плана); – линии разрезов; – балконы и прочие архитектурные элементы (при необходимости).

11. Разрезы (продольные и поперечные) выполняют по характерным местам здания. На них показывают: – габаритные размеры несущих и ограждающих конструкций, лестницы, перекрытия; – входы, оконные и дверные проемы; – фундаменты и отметки верха и низа их заложения; – относительные отметки по этажам и отметки прилегающего рельефа; – состав конструкции покрытия; – конструкцию существующих близкорасположенных зданий и сооружений.

12. На планах инженерного оборудования и систем указывают: – расположение основного инженерного оборудования; – трассировку сетей в одну линию.

13. На схеме стройгенплана наносят: – ограждения стройплощадки; – места размещения бытовых зданий; – временные автодороги; – пути для перемещения башенных кранов; – места складирования строительных конструкций и материалов; – точки присоединения к инженерным сетям на время строительства и временные мойки автомашин.

На земельных участках храмовых комплексов не рекомендуется размещать здания и сооружения, функционально не связанные с ними. Допускается предусматривать рядом с земельными участками храмов участки для размещения жилых домов церковного причта, богаделен, гостиниц, мастерских и хозяйственных служб, гараж. Площадь гаража принимается из расчета 18 м 2 на одну машину и 30 м 2 на один автобус; площадь мастерских - по заданию на проектирование, площадь склада 18 - 60 м 2 .

Здания хозяйственного назначения должны быть, как правило, отдельно стоящими с подвалом или цокольным этажом. Отдельные помещения (стоянки автомобилей, мастерские, кладовые) могут быть сблокированы с церковно-причтовыми домами.

Территорию храмового комплекса следует подразделять на функциональные зоны:

  • храмовую;

    вспомогательного назначения;

    хозяйственную.

Примерная схема генерального плана приходского городского храмового комплекса приведена на рис. 2.2.

Рисунок 2.2. Примерная схема генерального плана комплекса городского приходского храма

Во входной зоне следует предусматривать въезд для автотранспорта и вход для прихожан. В этой зоне предусматриваются киоски по продаже церковных принадлежностей, места для отдыха прихожан. Входная зона должна иметь связь с храмовой зоной.

Храмовая зона, предназначенная для проведения религиозных обрядов, должна иметь непосредственную связь с входной и вспомогательной зонами. В храмовой зоне следует предусматривать здания храмов, колоколен и звонниц, часовен, памятников, водосвятных колодцев, площадки для проведения культовых мероприятий и отдыха прихожан.

Вокруг храма должен быть обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников шириной, как правило, от 3 до 5 м с площадками шириной до 6 м перед боковыми входами в храм и напротив алтаря.

Перед главным входом в храм, располагаемым, как правило, с западной стороны, следует предусматривать площадь из расчета 0,2 м 2 на одно место в храме.

Положение храмов определяется церковным требованием ориентации алтаря в восточном направлении с возможным смещением в пределах 30° в связи с градостроительными особенностями размещения участка.

Здания храмов следует размещать, как правило, не ближе 3 м от красных линий застройки для организации кругового обхода вокруг храма. При реконструкции и строительстве храмов в районах затесненной городской застройки это расстояние может быть сокращено, но с возможностью организации кругового обхода, вплоть до красных линий застройки с выходом Крестного хода за пределы храмовой территории.

В храмовой зоне допускается устройство захоронений в соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ № 1600-77. Вопрос о каждом захоронении должен решаться с участием органов Госсанэпиднадзора.

Вспомогательная зона, предназначенная для организации приходской, учебной, благотворительной и иной деятельности, должна быть, как правило, связана с входной и храмовой зоной. В этой зоне рекомендуется размещать церковно-причтовый дом, воскресную школу, богадельню или иные здания и сооружения в соответствии с заданием на проектирование.

Церковно-причтовый дом, гостиница и воскресная школа могут быть отдельно стоящими или сблокированными между собой, а иногда с храмом и хозяйственным блоком, обеспечивая возможность сообщения между собой без выхода на улицу, что предпочтительно для условий Севера. Богадельню рекомендуется располагать смежной с озелененными участками храмового комплекса.

Туалеты для прихожан могут быть размещены в отдельно стоящем здании или быть сблокированы с другими вспомогательными зданиями храмового комплекса. Туалеты для священнослужителей должны размещаться отдельно от туалетов общего пользования.

В зависимости от градостроительной ситуации здания и сооружения вспомогательного назначения могут размещаться на участке храма в соответствии с функциональным зонированием территории, а также в стилобатной части храма или в пристройках к нему.

Хозяйственная зона приходского храмового комплекса, предназначенная для размещения хозяйственных сооружений, в том числе складов, мастерских, гаража для автотранспортных средств, площадки для мусоросборника и печного устройства для сжигания поминальных записок, должна иметь удобные подъезды со стороны транспортных магистралей (в том числе для пожарных машин) и быть оборудована стоянкой для грузового и легкового автотранспорта, принадлежащего храму. Площадь стоянок грузовых автомобилей и автобусов рассчитывается в соответствии с их габаритами. Площадь хозяйственной зоны определяется размером зданий и сооружений хозяйственного назначения, количеством автотранспортных средств, определяемым заданием на проектирование и составляет ориентировочно 15% от площади участка. Подъезд грузовых транспортных средств следует предусматривать со стороны хозяйственной зоны храмового комплекса.

На земельных участках храмов следует предусматривать подъездные дороги к главному входу в храм, а также к основным эвакуационным выходам из всех зданий и сооружений, входящих в храмовый комплекс.

Участок приходского храмового комплекса, как правило, огораживается по всему периметру. Главный вход следует размещать со стороны подходов и остановок общественного транспорта с ориентацией на вход в храм. При вместимости храма более 300 человек следует предусматривать второй въезд на территорию со стороны хозяйственной зоны. Допускается не ограждать земельные участки храмов, расположенных в мемориальных комплексах, а также часовен.

За пределами ограды храмовых комплексов следует предусматривать стоянки автомобилей из расчета 2 машино-места на каждые 50 мест вместимости храма. Автостоянки легковых автомашин и автобусов, а также остановки общественного транспорта следует располагать на расстоянии, как правило, не далее 50 м от зданий храмов.

При планировке стоянок легковых автомобилей необходимо исходить из следующих норм: ширина полосы стоянки автомобилей вдоль проезжей части улицы - 3,0 м; при стоянке автомобилей под углом 45 ° к оси проезжей части улицы - 6,0 м. Площадь на один автомобиль при однорядной стоянке - 20,0 м 2 , при многорядной стоянке - 25 м 2 .

Территория храмового комплекса должна быть озеленена. Площадь озеленения рекомендуется не менее 15% площади участка. Подбор цветов рекомендуется производить таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона.

Дороги, площадки и обход вокруг храма должны иметь твердое покрытие, как правило, из плитки с вертикальной планировкой, обеспечивающей сток дождевых вод.

Ограду рекомендуется выполнять из декоративных металлических решеток высотой 1,5 - 2,0 м. Размеры и устройство калиток в оградах должны обеспечивать беспрепятственный проход для инвалидов на колясках и престарелых прихожан. Высота проема ворот для въезда пожарных автомобилей на храмовую территорию должна быть не менее 4,25 м, а ширина не менее 3,5 м.

Наружное освещение земельных участков храмовых комплексов должно проектироваться в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного задания.

Генеральные планы и требования к размещению промышленных предприятий. Общие требования к застройке промышленных предприятий изложены в Строительных нормах и правилах СНиП II8980 Генеральные планы промышленных предприятий с измен. Рассматриваемые требования должны строго соблюдаться их учет и выполнение контролироваться надзорными органами как при проектировании новых расширяемых и реконструируемых промышленных предприятий так и при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема № 4 Генеральные планы и требования к размещению промышленных предприятий. Внутренняя планировка и плотность застройки территории объекта

1. Генеральные планы и требования к размещению промышленных предприятий

1.1. Общие положения

Размещение зданий и сооружений на территории промышленного объекта является важнейшим элементом обеспечения эффективности производства, устойчивости его функционирования и обеспечения безопасности работающего персонала и населения, проживающего вблизи от опасных объектов.

Промышленные предприятия - одни из основных источников опасностей в техносфере. Общие требования к застройке промышленных предприятий изложены в Строительных нормах и правилах (СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», с измен. и дополн. от 01.11.1994 г.), а также в Отраслевых нормах технологического проектирования.

В зависимости от специфики общероссийские требования дополняются ведомственными (отраслевыми). Важность учета требований на этапе проектирования доказала сама жизнь. Именно на этом этапе могут быть заложены "мины замедленного действия" в виде сочетания факторов, которые приведут к серьезным авариям, либо негативно повлияют на возможность локализации ЧС как природного, так и техногенного характера в пределах территории объекта.

Рассматриваемые требования должны строго соблюдаться, их учет и выполнение контролироваться надзорными органами как при проектировании новых, расширяемых и реконструируемых промышленных предприятий, так и при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов). Основные положения этих документов соответствуют требованиям инженерно - технических мероприятий гражданской обороны и конкретизируют их в пределах одного объекта (группы объектов).

Органы управления ГОЧС обязаны принимать участие в мероприятиях по утверждению планов застройки городов, районов и населенных пунктов. Знания требований к генеральным планам промышленных предприятий помогут специалистам оценить объект с точки зрения безопасности и аргументировать требования по их обеспечению.

В то время, когда стали обязательными организационные мероприятия по декларированию безопасности промышленных объектов и лицензированию их деятельности, на территориальные и объектовые службы легли сложные задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это значит, что специалисты штабов ГОЧС должны разбираться в вопросах, подведомственных Ростехнадзору, Госатомнадзору, Госкомсанэпиднадзору, Гос.пожарному надзору и целому ряду других надзорных и контрольных органов. На фоне экономического кризиса рассматриваемые проблемы многократно усложнились. Даже на внешне благополучных объектах достаточно нарушений норм и требований безопасности для того, чтобы ставить вопрос о временной остановке их деятельности. Практикой рожден компромисс между необходимостью функционирования объекта и уровнем безопасности на нем. Для определения его по отношению к конкретному объекту необходимо знание норм и требований по организации безопасного и безаварийного производственного процесса, что позволит выявить отклонения в ходе инспектирования и оценить их влияние на уровень риска в пределах рассматриваемой территории.

1.2. Требования к размещению промышленных предприятий

Предприятия и промышленные узлы размещаются на территории, предусмотренной схемой или проектом районной планировки, генеральным планом города или другого населенного пункта, проектом планировки промышленного района.

Предприятия, промышленные узлы и связанные с ним отвалы, отходы, очистные сооружения размещаются на землях не сельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства. При отсутствии таких земель могут выбираться участки на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

Размещение предприятий и промышленных узлов на землях государственного лесного фонда должно производиться преимущественно на участках, не покрытых лесом или занятых кустарниками и малоценными насаждениями.

Размещение предприятий и промышленных узлов на площадях залегания полезных ископаемых допускается по согласованию с органами государственного горного надзора, а на площадях залегания общераспространенных полезных ископаемых - в порядке, устанавливаемом законодательством.

Размещение предприятий и промышленных узлов не допускается:

а) в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

б) в первой зоне округа санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств курорта;

в) в зеленых зонах городов;

г) на землях заповедников и их охранных зон;

д) в зонах охраны памятников истории и культуры без разрешения соответствующих органов охраны памятников;

е) в опасных зонах отвалов породы угольных и сланцевых шахт или обогатительных фабрик;

ж) в зонах активного карста, оползней, оседания или обрушения поверхностей под влиянием горных разработок, селевых потоков и снежных лавин, которые могут угрожать застройке и эксплуатации предприятий;

з) на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами, до истечении сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы;

и) в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб.

Зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий.

Территории промышленных узлов не должны разделяться на обособленные участки железными или автомобильными дорогами общей сети.

Размещение предприятий в сейсмических районах должно предусматриваться в соответствии с "Указаниями по размещению объектов строительства и ограничению этажности зданий в сейсмических районах”.

В Северной строительно-климатической зоне предприятия размещаются на участках со скальными, вечномёрзлыми однородными или талыми непросадочными грунтами.

При размещении предприятий и промышленных узлов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, должен соблюдаться «Закон РФ об охране атмосферного воздуха».

При размещении предприятий и промышленных узлов, влияющих на обитание и условия размножения животных, соблюдается "Закон РФ об охране животных”.

Предприятия и промышленные узлы с источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами 1-го и 2-го классов опасности не размещаются в районах с преобладающими ветрами со скоростью до 1м/с, с длительными или часто повторяющимися штилями, инверсиями, туманами (за год более 30-40 %, в течении зимы 50-60 %).

Предприятия и промышленные узлы с источниками загрязнения атмосферного воздуха размещаются по отношению к жилой застройке с учетом ветров преобладающего направления.

Между промышленной и селитебной территориями предусматривается санитарно-защитная зона.

В промышленные узлы, в составе которых имеются предприятия, требующие организации санитарно-защитной зоны шириной 500м и более, не включаются предприятия, которые в соответствии со СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов могут быть размещены около границы или в пределах селитебной территории.

Производства с источниками внешнего шума с уровнями звука 50 децибелл и более размещаются по отношению к жилым и общественным зданиям в соответствии со СНиП по защите от шума.

При размещении предприятий и промышленных узлов, влияющих на состояние вод, должны соблюдаться соответствующие нормативные документы санэпиднадзора.

Размещение предприятий в прибрежных полосах (зонах) водоемов допускается только при необходимости непосредственного примыкания площадки предприятия к водоемам (по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод. Количество и протяженность примыканий площадок предприятий к водоемам в этих условиях должны быть минимальными.

При размещении предприятий и промышленных узлов на прибрежных участках рек и других водоемов планировочные отметки площадок предприятий принимаются не менее чем на 0,5 м выше наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока, а также нагона высоты волны, определяемой в соответствии со СНиП по нагрузкам и воздействиям на гидротехнические сооружения.

За горизонт принимается наивысший уровень воды с вероятностью его превышения для предприятий, имеющих экономическое и оборонное значение, один раз в 100 лет, для остальных предприятий со сроком эксплуатации до 10 лет - один раз в 10 лет.

Размещение предприятий на участках с более частым превышением уровня воды допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании и при условии возведения необходимых сооружений по защите предприятий от затопления.

Предприятия, требующие устройства грузовых причалов, пристаней или других портовых сооружений, размещаются по течению реки ниже селитебной территории.

Размещение зданий и сооружений на расстоянии до 30 км от границ аэродромов, а особо высоких сооружений (200 м и более) на расстоянии до 75 км от границ аэродромов допускается при условии соблюдения требований "Воздушного кодекса ".

В случае размещения предприятий в районе расположения радиостанций, объектов специального назначения, складов сильнодействующих ядовитых веществ расстояние до предприятий от указанных объектов принимается согласно требований специальных норм.

Размещение предприятий возле объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе осуществляется с учетом границ запретных (опасных) зон и районов, определяемых по специальным нормативным документам, утвержденным в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.

Устройство отвалов, шлаконакопителей, хвостохранилищ, отходов и отбросов предприятий допускается только при обосновании невозможности их утилизации. При этом для промышленных узлов следует, предусматриваются централизованные (групповые) отвалы. Участки для них размещаются за пределами предприятий и 2 го пояса зон санитарной охраны подземных водоисточников с соблюдением санитарных норм.

Отвалы, содержащие уголь, сланец, мышьяк, свинец, ртуть и другие горючие и токсичные вещества, отделяются от жилых и общественных зданий и сооружений санитарно-защитной зоной.

В правилах размещения промышленных предприятий, изложенных в несколько сокращённом виде выше, частично отражены вопросы инженерно-технических мероприятий ГО России, составляющих единую систему взаимоувязанных мероприятий по предупреждению ЧС, защите населения и снижению ущерба при авариях и катастрофах.

2. Планировка территории и размещение зданий и сооружений потенциально опасных ОЭ

Планировка площадок предприятий и территорий промышленных узлов должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономное использование земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.

Расстояние между зданиями и сооружениями, в том числе инженерными сетями, принимаются минимально допустимыми.

В генеральных планах предприятий предусматривается :

Функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов транспорта;

Рациональные производственные, транспортные и инженерные связи на предприятиях, между ними и селитебной территорией;

Интенсивное использовании территории, включая наземное и подземное пространства при необходимых и обоснованных резервах для расширения предприятий;

Благоустройство территории (площадки);

Создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих предприятий и жилой застройкой;

Защита прилегающих территорий от загрязнения водоемов сточными водами предприятий, а также отходами и отбросами производства;

Восстановление отведенных во временное пользование земель, нарушенных при строительстве.

В генеральном плане обязательно учитываются природные особенности района строительства:

а) температура воздуха и преобладающее направление ветра;

б) возможные изменения существующего режима вечномерзлых грунтов в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

в) возможность больших снегоотложений из-за наличия холмов или возвышений рельефа с подветренной стороны застройки;

г) изменения режима надмерзлотых вод в результате освоения площадки и влияние этих изменений на тепловой режим вечномерзлых грунтов.

На площадках предприятия и промышленные узлы размещаются с учетом исключения вредного воздействия на РиС, технологические процессы, сырье, оборудование и продукцию других предприятий, а также на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения в районе предприятий.

Вспомогательные здания размещаются вне циркуляционной зоны (аэродинамической тени), образуемой зданиями и сооружениями, при наличии на площадке источников загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами 1-го и 2-го классов опасности.

Гаражи предприятий предусматриваются только для специализированных автомобилей (аварийной техпомощи, технических средств по уборке и содержанию территории, спасательной и пожарной служб). При отсутствии в районе строительства автомобильных хозяйств предусматриваются для предприятий гаражи не менее чем на 15 грузовых автомобилей.

По функциональному использованию площадка предприятия подразделяются на зоны:

а) предзаводскую (за пределами ограды);

б) производственную;

в) подсобную;

г) складскую;

территорию промышленного узла подразделяют на зоны:

д) общественного центра;

е) площадок предприятий;

ж) общих объектов вспомогательных производств и хозяйств.

Деление на зоны уточняется с учетом конкретных условий.

Предзаводская зона предприятия размещается со стороны основных подъездов и подходов работающих на предприятии.

Размеры предзаводских зон (га на 1000 работающих) принимаются из расчета:

0,8 - при количестве работающих до 0,5 тыс.

0,7 - " " " более 0,5 до 1 тыс.

0,6 - " " " " 1 " 4 тыс.

0,5 - " " " " 4 "10 тыс.

0,4 - " " " " 10 тыс.

При трехсменной работе учитывается численность работающих в первой и во второй сменах.

Состав общественного центра определяется в каждом конкретном случае отдельно.

В состав общественного центра, включаются учреждения управления производством, предприятия общественного питания, профессионально-технические и средние специальные учебные заведения, специализированные учреждения здравоохранения, предприятия бытового обслуживания.

В зоне общих объектов вспомогательных производств и хозяйств размещаются объекты энергоснабжения, водоснабжения и канализации, транспорта, ремонтного хозяйства, пожарных депо, отвального хозяйства промышленного узла.

В предзаводских зонах и в общественных центрах промышленных узлов следует предусматривать открытые площадки для стоянки легковых автомобилей.

Проходные пункты располагаются на расстоянии не более 1,5 км друг от друга, а в Северной строительно-климатической зоне - не более 1 км.

Расстояние от проходных до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов, не превышает 800 м. (если больше - предусматривается внутризаводской пассажирский транспорт.)

На площадках промышленных предприятий предусматривается минимально необходимое число зданий. Производственные, вспомогательные и складские помещения объединяются в одно или несколько крупных зданий. Размещение отдельно стоящих зданий допускается при технологической необходимости.

Здания и сооружения с оборудованием, вызывающим значительные динамические нагрузки и вибрацию грунта, размещаются от зданий и сооружений с производствами, особенно чувствительными к вибрациям, на расстояниях, учитывающих инженерно-геологические условия территории, физико-механические свойства грунта основания фундаментов, а также мероприятия по устранению влияния динамических нагрузок и вибраций на грунты.

Здания, сооружения, открытые установки с производственными процессами, выделяющими в атмосферу газ, дым и пыль, взрывоопасные и пожароопасные объекты, по возможности, располагаются по отношению к другим производственным зданиям с наветренной стороны для ветров преобладающего направления.

Расстояния между зданиями и сооружениями в зависимости от степени огнестойкости и категории производств определяется нормами и правилами пожарной безопасности.

Расстояния между открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием, а также от них до зданий и сооружений принимаются по нормам технологического проектирования.

Пожарные депо располагаются на земельных участках, примыкающих к дорогам общего пользования и обслуживают группу предприятий.

Дороги, въезды и проезды

Железные дороги, гидравлический, конвейерный транспорт и подвесные канатные дороги промышленных предприятий и промышленных узлов проектироуются в соответствии с положением по проектированию промышленного транспорта.

Автомобильные дороги и велосипедные дорожки проектируются в соответствии с проектированием автомобильных дорог.

При транспортировании грузов водными путями, предусматривается строительство объединенных портов предприятий.

Строительство причалов для отдельных предприятий допускается лишь по технологическим требованиям.

Вдоль автомобильных дорог, связывающих предприятия с местом расселения трудящихся, при их протяженности не более 2 км предусматриваются велосипедные и пешеходные дорожки или тротуары.

Предприятия с площадками размером более 5 га имеют не менее двух въездов.

Ширина ворот автомобильных въездов на площадку предприятия принимается по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м. а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.

Выбор вида внутризаводского транспорта для предприятий производится на основе единого транспортного процесса с передачей перерабатываемых материалов от мест их складирования к местам потребления одними и теми же транспортными средствами, минуя перегрузку с межцехового транспорта на внутрицеховой.

К зданиям и сооружениям по всей их длине обеспечивается подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

К зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей обеспечивается со всех сторон.

Пожарные гидранты располагаются вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания.

Ширина проездов на территории предприятия принимается из расчета наиболее компактного размещения дорог, инженерных сетей и полос озеленения, но не менее расстояний между зданиями и сооружениями.

Расстояние от края дороги до стен здания регламентируются метрами, приведёнными в табл. 4.2.

Т А Б Л И Ц А 4.2.

п/п

Здания и сооружения

Расстояние в метрах

Наружные грани стен зданий, включая тамбуры и пристройки:

а) при отсутствии въезда в здание и при длине здания до 20 м

б) то же, при длине здания более 20 м

в) при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков

г) при наличии въезда в здание трехосных

д) при наличии въезда в только электрокаров

Оси параллельно расположенных железнодорожных путей:

1520 (1524) мм

750 мм

Ограждение площадки предприятия

Наружные грани опор эстакад и путепроводов, дымовых труб, столбов, мачт, выступающих частей зданий: пилястр, контрфорсов, наружных лестниц.

Ось железнодорожного пути, по которому перевозится жидкий металл, шлак, тележки со слитками и изложницами, тележки с мульдами и коробами для перевозки шихтовых материалов

3,75

Строительные конструкции тоннелей, мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, галерей и т.п. располагаются не менее 0,5 м. от бортового камня или наружной бровки водоотводных устройств (кюветов, лотков).

Вводы железнодорожных путей в производственные здания, тупиковые с отметкой головки рельсов в одном уровне с отметкой пола.

Расстояние от оси внутризаводских железнодорожных путей (кроме путей, по которым производятся перевозки жидкого чугуна, шлака и горячих слитков) до зданий и сооружений принимается в соответствии с данными приведёнными в табл. 4. 3.

Т А Б Л И Ц А 4. 3.

Здания и сооружения

Расстояние в м. при колее в мм.

п/п

1520 (1524)

Наружные грани стен или выступающих частей здания: пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и т.п.

а) при отсутствии выходов из зданий

б) при наличии выходов из зданий

в) при наличии выходов из зданий, устройстве оградительных барьеров (длиной не менее 10 м),расположенных между выходами из зданий и железнодорожными путями параллельно стенам зданий.

Отдельно стоящие колонны, стойки проемов производственных зданий, а также выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и др.) при их длине вдоль пути не менее 1000 мм; сливоналивные и погрузочно-разгрузочные устройства, устройства по техническому обслуживанию, экипировки и ремонту подвижного состава, а также другие технологические устройства в нерабочем положении, расположенные на станционных (кроме главных и приемоотправочных) путях.

Склад круглого леса емкостью до 10000 м 3 .

Склад пиломатериалов, щепы и опилок емкостью до 5000 м 3 .

Склад легковоспламеняющихся жидкостей емкостью до 2000 м 3 .

Склад горючих жидкостей емкостью до 10000 м 3 .

Склад каменного угля емкостью до 100000 т.

Склад фрезерного торфа емкостью до 10000 т.

Склад кускового торфа емкостью до 10000 т.

ГОСТ

9238 - 83

ГОСТ

9720 - 76

19,5

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА

Сплошную вертикальную планировку площадок предприятий и территорий промышленных узлов применяют при плотности застройки более 25 %,а также при большой насыщенности площадок предприятий дорогами и инженерными сетями, в остальных случаях - выборочную вертикальную планировку, только на участках, где расположены здания или сооружения.

На площадках предприятий и территориях промышленных узлов предусматривается снятие (как в насыпи, так и в выемке), складирование и временное хранение плодородного слоя почвы, где он не будет нарушен, загрязнен, подтоплен или затоплен при производстве строительных работ или при эксплуатации предприятий, зданий или сооружений. Условия хранения и порядок использования снятого плодородного слоя почвы определяются органами, предоставляющими в пользование земельные участки.

Уклоны поверхности площадки принимаются не менее 0,003 и не более 0,05 для глинистых грунтов; 0,03 - для песчаных грунтов; 0,01 - для грунтов легкоразмываемых (лес, мелкие пески) и 0,03 - для вечномерзлых грунтов.

При размещении предприятий на склоне или у его подошвы в целях защиты территории от подтопления водами с верховой стороны устраиваются нагорные канавы. Поперечное сечение канав и их количество назначаются в соответствии с проэктированием водоснабжения, наружных сетей и сооружений.

Резервуарные парки или отдельно стоящие резервуары с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными горючими газами, ядовитыми веществами располагаются, на более низких отметках по отношению к зданиям и сооружениям предприятия и в соответствии с требованиями противопожарных норм обносятся (с учетом рельефа местности) сплошными несгораемыми стенами или земляными валами.

При размещении промышленных узлов в сложных топографических условиях отдельные предприятия промышленного узла размещаются частично или полностью в местах подсыпаемого или срезаемого грунта с обеспечением, баланса земляных масс по узлу в целом.

Уровень полов первого этажа зданий, как правило, выше отметки примыкающих к зданиям участков не менее чем на 15 см.

Отметка пола подвальных или иных заглубленных помещений выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м. При необходимости устройства этих помещений с отметкой пола ниже указанного уровня грунтовых вод предусматривается гидроизоляция помещений или понижение уровня грунтовых вод. При этом учитывается возможность подъема уровня грунтовых вод во время эксплуатации предприятия.

Выемки в вечномерзлых грунтах имеют слой из непросадочных грунтов для сохранения вечномерзлого состояния основания. Толщина слоя определяется по результатам теплотехнических расчетов.

БЛАГОУСТРОЙСТВО

Предприятия и промышленные узлы, расположенные в районах, подверженных за три наиболее холодные месяца воздействию ветров со средней скоростью более 10 м/с, защищаются полосами древесных насаждений со стороны ветров преобладающего направления. Ширина полос не менее 40 м.

Для озеленения площадок предприятий и территорий промышленных узлов применяются местные виды древесно-кустарниковых растений с учётом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями.

Существующие древесные насаждения по возможности сохраняются.

На площадках предприятий, выделяющих вредные вещества в атмосферу, не допускается размещение древесно-кустарниковых насаждений в виде плотных групп и полос, вызывающих скопление вредностей.

Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, определяется из расчета не менее 3 м 2

Расстояния от зданий и сооружений до деревьев и кустарников принимаются не менее указанных в табл. 4. 4.

Таблица

Расстояния от зданий до древесных насаждений

Элементы зданий и сооружений

Расстояние, м. до оси

Ствола дерева

Кустарника

Наружные грани стен зданий.

Оси железнодорожных путей.

Мачты и опоры осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакады.

Подошвы откосов и др.

Наружные грани подошвы под порных стенок.

Край тротуаров и садовых дорожек.

Бортовой камень или кромка укрепленной полосы обочины дороги.

Подземные сети:

газопроводов, канализации

тепловых сетей (от стенок канала)

трубопроводов тепловых сетей при бесканальной прокладке водопроводов,

дренажей.

Силовых кабелей и кабелей связи.

Примечания. 1. Приведенные нормы относятся к деревьям с кроной диаметром не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большого диаметра.

2. Расстояния от воздушных электросетей до деревьев принимаются в соответствии с <<Правилами устройства электроустановок>>.

Расстояния между деревьями и кустарниками при посадке рядами принимаются не менее указанных в табл. 4. 5.

Т А Б Л И Ц А 4. 5.

Расстояния между рядами насаждений

Расстояния между границей древесных насаждений и охладительными прудами и брызгательными бассейнами, считая от береговой кромки, состовляют не менее 40 м.

Основным элементом озеленения площадок промышленных предприятий предусматривается газон.

На территории предприятия предусматриваются благоустроенные площадки для отдыха и гимнастических упражнений работающих.

Размеры площадок принимаются из расчета не более 1 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене.

Для предприятий с производствами, выделяющими аэрозоли, не предусматриваются декоративные водоемы, фонтаны, дождевые установки, способствующие увеличению концентрации вредных веществ на площадках.

Вдоль магистральных и производственных дорог предусматриваются тротуары независимо от интенсивности пешеходного движения, а вдоль проездов и подъездов - при интенсивности движения не менее 100 чел. в смену.

Тротуары на площадке предприятия размещаются не ближе 3,75 м от ближайшего железнодорожного пути нормальной колеи. Сокращение этого расстояния допускается при устройстве перил, ограждающих тротуар.

Расстояние от оси железнодорожного пути, по которому производятся перевозки горячих грузов, до тротуаров применяется не менее 5 м.

Ширина тротуара принимается кратной полосе движения шириной 0,75 м. Число полос движения по тротуару устанавливается в зависимости от количества работающих, занятых в наиболее многочисленной смене в здании (или в группе зданий),к которому ведет тротуар, из расчета 750 чел. в смену на одну полосу движения. Минимальная ширина тротуара не менее 1,5 м.

При размещении тротуаров рядом или на общем с автомобильной дорогой земляном полотне они отделяются от дороги разделительной полосой шириной не менее 0,8 м. Расположение тротуаров вплотную к проезжей части допускается только в условиях реконструкции предприятия.

При реконструкции предприятий, расположенных на затесненных участках, допускается увеличение ширины автомобильных дорог за счет полос озеленения, отделяющих их от тротуаров, а при их отсутствии за счет тротуаров с переносом последних.

На площадках предприятий и территориях промышленных узлов пересечения пешеходного движения с железнодорожными путями в местах массового прохода работающих, не допускается.

Пересечения в разных уровнях (преимущественно в тоннелях) предусматривается в случаях: пересечения станционных путей; перевозок по путям жидких металлов и шлака; производства на пересекаемых путях маневровой работы и невозможности её прекращения на время массового прохода людей; отстоя на путях вагонов; интенсивного движения (более 50 подач в сутки в обоих направлениях).

При передвижении на территории предприятия инвалидов, пользующихся креслами-колясками, пешеходные тоннели оборудуются пандусами.

Ограждение площадок предприятий предусматривается в соответствии с “Указаниями по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений”.

ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ

Для предприятий и промышленных узлов проектируется единая система инженерных сетей, размещаемых в технических полосах, обеспечивающих занятие наименьших участков территории и увязку со зданиями и сооружениями.

На площадках промышленных предприятий предусматриваются преимущественно наземный и надземный способы размещения инженерных сетей.

В предзаводских зонах предусматривается подземное размещение инженерных сетей.

Для сетей различного назначения, предусматривается совместное размещение в общих траншеях, тоннелях, каналах, на низких опорах, шпалах или на эстакадах с соблюдением санитарных и противопожарных норм и правил безопасности.

Допускается совместное подземное размещение трубопроводов оборотного водоснабжения, тепловых сетей и газопроводов с технологическими трубопроводами, независимо от параметров теплоносителя и параметров среды в технологических трубопроводах.

Размещение наружных сетей с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами под зданиями не допускается.

Выбор способа размещения силовых кабельных линий следует предусматривается в соответствии с требованиями Минэнерго.

При размещении тепловых сетей допускается пересечение производственных и вспомогательных зданий.

ПОДЗЕМНЫЕ СЕТИ

Подземные сети прокладываются вне проезжей части автомобильных дорог.

На территории реконструируемых предприятий допускается размещение подземных сетей под автомобильными дорогами.

Вентиляционные шахты, входы и другие устройства каналов и тоннелей должны размещаться вне проезжей части и в местах, свободных от застройки.

В каналах и тоннелях допускается размещение газопроводов горючих газов (природных, попутных нефтяных, искусственных смешанных и сжиженных углеводородных) с давлением газа до 0,6 мПа (6 кг/см 2 ) совместно с другими трубопроводами и кабелями связи при условии устройства вентиляции и освещения в каналах и тоннелях.

Не допускается совместное размещение в канале и тоннеле: газопроводов горючих газов с кабелями силовыми и освещения за исключением кабелей для освещения для самого канала или тоннеля; трубопроводов тепловых сетей с газопроводами сжиженного газа, кислородопроводами, азотопроводами, трубопроводами холода, трубопроводами с легковоспламеняющимися, летучими химически едкими и ядовитыми веществами и со стоками бытовой канализации; трубопроводов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с силовыми кабелями и кабелями связи, с сетями противопожарного водопровода и самотечной канализации; кислородопроводов с газопроводами горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с трубопроводами ядовитых жидкостей и с силовыми кабелями.

Подземные инженерные сети размещаются параллельно в общей траншее; расстояния между инженерными сетями, а также от этих сетей до фундаментов зданий принимаются минимально допустимыми, исходя из размеров и размещения камер, колодцев и других устройств на этих сетях, условий монтажа и ремонта сетей.

При прокладке кабельной линии параллельно высоковольтной напряжением 110 кВ и выше расстояние по горизонтали от кабеля до крайнего провода обеспечивается не менее 10 м.

При пересечении инженерных сетей расстояния по вертикали не менее:

а) между трубопроводами или электрокабелями, кабелями связи и железнодорожными и трамвайными путями, считая от подошвы рельса, или автомобильными дорогами, считая от верха покрытия до верха трубы или электрокабеля - не менее 0,6 м.

б) между трубопроводами и электрическими кабелями, размещаемыми в каналах или тоннелях, и железными дорогами расстояние по вертикали, считая от верха перекрытия каналов или тоннелей до подошвы рельсов железных дорог, - 1 м, до дна кювета или других водоотводящих сооружений или основания насыпи железнодорожного земляного полотна - 0,5 м;

в) между трубопроводами и силовыми кабелями напряжением до 35 кВ и кабелями связи - 0,5 м;

г) между силовыми кабелями напряжением 110 - 220 кВ и трубопроводами - 1 м;

д) между трубопроводами различного назначения (за исключением канализационных, пересекающих водопроводные, и трубопроводов для ядовитых и дурнопахнущих жидкостей) - 0,2 м;

е) трубопроводы, транспортирующие воду питьевого качества, размещаются выше канализационных или трубопроводов, транспортирующих ядовитые и дурнопахнущие жидкости, на 0,4 м;

ж) вводы хозяйственно-питьевого водопровода при диаметре труб до 150 мм допускюется ниже канализационных без устройства футляра, если расстояние между стенками пересекающихся труб 0,5 м;

з) при бесканальной прокладке трубопроводов водяных тепловых сетей открытой системы теплоснабжения или сетей горячего водоснабжения расстояния от этих трубопроводов до расположенных ниже и выше канализационных трубопроводов принимаются 0,4 м.

При размещении инженерных сетей по вертикали на площадках промышленных предприятий и территориях промышленных узлов соблюдаются нормы по проектированию водоснабжения, канализации, газоснабжения, тепловых сетей, сооружений промышленных предприятий, ПЭУ.

Газопроводы при пересечении с каналами и тоннелями различного назначения размещаются над или под этими сооружениями в футлярах, выходящих на 2 м в обе стороны от наружных стенок каналов или тоннелей.

Пересечения трубопроводов с железнодорожными и трамвайными путями, а также автодорогами предусматриваются, как правило, под углом 90 0 .

Расстояния от газопроводов и тепловых сетей до начала остряков, хвоста крестовин и мест присоединения к рельсам отсасывающих кабелей принимаются не менее 3 м для трамвайных путей и 10 м - для железных дорог.

НАЗЕМНЫЕ СЕТИ

При наземном размещении сетей предусматривается защита их от механических повреждений и неблагоприятного атмосферного воздействия.

Наземные сети размещаются на шпалах, уложенных в открытых лотках, на отметках ниже отметок площадок. Допускается размещение сетей в каналах и тоннелях, укладываемых на поверхность территории или на сплошную подсыпку, в каналах и тоннелях полузаглубленного типа, в открытых траншеях и др.

Трубопроводы для горючих газов, токсичных продуктов, трубопроводы, по которым транспортируются кислоты и щелочи, а также трубопроводы бытовой канализации не размещаются в открытых траншеях и лотках.

Наземные сети не размещаются в пределах полосы, отведенной для укладки подземных сетей, требующих периодического доступа к ним при эксплуатации.

НАДЗЕМНЫЕ СЕТИ

Надземные инженерные сети размещаются на опорах, эстакадах, в галереях или в стенах зданий и сооружений.

Пересечения кабельных эстакад и галерей с воздушными линиями электропередачи, внутризаводскими железными и автомобильными дорогами, канатными дорогами, воздушными линиями связи и радиофикации и трубопроводами выполняются под углом не менее 30 0 .

Надземные трубопроводы для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, прокладываемых на отдельных опорах, эстакадах и т.п., размещаются на расстояниях не менее 3 м от стен зданий с проемами, от стен зданий без проемов это расстояние уменьшено до 0,5 м.

На низких опорах размещаются напорные трубопроводы с жидкостями и газами, а также кабели силовые и связи.

Высота от уровня земли до низа труб, прокладываемых на низких опорах на свободной территории вне проезда транспортных средств и прохода людей, принимается не менее: при ширине группы труб не менее 1,5 м - 0,35 м; при ширине группы труб от 1,5 м и более - 0,5 м.

Размещение трубопроводов диаметром 300 мм и менее на низких опорах предусматривается в два ряда или более, максимально сокращая ширину трассы сетей.

Высота от уровня земли до низа труб (или поверхности изоляции), прокладываемых на высоких опорах, принимается:

а) в непроезжей части площадки, в местах прохода людей - 2,2 м;

б) в местах пересечения с автодорогами - 5 м;

в) в местах пересечения с внутренними железнодорожными подъездными путями и путями общей сети - в соответствии с ГОСТ 9238-83;

г) в местах пересечения с трамвайными путями - 7,1 м от головки рельса;

д) в местах пересечения с контактной сетью троллейбуса - 7,3 м;

е) в местах пересечения трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами с внутренними железнодорожными подъездными путями для перевозки расплавленного чугуна или горячего шлака - 10 м; при устройстве тепловой защиты трубопроводов- 6 м.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5239. Водоотведение систем промышленных предприятий 1.06 MB
Применение полиакриламида для интенсификации процессов осветления и обесцвечивания воды. Расчёт устройств для сбора и отвода воды при промывке фильтров. Резервуар чистой воды...
11689. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 681.32 KB
В сложившейся ситуации в рыночной экономике перед российскими предприятиями встал вопрос о выпуске продукции которая бы не уступала заграничным аналогам по качеству и обладала бы более низкой ценой. Чтобы решить вопросы улучшения качества продукции большинство наших...
6300. Требования к носителям промышленных гетерогенных катализаторов. Основные типы носителей. Их физико-химические характеристики и технологические свойства 20.07 KB
Представляет собой смесь силикатов натрия калия кальция алюминия магния железа. Перед использованием из пемзы кислотами удаляют примеси железа и алюминия. Оксиды алюминия. αА12О3 корунд наиболее устойчивая форма оксида алюминия содержащая примерно 99 А12О3 и небольшое количество примесей оксидов титана и кремния.
16166. Оценка уровня инновационной деятельности промышленных предприятий и отраслей 6.72 KB
Оценка уровня инновационной деятельности промышленных предприятий и отраслей Для управления процессом инновационного промышленного развития регионов в первую очередь необходима информационная база на основе которой можно определять приоритеты инновационного развития тех или иных промышленных предприятий и отраслей а также экономики регионов в целом. Экономический анализ деятельности предприятий может быть внутренним и внешним в зависимости от субъекта пользования результатами анализа. Однако при этом анализ может...
18536. Примеры построения автоматизированных систем контроля и учета энергоносителей промышленных предприятий 991.77 KB
Целью организации учета электрической энергии является процесс получения информирования и запоминания информации для целей государственной ведомственной и корпоративной отчетности а также для удовлетворения требований менеджмента компании. Статистическая техническая отчетность имеет...
16809. Адаптивное проектирование бизнес-процессов как инструмент реализации стратегий развития промышленных предприятий 121.9 KB
Промышленные предприятия в процессе своего развития неизбежно сталкиваются с необходимостью изменения своих стратегий. Как правило, наиболее активно такие изменения происходят при вступлении предприятия в кризисный период, который может быть связан как с внутренними (особенности жизненного цикла предприятия), так и с внешними факторами (кризис в отрасли или в мировой экономике в целом). В связи с этим для обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия необходимо, чтобы его операционная деятельность соответствующим образом изменялась при каждом изменении стратегии развития предприятия
15300. Разработка силового двухобмоточного трансформатора типа ТМ, применяемого на цеховых трансформаторных подстанциях в системах электроснабжения промышленных предприятий 873.24 KB
Назначение силовых трансформаторов состоит в преобразовании электроэнергии в электрических сетях и установках предназначенных для приема и использования электроэнергии. В курсовом проекте предусматривается разработка силового двухобмоточного трансформатора типа ТМ применяемого на цеховых трансформаторных подстанциях в системах электроснабжения промышленных предприятий. Фазные напряжения обмоток при выбранной схеме соединения обмоток...
13376. Нормативные основы гигиены труда и производственной санитарии. Требования к проектированию предприятий, производственных и вспомогательных помещений 108.56 KB
Требования к проектированию предприятий производственных и вспомогательных помещений Дисциплина: Основы охраны труда – для студентов всех специальностей и форм обучения Мариуполь ПГТУ 2007 Законодательство в области гигиены труда В системе законодательства относительно гигиены труда ключевое место занимает Закон Украины Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения. Эта статья предусматривает разработку и осуществление администрацией предприятий санитарных и противоэпидемических мероприятий; осуществление в...
1625. Топографические карты (планы), их использование в оперативно-служебной деятельности ОВД 161.93 KB
Общие сведения о местности. Виды типы и свойства местности. Ориентирование на местности по карте и без карты. Топография от греческого topos – местность grpho – пишу – наука изучающая способы и средства оценки местности ориентирования на ней и производства измерений на местности для обеспечения боевой деятельности сил правила ведения рабочих карт командиров и разработки боевых графических документов.
12276. Исследование свойств бетона с расширяющей добавкой на основе алунита для объектов реконструкции городской застройки 97.05 KB
Отечественный и зарубежный опыт и переспективы применения напрягающих бетонов. Рациональные области применения бетонов на алунитовом расширяющем цементе и техникоэкономическая эффективность их использования в строительстве ГЛАВА IV. ПРИМЕНЕНИЕ АЛУНИТОСОДЕРЖАЩИХ НАПРЯГАЮЩИХ ЦЕМЕНТОВ НА ОБЪЕКТАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ. Оценка эксплуатационной надежности и пригодности для эксплуатации обследуемого здания.

Друзья, вы все, конечно, знаете этот гост по оформлению генплана , мы все им пользуемся, и он для нас также важен, как и прочие приоритетные нормы по проектированию.

В этой статье я приведу описание тех планов-чертежей, которые расположились у нас в конце этого документа и представлены, как примеры к руководству. Для чего это я делаю? а для того, чтобы вам было легко понятно и сразу дошло, что должно и чего не должно быть на том или ином плане-чертеже. Начну я с самого начала и не с рабочей документации, а с проектной и проясню там некоторые важные моменты.
Проектная документация оформляется в соответствии с ПП РФ №87. Листаж графической части таков: ситуационной план, схема планировочной организации земельного участка, план земляных масс, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения. Листаж рабочей документации: общие данные, разбивочный план, план организации рельефа, план земляных масс, план благоустройства территории, сводный план инженерных сетей.
Видно из перечисленного, что у стадии П и Р есть общие листы. Ниже я перечислю все листы и постараюсь дать каждому описание: что конкретно должно быть отображено на каждом из них.

Лист - Ситуационный план. (стадия П)


На ситуационном плане показывается аэрофотоснимок большого масштаба места проведения работ, так чтобы была видна отчетливо граница участка и прилегающая территория. Территория и здания в границе участка штрихуются и подписываются выносками. И в правом верхнем углу листа приводится тоже самое место, но в еще большем масштабе (как бы миниатюра), таком чтобы наш выделенный участок превратился приблизительно в квадратик со стороной 0,5см.

Ситуационный план (пример) :

Лист - Общие данные. (стадия Р)


На общих данных приводят ведомость чертежей основного комплекта, ведомость ссылочных и прилагаемых документов, технико-экономические показатели генплана(в табличной или свободной форме) и текстовая часть.

Общие данные (пример) :

Лист - Схема планировочной организации земельного участка. (стадия П)


Самый невнятный лист стадии П. По 87 ПП на нем нужно указать практически все: благоустройство, организацию рельефа, разбивку, демонтаж объектов. Тогда этот лист будет перенасыщен информацией и для удобства его разбивают на разные листы, как и в стадии Р. Сейчас принято на листе ПЗУ указывать следующую информацию: границу участка по ГПЗУ с координатами по углам, объект строительства, все проезды, площадки и тротуары, координационные оси объектов и их привязку (координатную или линейную), этот лист можно и немного разукрасить штриховками (проезды, тротуары, газоны, объекты строительства). Также на лист приводится экспликация зданий и сооружений или ведомость жилых и общественных зданий и сооружений. Условные обозначения соответствующие вашим проездам, тротуарам и прочему. И надпись над штампом о принадлежности ГПЗУ и топографической съемке, т.е. кем и когда разработаны.

Лист ПЗУ (пример):

Лист - Разбивочный план. (стадия Р)


На разбивочном плане показывают все проектируемые объекты с характерными координационными осями, все проектируемые проезды, границу участка по ГПЗУ. И, конечно, линейную или координатную привязку проектируемых объектов на местности. Разбивочный план еще называют горизонтальной планировкой.

Разбивочный план (пример из ГОСТа):

как видно, на листе показаны следующие элементы: здания и проезды, оси зданий и проездов, отметки "нулей" зданий, координаты углов зданий (заметим, что у прямоугольного в плане здания даны координаты только двух противоположных углов - это достаточное условие), надземная эстакада, водопропускная канава (лоток), ограждение, репер, откосы, подпорная стенка, у зданий показана отмостка, проёмы входов и пандус у ворот, красная линия. Разбивка произведена путем нанесения на чертеж строительной сетки 0А-0Б, обозначена линейная ширина проездов, указаны радиусы поворотов, соответствующая координатная привязка осей проездов, эстакады и прочих элементов. Еще хочу сказать, что строительная сетка не обязательна, если вы хотите дать координатную привязку, если речь идет о координатной привязки в системе Х и У. Главное условие верного соответствия координат - это соответствие топографической съёмки местной системе координат МСК.

Лист - План организации рельефа . (стадия Р)


План организации рельефа в проектных отметках (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: Строительную сетку 0А-0Б можно не показывать. Стрелочками показаны направления поверхностного водоотвода.

Лист - План организации рельефа. (стадия Р)


Этот чертеж делается на основе разбивочного плана, без показа осей и их элементов привязки. Указываются все элементы для водоотведения: лотки, каналы, водопропускные трубы. Вертикальная планировка осуществляется на плане при помощи: проектных отметок(характерно для стадии П), проектных горизонталей (характерно для стадии Р).

План организации рельефа в проектных горизонталях (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: И так что тут показано: угловые отметки по углам здания(ставятся по углу отмостки), показывается абсолютная отметка нуля здания, прочерчиваются красные(проектные) горизонтали по территории участка(проставляются берг-штрихи с отметкой после целого), не забываем и про горизонтали по проездам. На проездах показаны уклоноуказатели, над стрелкой показатель уклона в промиллях, под стрелочкой расстояние участка в метрах. Как посчитать показатель уклона в промиллях: берем разность красных отметок на участке и делим её на расстояние этого участка. Пример: если между отметками получилось разность 0,3м, а расстояние между ними 25м, то уклон между ними 12 промилле. Обратите внимание, что показатели берутся в метрах. Говорится так: уклон 12 промилле или 12 тысячных.

Лист - План земляных масс. (стадия Р и П)


План земляных масс (ПЗМ) делается после того, как согласован и утвержден план организации рельефа, потому как, если будет внесено малейшее изменение в высотные отметки, то это повлечет и изменение в плане земляных масс. На плане земляных масс указывают только внешние контуры зданий, квадратную сетку и элементы оформления этих квадратов, соответственно для самого подсчета объемом земли.

План земляных масс (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: Иногда бывает так, что подсыпка или планировка на месте самого пятна здания не требуется, тогда внутри здания мы оставляем пустое место и грунт не считаем. В ведомости учтем только вытесненный грунт из под фундаментов зданий и сооружений. Разбивку сетки квадратов лучше указывать от угла будущего здания, а точнее от пересечения его двух осей. Но как видно из примера, у нас показана строительная сетка, значит разбивку ведем от координаты начала сетки 0А-0Б.

Лист - План благоустройства территории. (стадия Р)


План благоустройства делается на основе разбивочного без показа осей и осевых привязок. Проставляются все размеры (лучше чтобы это были цепочки) проездов, расстояний от края стен до проездов и прочие линейные размеры. Производится штриховка или маркировка элементов благоустройства (по типам конструкций проездов, тротуаров, газона) и выноска их обозначений. Также на лист выносятся соответствующие им ведомости.

План озеленения (пример из ГОСТа):

План МАФ (пример из ГОСТа):

План проездов и тротуаров (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: План благоустройства территории тут разбит на 3 отдельных чертежа. Это не воспрещается. Здесь мои комментарии минимальны. Обратим внимание только на некоторые факты, это отсутствие геоподосновы и отсутствие координационных осей зданий. На плане проездов и тротуаров приведены привязки линейных размеров от внешней границы стены здания. Это очень важно! Не надо в самом начале делать отступы проездов здания от осей, можете попасть в неприятную ситуацию. Наносите на генплан здание в соответствии с планами от строителей. Ведь у стены здания есть толщина, да к тому же архитекторы могут еще сделать и отступ от стены во внутрь (из-за колонн к примеру). Все это может в конце вылиться в то, что, к примеру, вы брали минимальный отступ проезда 5м. от оси, но когда строители на площадке начнут делать разбивку это расстояние уменьшится после на толщину стены и её отступ. Всё, размер станет не по норме. Как следствие суд, штрафные санкции и т.п.

Лист - Сводный план инженерных сетей. (стадия Р и П)


Сводный план инженерных сетей (СПС) проектируете не вы, я имею ввиду сами инженерные коммуникации (сети). Вы лишь сводите предоставленные вам уже готовые спроектированные материалы от смежных отделов (электриков, сантехников, теплотехников, линейщиков и т.п.) на сводный план инженерных сетей и дорабатываете его. Когда свели всё на один план тогда вы анализируете и выявляете места, где сети пошли спорным/неверным образом: наложились друг на друга, пересеклись, прошли в неположенном месте. Хоть это и не ваша работа проверять технические аспекты прокладки сетей, все равно убедитесь, что они прошли хотя бы не через здание. Если выявлено, на ваш взгляд, спорное место, то обратите на него внимание тех смежников, которые приложили к нему руки. Такие коллизии, бывают часто из-за того, что отделы смежников находятся в разных местах офиса или вовсе работали субподрядчики и из-за этого они могли не согласовать между собой свои сети, как это зачастую и бывает.

Сводный план инженерных сетей (пример из ГОСТа):

Мой комментарий к примеру из ГОСТа: На этом плане можно увидеть условное обозначение дождеприемного колодца, замаркированного Д5 и Д6. Также на чертеже указана подземно сеть канализации К1, ливневка К2 и водопровод В1. Показана надземная эстакада на опорах по номером 23, подпорная стенка 24. Теплотрасса Т1 и Т2 проложена в канале подземно. Показаны водоотводные лотки. Также хочу отметить, что тут следовало бы указать координаты вершин поворотов инженерных коммуникаций. Не принципиально, но в экспертизе могут даже это потребовать, особенно, если объект промышленного назначения. Также нужно показать и координаты точек присоединения проектируемых сетей к существующим коммуникациям и точки присоединения к объектам. Координаты углов зданий можно не показывать, они уже показаны на разбивочном чертеже - информацию дублировать не надо. Координаты могут быть вида Х;У так и по сетке 0А;0Б.
Что касается оформления, принято так: саму геодезическую основу сделать черно-белой или серой. Проектируемые сети конечно выделить соответствующим цветом. Все цвета и обозначения таких сетей вы скачаете у меня в разделе "Файлы DWG" или сразу

Согласно ДБН В22-15-2005 "Жилые дома. Основные положения" предъявляются следующие требования к МФЖК:

При проектировании протяженных отдельно стоящих зданий и периметральной застройки квартала в них должны быть предусмотрены сквозные проезды для автотранспорта согласно требованиям ДБН 360. Ширина проезда должна быть не менее 3,5 м, высота - не менее 4,25 м. В этих зданиях должны предусматриваться также сквозные проходы на расстоянии не более 100 м.

Размещение жилых помещений в цокольных, подвальных и подземных этажах жилых зданий не допускается.

Наиболее важные в архитектурно-планировочном отношении монофункциональные комплексы (центры) формируются важными учреждениями и соответствующими зданиями и сооружениями. К ним относятся: административные (государственные, областные, городские) комплексы, крупные деловые, информационные, культурно-просветительные, зрелищные, мемориальные, торговые и др. Их следует размещать в пределах центрального планировочного района в ядре центра и насыщать сопутствующими функциями.

Полифункциональные комплексы (центры) следует формировать деловыми, торговыми, культурно-зрелищными учреждениями и размещать как в центральном ядре, контактной к нему зоне на въездах в ядро или общегородской центр, в центральном планировочном районе (зоне), так и на главных осях других планировочных районов (зон) города.

При формировании полифункциональных комплексов (центров) общегородского значения в периферийных планировочных районах (зонах) в них следует включать административно-управленческие и научно-исследовательские учреждения, связанные с расположенными вблизи промышленно-производственными объектами.

При создании центров периферийных планировочных районов (зон) размеры их земельных участков должны определяться исходя из общего расчета потребностей в общественных территориях, приведенных в п. 2.13. В случае их формирования в комплексе с одним из центров жилого, рекреационного или промышленно-производственного района удельный размер земельного участка последнего допускается увеличивать, но не более чем на 30%.

При формировании жилых районов в центральной зоне их общественные центры следует рассматривать в общей системе общегородского центра.

Жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью 80-400 га, в пределах которого формируются жилые кварталы, размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также объекты городского значения. Границами жилого района являются магистральные улицы и дороги общегородского значения, естественные и искусственные рубежи. Жилые районы (обособленные) могут формироваться как самостоятельные структурные единицы.

Минимальную расчетную площадь участка для отдельного жилого здания (без размещения на нем детских дошкольных учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, принадлежащих гражданам, физкультурных и спортивных сооружений) необходимо принимать в соответствии с количеством его жителей - не менее как: 30,1 - 23,3 м 2 /чел. (при застройке до 3 этажей), 20,2 - 17,0 м 2 /чел. (4-5 этажей), 15,3 - 13,9 м 2 /чел. (6-8 этажей), 12,2 - 12,0 м 2 /чел. (9-12 этажей).

К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м.

Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - жилые здания с квартирами в первых этажах только как исключение.

Формирование малоэтажной высокоплотной застройки должно осуществляться на основе компактного размещения блокированных жилых элементов при обеспечении нормативных санитарно-гигиенических требований. Минимальные размеры формируемых внутренних двориков определяются требованиями инсоляции при обеспечении расстояния между окнами противоположно расположенных квартир не менее 15 м (бытовой разрыв), а также противопожарными требованиями (приложение 3.1), включая обеспечение въезда пожарных автомашин. Проезды во внутренние дворики следует принимать (в свету) не менее 3,4 м, высотой - не менее 4,25 м.

Площадь озелененной территории жилого квартала следует принимать не менее 6 м 2 на 1 чел. (без учета школ и детских дошкольных учреждений). В площадь отдельных участков озелененной территории жилого квартала включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка.

При проектировании жилой застройки необходимо предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий следует принимать не менее приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Примечание 1. Расстояния от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик, от площадок для сушки белья - не нормируются; расстояние от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м.

Примечание 2. Допускается уменьшать, но не более чем на 50%, удельные размеры площадок: для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой в районах с пыльными бурями при создании закрытых сооружений; для хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями, оборудованными помещениями для сушки белья, лифтами, мусоропроводами; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и взрослого населения.

 


Читайте:



Как найти исполнительное производство по номеру дела?

Как найти исполнительное производство по номеру дела?

Добрый день, уважаемый читатель.Как Вы знаете, не все автолюбители вовремя оплачивают штрафы и транспортный налог. И у многих возникают вопросы,...

Жизненный цикл «Сбербанка» по И

Жизненный цикл «Сбербанка» по И

Безопасность карточного бизнеса: бизнес-энциклопедия Алексанов А. К. Основные этапы претензионного циклаИтак, держатель на основании информации...

Способы организации межбанковских расчетов

Способы организации межбанковских расчетов

Межбанковские расчеты – это система организации и осуществления платежей по денежному требованию или обязательствам, которые появляются между...

Даже с осаго вам придётся платить, если вы виновник дтп

Даже с осаго вам придётся платить, если вы виновник дтп

Денис Фролов Автовладельцы уже привыкли к обязанности оформить полис «автогражданки», чтобы получить возможность беспрепятственно передвигаться...

feed-image RSS