Разделы сайта
Выбор редакции:
- Личный кабинет налогоплательщика: регистрация и вход
- Варианты использования материнского капитала в ипотеке
- Куда звонить, если без предупреждения отключили свет?
- Что нужно чтобы оформить дарственную
- Продает ли сбербанк долги коллекторам и что делать Может ли сбербанк передать долг коллекторам
- Финансовая грамотность Основы финансовой грамотности гдз
- Статья 128 нк рф. Теория всего. Что нужно знать
- Составляем опись документов в налоговую - образец
- Как найти исполнительное производство по номеру дела?
- Жизненный цикл «Сбербанка» по И
Реклама
Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности. Задания уровня в |
На страницах этого учебника нас ждет разговор о проблемах экономики . А потому первое, что нам надо сделать: выяснить, что же это слово - «экономика» - означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения. Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления, т. е. для удовлетворения своих потребностей. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство». Потребность - это присущая человеку нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, обеспечения безопасности или получения удовольствий. Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло к нам из Древней Греции и в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» («эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон»). Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия. Как мы видим на рис. 1-1, в экономической жизни есть три главных участника: граждане (семьи), фирмы и государство . Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т. е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми и которыми люди обмениваются с помощью рыночных процедур). Рис. 1-1. Устройство экономики Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд. Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. Факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ. Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главное из действующих лиц экономики - человек, семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домашнее хозяйство. Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд домашних хозяйств, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране. Домашнее хозяйство - это один или несколько человек, проживающих совместно и самостоятельно принимающих решения о способах получения доходов за счет использования принадлежащих им факторов производства и расходования этих доходов на приобретение товаров и услуг для личного потребления. Простейший вариант домашнего хозяйства - семья, состоящая из родителей и детей , проживающая в одной квартире или доме и ведущая общее хозяйство. Взрослые члены этой семьи владеют как минимум таким фактором производства, как труд, и предоставляют фирмам возможность его использования за плату, получая за это доход в форме заработной платы . А затем они решают, как этот доход потратить: на покупку продуктов питания, одежды, оплату жилья и коммунальных услуг, организацию летнего отпуска и т. п. Но кроме труда в собственности членов домашних хозяйств (если они являются совладельцами коммерческих организаций - фирм) могут находиться и другие факторы производства, например фабрики, земельные участки и т. д. От использования этих факторов производства домашние хозяйства также получают доходы. И наконец, все домашние хозяйства страны являются совладельцами природных ресурсов страны и другой собственности, которой от их имени управляет правительство . Поэтому в конечном счете все, что страна использует в хозяйственной деятельности, и все, что она создает в ее результате, принадлежит домашним хозяйствам, т. е. гражданам страны, поведение которых в сфере хозяйственной деятельности определяет все, что происходит в стране и как она развивается. Итак, экономическая наука изучает, как могут повести себя люди в тех или иных хозяйственных ситуациях и что в итоге может получиться. Результаты такого изучения помогают людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики и принимать более разумные, рациональные решения. Как известно, все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа. Не все блага, впрочем, приходится реально добывать. Воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой, и мы можем получать такого рода блага свободно. И поэтому экономическая наука разделяет все блага на две группы:
Свободные блага - это те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны. И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не свободных, а экономических благ, т. е. товаров и услуг, созданных человеком. Их объем: И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих - экономических - благ (продовольствия, одежды, жилья и т. д.). Человек изобрел колесо, приручил диких животных, создал земледелие и научился обращаться с огнем. И все же истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли - чрезвычайно развитый механизм объединения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из этих задач - производство все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни людей. Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется факторами производства. Принято выделять три основных вида факторов производства:
Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг. При этом под «покупкой труда» подразумеваем на самом деле приобретение права на получение от человека конкретных трудовых услуг на протяжении определенного периода. Труд - умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг, необходимых для производства экономических благ. Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ. Говоря о капитале, мы имеем в виду здания и сооружения производственного назначения, станки и оборудование и т. д., т. е. все необходимое для производства товаров или услуг (подробнее о капитале и его видах см. § 8). Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну разновидность факторов производства - предпринимательские способности. Этим словом мы будем обозначать присущие некоторым людям способности:
На первый взгляд может показаться непонятным, чем предпринимательские способности отличаются от труда, ведь часто создатель бизнеса - предприниматель - работает в нем бок о бок со своими наемными работниками и разница между их деятельностью трудноразличима. Но эта разница есть, и она очень существенна: наемный работник выполняет то, что ему скажет собственник-предприниматель, и отвечает за то, что ему велели сделать сейчас. А предприниматель, опираясь на свои способности, принимает решение о том, что именно должно производиться в фирме, в каком количестве и как. Более того, его решения ориентированы на будущее, что требует умения предвидеть, сколько и по какой цене он сможет продать. Именно это особое умение и заставляет экономистов говорить о предпринимательских способностях как об особом факторе производства. Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпри-нимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец же фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание. В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства: информация, т. е. все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна и постоянно растет. Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и обмен плодами своего специализированного труда. Специализация труда основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:
Специализация - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других. Как полагают археологи и историки, специализация труда проявилась впервые примерно 12 тысяч лет назад. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ. Именно тогда произошло общественное разделение труда: одни люди стали охотниками, другие - скотоводами, третьи - земледельцами. Ныне же перечень профессий насчитывает многие тысячи названий. Подавляющее большинство профессий требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда. В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин. Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен. Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества. В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ все меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой. Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и прежде всего того ресурса, который мы называем трудом. Говоря о производительности, мы понимаем под этим тот полезный результат, который удается получить от единицы экономического ресурса за определенный период. Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое один работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться массой урожая, полученного с 1 га пашни в год. Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, который широко использовал при налаживании поточного производства знаменитый американский инженер и предприниматель Генри Форд. Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем было нужно для потребления им самим. А значит, у них появилась возможность для обмена излишками таких благ, причем обмена регулярного, а не время от времени. Надо сказать, что умение обмениваться благами - уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790): «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой...» Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей - торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое - хозяйство страны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ. Товар - материальный предмет, производимый для обмена. Услуга - нематериальное благо , имеющее форму полезной деятельности, которую люди готовы осуществлять в обмен на другие услуги или товары. Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:
Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные производителями, занятыми в разных видах специализированного труда: строителем, мебельщиком, стеклодувом, столяром, электриком, машиностроителем и т д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы - в лучшем случае - удовлетворить лишь на склоне дней. Поэтому люди со временем поняли: сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность получать блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее. Если страна умело сцепляет между собой «шестеренки» специализации и торговли, то тогда:
Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1-2). Пока циферблат этих часов цел, а стрелки идут в нужном направлении - страна богатеет, а люди в ней живут все лучше и лучше. Но если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов экономического прогресса всегда приводят к Рис. 1-2. одному и тому же результату: жить людям становится Экономические часы хуже.
Это правило относится ко всем странам, даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют. 1.1. В русском языке термин «экономика» имеет два значения.
Чтобы ответить на такой вопрос, как что такое экономика, нам предстоит разобраться во многих проблемах экономики. И самое первое, что нам надо сделать, - выяснить, что же такое «экономика». Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения. Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления . Синонимом этого значения является понятие «хозяйство». Во-вторых, «экономика» (или «экономике» - как принято писать в англоязычных странах) обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах . Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же, как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков. Некоторые из них вы встретите и на страницах этого учебника - с их помощью вам будет легче разобраться в сущности различных экономических процессов и логике поведения участников хозяйственной деятельности. Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т. е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми). Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главные действующие лица экономики - человек, семья. Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране. Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд. Кроме того, деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках, определяется решениями, которые принимают люди. Вот почему экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Это поведение определяется субъективными желаниями и интересами людей, формирование которых имеет общие рациональные основания. Исследуя их, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики. Принято различать:
Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином «микроэкономика », тогда как изучение общеэкономических процессов - забота макроэкономики. ЭКОНОМИКА 11 кл. тестовая работа А1. Понятие «экономика» первоначально означало: 1) управление сельским поместьем 2) искусство ведения домашнего хозяйства 3) натуральный обмен 4) денежное обращение A2. Верны ли следующие суждения об экономике? А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров. Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования. 1) верно только А 2) верно только В 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны А3. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель: 1) национальный доход 2) валовой национальный продукт 3) производительность труда 4) валовой оборот А4. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от командно - административной характеризует: 1) экономное отношение к ресурсам 2) экономическая самостоятельность 3) соблюдение трудовой этики 4) стремление повышать квалификацию А5. К основным функциям государства в рыночной экономике относится: 1) установление необходимых объемов производства 2) обеспечение защиты прав собственников 3) регулирование ценообразования 4) распределение ресурсов между производителями А6. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это: 1) разделение труда 2) конкуренция 3) рынок 4) специализация А7. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении? А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара. Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны А8. На увеличение потребительских расходов влияет: 1) увеличение подоходного налога 2) снижение социальных выплат 3) увеличение потребительских доходов 4) снижение производительности труда А9. Экономика, главным образом, призвана: 1) делать богатых еще богаче 2) обеспечивать доходы предпринимателям 3) удовлетворять общественные потребности 4) увеличивать количество собственников А10. Если спрос выше предложения, то цена на товар: 1) не изменится 2) вырастет 3) упадет 4) будет колебаться А11. Под рынком понимается: 1) место продажи товаров 2) место производства товаров 3) система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров 4) конкурентная борьба между производителями А12. Экономическое развитие страны определяется: 1) ее бюджетом 2) ВВП 3) расходами на образование 4) количеством предприятий А13. Экономика как наука изучает: 1) действие объективных законов истории 2) способы производства и распределения материальных благ 3) систему признаков, определяющую социальную структуру 4) принципы и нормы осуществления государственной власти А14. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а потребители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью: 1) правительства 2) объединения предпринимателей 3) финансовых органов 4) конкуренции А15. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные для производителя, при экономической системе: 1) рыночной 2) традиционной 3) командной 4) смешанной А16. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического развития в условиях рынка? А. Целью макроэкономического развития является поддержание полной занятости трудоспособного населения. Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны В1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности». Ответ: В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду... наук». Ответ: ВЗ. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем: 1) Продвинутая 2) Командная 3) Традиционная 4) Промышленная 5) Индустриальная 6) Рыночная 7) Технотронная 8) Смешанная Ответ: В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется Ответ: В5. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере: 1)Производства 2)Распределения 3)Управления государством 4)Поддержания порядка в обществе 5)Потребления продуктов труда С1. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики: Постоянное стимулирование эффективности производства. Тождество личных и общественных интересов. Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям. Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем - роскоши). Индивидуальная экономическая свобода. С2. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев». (Э. Хаббард) 1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда? 2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции? 3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики? 4) Приведите два примера влияния рынка на производство. ОТВЕТЫ 1Ответ Экономика Общественные 2.3,6,8 Спрос 1,2,5 С1. п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происходит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и уменьшении затрат на него для получения большей прибыли; п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных интересов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и потребитель продукции; п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям; п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и потребителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений. С2. 1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных производств. 2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто неэффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потребности потребителей. 3) Функции: ценовая - ведется посредством «сбивания» цен; неценовая - усовершенствование техники и организации производства, снижение стоимости, повышение качества производства. 4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы. Разделы: История и обществознание Цель: обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества". Ход урока I. Организационный момент. Добрый день, дорогие ученики. Мы изучили одну из важных и интересных тем, и сегодня пришло время ее повторить. Вы будете выполнять тест, который состоит из заданий двух уровней: уровень А - это задания, где нужно выбрать ответ, уровень В - это задание, где нужно дать краткий ответ. Уровень А. А 1. Что означает слово "экономика" в переводе с греческого:
А 2. Что такое банк?
А 3. Под налогом понимается:
А 4. Какой из данных примеров не относится к предпринимательской деятельности?
А 5. Что такое рынок?
А 6. Что такое семейный бюджет?
А 7. С какого возраста дети имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?
А 8. Прибыль - это:
Уровень В. Здесь нужно либо написать слово - ответ, либо установить соответствие. В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. В 2. Завершите фразу: "Продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников от 16 до 18 лет -:". В 3. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности - это:". В 4. Наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека называется: В 5. Напишите определение, соответствующее определению: "Трудоспособные граждане, которые не имеют работы заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней". В 6. Закончите фразу: "Дефицит бюджета - когда расходы семьи в бюджете: доходы. В 7. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями с целью получения прибыли - это:". |
Читайте: |
---|
Популярное:
порядок обращения в страховую компанию (осаго) |
Новое
- Варианты использования материнского капитала в ипотеке
- Куда звонить, если без предупреждения отключили свет?
- Что нужно чтобы оформить дарственную
- Продает ли сбербанк долги коллекторам и что делать Может ли сбербанк передать долг коллекторам
- Финансовая грамотность Основы финансовой грамотности гдз
- Статья 128 нк рф. Теория всего. Что нужно знать
- Составляем опись документов в налоговую - образец
- Как найти исполнительное производство по номеру дела?
- Жизненный цикл «Сбербанка» по И
- Способы организации межбанковских расчетов