Главная - Банковские карты
Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности. Задания уровня в

На страницах этого учебника нас ждет разговор о проблемах экономики . А потому первое, что нам надо сделать: выяснить, что же это слово - «экономика» - означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления, т. е. для удовлетворения своих потребностей. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Потребность - это присущая человеку нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, обеспечения безопасности или получения удовольствий.

Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло к нам из Древней Греции и в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» («эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон»). Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия.

Как мы видим на рис. 1-1, в экономической жизни есть три главных участника: граждане (семьи), фирмы и государство . Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т. е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми и которыми люди обмениваются с помощью рыночных процедур).

Рис. 1-1. Устройство экономики

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

Факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главное из действующих лиц экономики - человек, семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домашнее хозяйство. Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд домашних хозяйств, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Домашнее хозяйство - это один или несколько человек, проживающих совместно и самостоятельно принимающих решения о способах получения доходов за счет использования принадлежащих им факторов производства и расходования этих доходов на приобретение товаров и услуг для личного потребления.

Простейший вариант домашнего хозяйства - семья, состоящая из родителей и детей , проживающая в одной квартире или доме и ведущая общее хозяйство. Взрослые члены этой семьи владеют как минимум таким фактором производства, как труд, и предоставляют фирмам возможность его использования за плату, получая за это доход в форме заработной платы . А затем они решают, как этот доход потратить: на покупку продуктов питания, одежды, оплату жилья и коммунальных услуг, организацию летнего отпуска и т. п.

Но кроме труда в собственности членов домашних хозяйств (если они являются совладельцами коммерческих организаций - фирм) могут находиться и другие факторы производства, например фабрики, земельные участки и т. д. От использования этих факторов производства домашние хозяйства также получают доходы. И наконец, все домашние хозяйства страны являются совладельцами природных ресурсов страны и другой собственности, которой от их имени управляет правительство . Поэтому в конечном счете все, что страна использует в хозяйственной деятельности, и все, что она создает в ее результате, принадлежит домашним хозяйствам, т. е. гражданам страны, поведение которых в сфере хозяйственной деятельности определяет все, что происходит в стране и как она развивается.

Итак, экономическая наука изучает, как могут повести себя люди в тех или иных хозяйственных ситуациях и что в итоге может получиться. Результаты такого изучения помогают людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики и принимать более разумные, рациональные решения.

Как известно, все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа.

Не все блага, впрочем, приходится реально добывать. Воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой, и мы можем получать такого рода блага свободно. И поэтому экономическая наука разделяет все блага на две группы:

  1. свободные (дарованные природой, даровые) блага;
  2. экономические блага.

Свободные блага - это те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны.

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не свободных, а экономических благ, т. е. товаров и услуг, созданных человеком. Их объем:

  • недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
  • может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;
  • приходится тем или иным способом распределять.

    И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих - экономических - благ (продовольствия, одежды, жилья и т. д.).

    Человек изобрел колесо, приручил диких животных, создал земледелие и научился обращаться с огнем. И все же истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли - чрезвычайно развитый механизм объединения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из этих задач - производство все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни людей.

    Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется факторами производства.

    Принято выделять три основных вида факторов производства:

    1. труд;
    2. землю;

    Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг. При этом под «покупкой труда» подразумеваем на самом деле приобретение права на получение от человека конкретных трудовых услуг на протяжении определенного периода.

    Труд - умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.

    Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ.

    Говоря о капитале, мы имеем в виду здания и сооружения производственного назначения, станки и оборудование и т. д., т. е. все необходимое для производства товаров или услуг (подробнее о капитале и его видах см. § 8).

    Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну разновидность факторов производства - предпринимательские способности. Этим словом мы будем обозначать присущие некоторым людям способности:

    1. правильно оценивать, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям или какие технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить для получения наибольшей выгоды;
    2. рисковать, что означает готовность принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект, и риск бесплодности затрат сил и времени на его реализацию;
    3. удачно координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ.

    На первый взгляд может показаться непонятным, чем предпринимательские способности отличаются от труда, ведь часто создатель бизнеса - предприниматель - работает в нем бок о бок со своими наемными работниками и разница между их деятельностью трудноразличима. Но эта разница есть, и она очень существенна: наемный работник выполняет то, что ему скажет собственник-предприниматель, и отвечает за то, что ему велели сделать сейчас.

    А предприниматель, опираясь на свои способности, принимает решение о том, что именно должно производиться в фирме, в каком количестве и как. Более того, его решения ориентированы на будущее, что требует умения предвидеть, сколько и по какой цене он сможет продать. Именно это особое умение и заставляет экономистов говорить о предпринимательских способностях как об особом факторе производства.

    Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпри-нимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец же фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание.

    В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства: информация, т. е. все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна и постоянно растет.

    Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и обмен плодами своего специализированного труда.

    Специализация труда основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

    1. Сознательное разделение труда между людьми.
    2. Обучение людей новым профессиям и навыкам.
    3. Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей цели (например, создания сложного изделия или строительства завода).

    Специализация - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.

    Как полагают археологи и историки, специализация труда проявилась впервые примерно 12 тысяч лет назад. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.

    Именно тогда произошло общественное разделение труда: одни люди стали охотниками, другие - скотоводами, третьи - земледельцами. Ныне же перечень профессий насчитывает многие тысячи названий. Подавляющее большинство профессий требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.

    В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.

    Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.

    Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.

    В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ все меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.

    Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и прежде всего того ресурса, который мы называем трудом.

    Говоря о производительности, мы понимаем под этим тот полезный результат, который удается получить от единицы экономического ресурса за определенный период. Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое один работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться массой урожая, полученного с 1 га пашни в год.

    Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, который широко использовал при налаживании поточного производства знаменитый американский инженер и предприниматель Генри Форд.

    Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем было нужно для потребления им самим. А значит, у них появилась возможность для обмена излишками таких благ, причем обмена регулярного, а не время от времени. Надо сказать, что умение обмениваться благами - уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790): «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой...»

    Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей - торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое - хозяйство страны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

    Товар - материальный предмет, производимый для обмена.

    Услуга - нематериальное благо , имеющее форму полезной деятельности, которую люди готовы осуществлять в обмен на другие услуги или товары.

    Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.

    Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:

    • стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и
    • способностью каждого человека производить ограниченный ассортимент благ.

    Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные производителями, занятыми в разных видах специализированного труда: строителем, мебельщиком, стеклодувом, столяром, электриком, машиностроителем и т д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы - в лучшем случае - удовлетворить лишь на склоне дней.

    Поэтому люди со временем поняли: сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность получать блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.

    Если страна умело сцепляет между собой «шестеренки» специализации и торговли, то тогда:

    • специализация ведет к росту производительности труда;
    • рост производительности труда увеличивает объем доступных людям благ;
    • возросший объем благ предлагается к продаже и обеспечивает рост потребления этих благ людьми и рост соответственно доходов продавцов (производителей);
    • полученные в результате торговли доходы направляются на развитие производства и совершенствование специализации труда.

    Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1-2). Пока циферблат этих часов цел, а стрелки идут в нужном направлении - страна богатеет, а люди в ней живут все лучше и лучше. Но если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов экономического прогресса всегда приводят к Рис. 1-2. одному и тому же результату: жить людям становится Экономические часы хуже.


    Рис. 1-2. Экономические часы

    Это правило относится ко всем странам, даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют.

  • 1.1. В русском языке термин «экономика» имеет два значения.

    1.1.1. Во-первых, экономика – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

    Экономика – 1) это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ; 2) система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здраво-охранение и т.д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

    1.1.2. Во-вторых, «экономика» обозначает (2) науку, которая исследует, как люди исполь-зуют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребно-стей в жизненных благах. Название этой науки было дано Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) путём соединения двух греческих слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе означает «законы хозяйства». Слово «экономика» впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 гг. до н.э.) в качестве названия своего сочинения.

    Экономика – 1) наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов; 2) наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

    1.2. Главная экономическая проблема заключается в ограниченности факторов производства и производимых с их помощью благ относительно постоянно растущих потребностей людей.

    Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый момент являются ограниченными. Как при ограниченном объёме ресурсов удовлетворить безграничные потребности?

    От чего зависит успешное решение главной проблемы экономики?

    От 1) правил, принципов организации экономической деятельности (принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов); 2) экономических механизмов, т.е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения (разделение труда и специализация, торговля).

    Главные вопросы экономики: 1) что и в каком количестве производить (какие товары и услуги должны быть предложены потребителям)?; 2) как производить (какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить)?; 3) каким образом распределять произведённые товары и услуги (кто может претендовать на их получение в свою собственность).

    1.3. Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

    1.3.1. Виды экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен и 4) потребление товаров и услуг. Эти четыре сферы как стадии единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

    Производство в целом (П + Р + О + П) – это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

    1.3.2. В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность может быть названа законом возвышения потребностей.

    1.3.3. Блага.

    Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

    Все жизненные блага = даровые блага (доступны в объёме большем, чем величина потребности в них; могут потребляться бесплатно) + экономические блага (товары и услуги, объём которых: недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере; может быть увеличен лишь путём затраты факторов производства; приходится тем или иным способом распределять).

    Экономические блага = товары + услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

    Товар – 1) любой продукт экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) продукт труда, произведённый для продажи на рынке; 3) материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

    Услуга – 1) блага, представляемые обычно не в виде вещей, а в форме деятельности; 2) результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества; 3) нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

    Услуги не поддаются накоплению, хранению, транспортированию. Носят адресный характер (бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, уход за детьми и престарелыми).

    1.3.4. Влияние экономической сферы на другие сферы общественной жизни: 1) существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; 2) общественное производство и сложившееся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры; 3) экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата и деятельность политических партий; 4) в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

    1.3.5. Каковы основные тенденции развития экономической жизни общества на рубеже двух веков?

    1) На рубеже 1990-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Её отличительной чертой является развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляет основу новой экономики. 2) На базе этих перемен резко возросло материальное и духовное богатство человечества.

    1.4. Производство – это процесс создания экономических благ, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

    1.4.1. В экономической жизни есть три главных участника: семьи (люди), фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

    1.4.2. Производство бывает простое (производится столько, сколько потребляется) и расширенное (производится больше, чем потребляется).

    1.4.3. Пути увеличения объёма производства: 1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь); 2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

    1.4.4. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность. !!! Производительность? производительность труда.

    Производительность – 1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; 2) объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.

    На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов, используемые технологии, эффективность управленческих решений. Главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация.

    1.4.5. Человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: 1) специализацию и 2) торговлю.

    Типы и уровни специализации: 1) специализация труда отдельных людей; 2) специализация деятельности хозяйственных организаций; 3) специализация экономики страны в целом.

    Специализация труда людей основана на следующих принципах:

    1) сознательное разделение труда между людьми; 2) обучение людей новым профессиям и навыкам; 3) возможность кооперации, т.е. сотрудничества ради достижения общей цели (создание сложного изделия или строительства завода).

    Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – форма организации трудовой деятельности, при которой большое число людей совестно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но не связанных между собой процессах.

    Специализация (от лат. specialis – особенный, особый) – 1) сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других; 2) разделение труда на отдельные операции и их элементы.

    Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а схема специализации становится всё более и более сложной.

    Специализация невозможна без кооперации, которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства.

    Виды разделения труда: 1) профессиональное; 2) подетальное; 3) поузловое; 4) межфирменное; 5) внутризаводское; 6) межотраслевое; 7) межрегиональное; 8) международное.

    Этапы общественного разделения труда.

    1. Специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тысяч лет назад, когда произошла неолитическая (Великая аграрная) революция. Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами. Произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему.

    2. Отделение ремесла, промышленности от сельского хозяйства (ремесленники, позднее промышленники).

    3. Отделение торговли от земледелия и ремесла (купечество).

    4. Финансы, банковское дело (ростовщики).

    5. Управление, менеджмент (технократия).

    1.5. Обмен – 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь; 2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

    Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага он должен получать (выменивать) со стороны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.

    Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.

    Операции по купле-продаже товаров не создают продукт. Поэтому торговля можно причислить к услугам.

    Обмен? торговля. Торговля (обмен посредством денег) отличается от обмена, типичной формой которого является бартер (непосредственный обмен одного товара на другой без посредства денег).

    Бартер (от франц. barater – обменивать) – натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар». Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными.

    Коммерция (от лат. commercium – торговля) – торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле – предпринимательская деятельность.

    1.6. Распределение – 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём; 2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

    1.7. Потребление – использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

    1.8. Экономическая теория как система знаний об управлении государственной национальной экономикой получила наименование «политическая экономия». Этот термин был введён в научный оборот в начале XVII в. французским экономистом Антуаном де Монкретьеном (1575-1621), который в 1615 г. написал книгу «Трактат о политической экономии, посвящённой королю и короне».

    1.8.1. Экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие природных яв-лений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Принято различать: 1) экономику семьи; 2) экономику фирмы; 3) экономику региона; 4) экономику факторов производства, товаров и услуг; 5) общеэкономические процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определённого рынка, но на всю экономическую жизнь страны в целом. Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином микроэкономика, тогда как общеэкономические процессы относятся к макроэкономике.

    1) Микроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

    2) Макроэкономика – раздел экономической науки, исследующий экономику как единое целое (проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества).

    3) Экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.

    1.8.2. Экономические школы.

    Экономические школы – системы взглядов представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

    1) Меркантилизм (от итал. mercante – торговец); представители: Монкретьен, Стаффорд, Скаруффи, Кольбер, Ордин-Нащокин, Посошков, Пётр I; идеи: Богатство – это прежде всего золото, на которое можно всё купить. Его приносит торговля, главным образом, внешняя. Значит, следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.

    Меркантилизм (от итальянского mercante – торговец, купец) – первая научная школа в политэкономии, а также опиравшаяся на ее положения экономическая политика накопления денежного богатства страны. Ранний меркантилизм (последняя треть 15 – середина 16 вв.) исходил из необходимости проведения политики с помощью законодательства. Поздний меркантилизм (17 в.) ориентировал на активный протекционизм, поддержку экспансии торгового капитала, поощрение отечественной промышленности.

    1.1. Ранний меркантилизм – монетаризм; идеи: Серебро и золото являются единственной формой богатства. Запрет на вывоз денег из страны.

    1.2. Поздний меркантилизм – протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита); идеи: Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономики.

    2) Физиократы (от греч. physis – природа, kratos – власть); представители: Кенэ; идеи: основной источник богатства страны – сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство.

    3) Классическая политическая экономия; представители: Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823); идеи: в создании общественного богатства главную роль играет сфера производства.

    4) Марксизм; представители: Карл Маркс (1818-1883); идеи: трудовая теория стоимости + учение о прибавочной стоимости (её производство достигается путём эксплуатации пролетариата, а её присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства).

    5) Маржинализм (от франц. marginalis – предельный); представители: Менгер, Джевонс, Вальрас; идеи: Задача политической экономии состоит в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Цена товара зависит от его полезности и редкости.

    6) Кейнсианство; Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946); идеи: необходимость государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин.

    Кейнсианство – теория государственного регулирования экономики. Возникло во 2-й пол. 30-х гг. 20 в., оказало существенное влияние на экономическую политику США («новый курс» Франклина Рузвельта), Великобритании и др. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др.

    Экономическая программа: 1) всемерное увеличение расходов государственного бюджета, 2) расширение общественных работ, 3) абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, 4) регулирование занятости и др.

    7) Институционализм (от лат. institutum – установление, institutio – обычай)– экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют социальные институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Возникло в XIX в.

    представители: Торстейн Веблен, Гелбрейт; идеи: характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирмы, профсоюзы, государство, законы, обычаи, навыки, традиции.

    8) Монетаризм (Милтон Фридман).

    Чтобы ответить на такой вопрос, как что такое экономика, нам предстоит разобраться во многих проблемах экономики. И самое первое, что нам надо сделать, - выяснить, что же такое «экономика». Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

    Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления . Синонимом этого значения является понятие «хозяйство».

    Во-вторых, «экономика» (или «экономике» - как принято писать в англоязычных странах) обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах . Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же, как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков. Некоторые из них вы встретите и на страницах этого учебника - с их помощью вам будет легче разобраться в сущности различных экономических процессов и логике поведения участников хозяйственной деятельности.

    Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

    В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т. е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

    Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство.

    И все же главные действующие лица экономики - человек, семья.

    Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

    Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

    Кроме того, деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках, определяется решениями, которые принимают люди.

    Вот почему экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Это поведение определяется субъективными желаниями и интересами людей, формирование которых имеет общие рациональные основания. Исследуя их, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики.

    Принято различать:

    1. экономику семьи (т. е. экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет одинокий человек или группа близких людей, живущих вместе);
    2. экономику фирмы (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи);
    3. экономику региона (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей, которые там живут);
    4. экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм); Факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.
    5. общеэкономические процессы (т. е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

    Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином «микроэкономика », тогда как изучение общеэкономических процессов - забота макроэкономики.

    ЭКОНОМИКА 11 кл. тестовая работа

    А1. Понятие «экономика» первоначально означало:

    1) управление сельским поместьем

    2) искусство ведения домашнего хозяйства

    3) натуральный обмен

    4) денежное обращение

    A2. Верны ли следующие суждения об экономике?

    А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, от­ношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров. Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

    1) верно только А

    2) верно только В

    3) верно А и Б

    4) оба суждения неверны

    А3. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический по­казатель:

    1) национальный доход

    2) валовой национальный продукт

    3) производительность труда

    4) валовой оборот

    А4. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от команд­но - административной характеризует:

    1) экономное отношение к ресурсам

    2) экономическая самостоятельность

    3) соблюдение трудовой этики

    4) стремление повышать квалификацию

    А5. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

    1) установление необходимых объемов производства

    2) обеспечение защиты прав собственников

    3) регулирование ценообразования

    4) распределение ресурсов между производителями

    А6. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

    1) разделение труда

    2) конкуренция

    3) рынок

    4) специализация

    А7. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?

    А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.

    Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верно А и Б

    4) оба суждения неверны

    А8. На увеличение потребительских расходов влияет:

    1) увеличение подоходного налога

    2) снижение социальных выплат

    3) увеличение потребительских доходов

    4) снижение производительности труда

    А9. Экономика, главным образом, призвана:

    1) делать богатых еще богаче

    2) обеспечивать доходы предпринимателям

    3) удовлетворять общественные потребности

    4) увеличивать количество собственников

    А10. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

    1) не изменится

    2) вырастет

    3) упадет

    4) будет колебаться

    А11. Под рынком понимается:

    1) место продажи товаров

    2) место производства товаров

    3) система экономических отношений по поводу купли-продажи това­ров

    4) конкурентная борьба между производителями

    А12. Экономическое развитие страны определяется:

    1) ее бюджетом

    2) ВВП

    3) расходами на образование

    4) количеством предприятий

    А13. Экономика как наука изучает:

    1) действие объективных законов истории

    2) способы производства и распределения материальных благ

    3) систему признаков, определяющую социальную структуру

    4) принципы и нормы осуществления государственной власти

    А14. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а по­требители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

    1) правительства

    2) объединения предпринимателей

    3) финансовых органов

    4) конкуренции

    А15. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обя­зательные для производителя, при экономической системе:

    1) рыночной

    2) традиционной

    3) командной

    4) смешанной

    А16. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического разви­тия в условиях рынка?

    А. Целью макроэкономического развития является поддержание пол­ной занятости трудоспособного населения.

    Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    В1. Впишите понятие, соответствующее определению:

    «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

    Ответ:

    В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду... наук».

    Ответ:

    ВЗ. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

    1) Продвинутая

    2) Командная

    3) Традиционная

    4) Промышленная

    5) Индустриальная

    6) Рыночная

    7) Технотронная

    8) Смешанная

    Ответ:

    В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить кон­кретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется

    Ответ:

    В5. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершае­мых людьми в сфере:

    1)Производства

    2)Распределения

    3)Управления государством

    4)Поддержания порядка в обществе

    5)Потребления продуктов труда

    С1. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной эко­номики:

    Постоянное стимулирование эффективности производства.

    Тождество личных и общественных интересов.

    Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

    функционирование и приспособление к изменениям.

    Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы

    первой необходимости, а затем - роскоши).

    Индивидуальная экономическая свобода.

    С2. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев». (Э. Хаббард)

    1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

    2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

    3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

    4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

    ОТВЕТЫ

    1

    Ответ

    Экономика

    Общественные

    2.3,6,8

    Спрос

    1,2,5

    С1.

    п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происхо­дит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и умень­шении затрат на него для получения большей прибыли;

    п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных инте­ресов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и по­требитель продукции;

    п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, де­централизованные решения) функционирование и приспособление к изменениям;

    п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и по­требителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

    С2.

    1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных произ­водств.

    2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто не­эффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потреб­ности потребителей.

    3) Функции:

    ценовая - ведется посредством «сбивания» цен;

    неценовая - усовершенствование техники и организации производст­ва, снижение стоимости, повышение качества производства.

    4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.

    Разделы: История и обществознание

    Цель: обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества".

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Добрый день, дорогие ученики. Мы изучили одну из важных и интересных тем, и сегодня пришло время ее повторить. Вы будете выполнять тест, который состоит из заданий двух уровней: уровень А - это задания, где нужно выбрать ответ, уровень В - это задание, где нужно дать краткий ответ.

    Уровень А.

    А 1. Что означает слово "экономика" в переводе с греческого:

    1. искусство ведения домашнего хозяйства;
    2. управление производством;
    3. управление сельским хозяйством;
    4. натуральный обмен.

    А 2. Что такое банк?

    1. финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и предоставляет кредиты;

    А 3. Под налогом понимается:

    1. денежные средства, размещенные для хранения доходов;
    2. установленный обязательный платеж с полученных доходов;
    3. система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;
    4. купля-продажа товаров и услуг.

    А 4. Какой из данных примеров не относится к предпринимательской деятельности?

    1. закупка овощей для семьи;
    2. продажа бытовой техники;
    3. гарантированный ремонт телевизоров;
    4. доставка пиццы на дом.

    А 5. Что такое рынок?

    1. место продажи товаров;
    2. место производства товаров;
    3. место хранения денежных средств;
    4. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров.

    А 6. Что такое семейный бюджет?

    1. доходы и расходы семьи за определенный период времени;
    2. все доходы семьи;
    3. все расходы семьи;
    4. сбережения.

    А 7. С какого возраста дети имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?

    1. с 12 лет;
    2. с 14 лет;
    3. с 15 лет;
    4. с 16 лет.

    А 8. Прибыль - это:

    1. выручка за вычетом зарплаты;
    2. доходы за минусом расходов;
    3. выручка за вычетом налогов;
    4. выручка за минусом расходов на транспорт.

    Уровень В.

    Здесь нужно либо написать слово - ответ, либо установить соответствие.

    В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

    В 2. Завершите фразу: "Продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников от 16 до 18 лет -:".

    В 3. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности - это:".

    В 4. Наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека называется:

    В 5. Напишите определение, соответствующее определению: "Трудоспособные граждане, которые не имеют работы заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней".

    В 6. Закончите фразу: "Дефицит бюджета - когда расходы семьи в бюджете: доходы.

    В 7. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями с целью получения прибыли - это:".

     


    Читайте:



    Даже с осаго вам придётся платить, если вы виновник дтп

    Даже с осаго вам придётся платить, если вы виновник дтп

    Денис Фролов Автовладельцы уже привыкли к обязанности оформить полис «автогражданки», чтобы получить возможность беспрепятственно передвигаться...

    Формирование, накопление и развитие человеческого капитала

    Формирование, накопление и развитие человеческого капитала

    Человеческий капитал – это совокупность компетенций, знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей...

    Приказ мо рф по инвентаризации 1365

    Приказ мо рф по инвентаризации 1365

    Тема № 3. «Документация и инвентаризация в воинской части» 1. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в воинской части 2....

    Облагаются ли налогом вклады физических лиц

    Облагаются ли налогом вклады физических лиц

    Налогом облагается любой доход гражданина РФ, полученный как в России, так и вне её пределов, так и доход иностранца полученный в пределах России и...

    feed-image RSS