Разделы сайта
Выбор редакции:
- Восстановление ндс со стоимости товаров и расчет пеней
- Привязка здания к земельному участку
- Важные пункты в законе о страховании вкладов Фз о страховании вкладов физических
- Новый закон, по которому работодатель должен оплатить вам отпуск Какие документы нужны для заезда в санатории РФ и в иностранные санатории
- Особенности отражения стандартных вычетов по ндфл 1с вычеты по ндфл
- Какие квр и косгу использовать для госзакупок
- Где и как можно проверить отчет ФСС онлайн?
- 3 начисление процентов договору займа
- Создание обособленного подразделения Основное подразделение в 1с 8
- Сколько могут удерживать из зарплаты судебные приставы на кредит?
Реклама
Использующие кластерную политику в экономике. Кластерная политика как инструмент импортозамещения |
Интерес к концепции территориальных кластеров и кластерной политики в структуре экономического развития, как зарубежных стран, так и России особенно возрос в последнее десятилетие. Развитие кластеров формализовано в кластерной политике. Кластерная политика использует эффективные инструменты для стимулирования территориального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности территориальных производственных систем, росте бюджетных доходов и др. Преимущество кластерной политики заключается в том, что она придает высокую значимость микроэкономической составляющей развития экономики, а также территориальному и социальному аспектам экономического развития. Кроме того, кластерная политика использует эффективные инструменты для стимулирования территориального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности территориальных производственных систем, росте бюджетных доходов и др. На сегодняшний день особенностью процесса кластеризации экономики является активная роль государственных органов власти в выявлении кластеров, поддержании кластерных инициатив, стимулировании их развития и проведении мониторинга эффективности процессов кластеризации. Основная цель кластерной политики - обеспечение опережающего развития и повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе формирования и укрепления интеграционных отношений между организациями разных отраслей и видов деятельности, опосредующих развитие и эффективное использование научно-технологического, кадрового, производственного потенциалов субъекта РФ. Основным задачами реализации кластерной политики на территориальном уровне являются:
Кластерная политика представляет собой взаимосвязанную последовательность воздействий органов публичного управления на процессы кластеризации. Она включает совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых можно обеспечить эффективное функционирование кластерных образований, которые подробно рассмотрены в работах. Для повышения эффективности управления процессами кластеризации социально-экономического пространства региона нами был разработан алгоритм кластеризации регионального пространства и управления кластерным развитием регионального пространства. На рис. 2 показан фрагмент предлагаемого алгоритма, демонстрирующий этапы формирования и реализация кластерной политики с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов. Осуществление кластерной политики направлено на возможность оптимизировать развитие территорий на основе применения новых технологий, способных инициировать развитие кластерных образований под заранее определенные цели. Кластерную политику целесообразно формировать применительно к группам регионов, однородных по уровню общего экономического и инвестиционного развития. Для обоснования необходимого и достаточного состава показателей, характеризующих указанные группы, используется метод кластерного анализа по показателям, отражающим совокупность экономических характеристик регионов (объем ВРП, наличие основных фондов, объемы производства (общие и по видам деятельности), объем розничной торговли, инвестиции, инновационная активность, численность населения и др.). Превалирование в экономике кластеров, а не отдельно функционирующих компаний очень важно для регионального развития, особенно в тех случаях, когда наблюдается высокая географическая концентрация предприятий взаимосвязанных отраслей. Развитие кластера как новой формы хозяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет достичь определенного значимого социально-экономического эффекта в регионе. Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10 лет. Этот вид экономической политики как инструмент обеспечения конкурентоспособности экономического развития регионов, получила широкое распространение практически во всех странах мира. При этом она различается в зависимости от состава участников и структуры, видов производимой продукции и предоставляемых услуг, от особенностей местонахождения, а также от уровня и этапа развития, на которых они находятся. Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства. Рис. 2. Интерес к концепции территориальных кластеров и кластерной политики в структуре экономического развития, как зарубежных стран, так и России особенно возрос в последнее десятилетие. Развитие кластеров формализовано в кластерной политике. В результате анализа функционирования кластерной политики в отдельных странах мировой экономики сформировались две основные модели осуществления кластерной политики (табл. 3) Модели кластерной политики Таблица 3 На основе анализа развития кластерной политики в странах мира можно сделать вывод, что необходимо реализовывать «смешанную» модель кластерной политики, способную увязать интересы государства и бизнеса на основе существующей или развивающейся инфраструктуры и кооперационных связей. Каждое государство разрабатывает собственные подходы к образованию кластеров и их управлению и соответственно по-своему организует деятельность государственных органов, ответственных за реализацию национальной промышленной стратегии конкурентоспособности территории (табл.4). Изучая опыт различных стран, можно выделить два основных подхода (направления) современной политики в отношении поддержки формирования кластеров: восходящий и нисходящий. Восходящий подход сосредотачивается на обеспечении эффективного функционирования рынка и ликвидации рыночного дефицита. Отправная точка - инициативы, порождаемые рынком, при этом правительство действует как помощник и регулятор, но не устанавливает нерушимые и ограниченные национальные и региональные приоритеты. Реализация кластерной политики в мировой практике Таблица 4
При нисходящем подходе правительство (в процессе консультаций с отраслями промышленности и исследовательскими агентствами) устанавливает региональные и национальные приоритеты, формулирует стимулирующее видение для будущего (до формирования процесса диалога), выбирает субъектов, которые будут вовлечены в диалог. Этот подход характерен для скандинавских стран. В результате анализа было выявлено, что кластерная политика реализуется посредством национальных и региональных кластерных программ. Также было определено, что важным элементом кластерной политики является определение источников финансирования и ответственных за реализацию данных программ организаций. Развитие кластеров в регионе предполагает наличие «нулевого» цикла, на котором создаются предпосылки и общие условия формирования будущих кластерных образований, что, в свою очередь, определяет потребности в инструментальном обеспечении кластерного развития. Результаты анализа опыта разработки инструментов развития кластеров представлены в табл. 5. Во многих зарубежных странах уже сформировались кластеры в различных отраслях экономики, которые успешно функционируют и позволяют судить не только о необходимости формирования кластеров, но и об эффективности их работы, как со стороны участников кластера, так и в рамках региона и страны в целом. Для России, как и для других стран, возникла необходимость активизации действующих и поиск новых источников и факторов, способных обеспечить положительную динамику экономического развития. Проведенный анализ разработок зарубежных ученых выявил значимость государственных структур и научных институтов при формировании кластерной политики развития территорий и позволил определить основные отраслевые направления кластеризации экономики зарубежных стран (таблица 6). Анализ определенных в ходе исследования главных отраслевых направлений кластеризации экономики зарубежных стран позволяет сделать следующие выводы: национальные особенности существующей кластерной политики определяют направленность кластерных инициатив; стратегические кластерные альтернативы определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией; кластерные политики стран различаются по уровню вмешательства правительства в процесс кластеризации; для оценки целесообразности кластерной стратегии развития территории следует соотнести уровень инвестиционного потенциала и уровень инвестиционной активности; методические основы формирования территориальной кластерной стратегии не разработаны.
Таблица 5 Состав комплекса инструментов кластерной политики для поддержки и развития кластеров в различных странах Таблица б Основные отраслевые направления кластеризации экономики зарубежных стран
Структура экономики России отличается от зарубежной, поэтому прямое заимствование институтов кластерной политики невозможно. Необходимо селективно использовать зарубежный опыт. Поэтому для разработки эффективной кластерной политики в России предлагается использовать бенчмаркинг, основанный на компаративном анализе опыта идентификации и формирования кластеров таких стран, как Франция, Испания, Норвегия, Италия, Великобритания, Австрия, США, Финляндия, Дания и др. В России кластерная политика как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности регионов только начинает внедряться. Позитивными факторами для развития кластерной политики в России являются: наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость технологической инфраструктуры и технологическая культура. В качестве сдерживающих факторов выступают: слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом; низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки,власти. Мнение авторов о формировании политики регионального кластера является предположением о том, что необходимо активно поощрять потенциальные кластеры, которые могут дать толчок развитию, чтобы создавать полюса роста. В этой связи все большую актуальность в практике публичного управления приобретает использование кластерного подхода, основанного на упреждающем стимулировании про- пульсивных отраслей, создании на их основе кластеров - «полюсов роста» в экономике региона и повышении на этой базе эффективности государственной политики, а также адаптация инструментов кластерной политики. Механизм реализации кластерной политики позволяет обеспечить эффективную разработку и реализацию кластерных проектов. Он включает совокупность форм, методов и инструментов, инвариантными составляющими которых являются: институциональное обеспечение, в том числе институт государственно частного партнерства; экономико-организационное и финансовое обеспечение (стратегии, целевые программы, государственный и региональный заказы на продукцию кластеров, государственное стимулирование разработки инноваций, целевые кредиты и субсидии и др.); маркетинговое и информационное обеспечение. Реализация механизма территориального выравнивания и сглаживания пространственной поляризации невозможна без поддержки ведущих предприятий региона, структурной перестройки экономики и максимального использования природного, кадрового и производственного потенциалов. Можно сделать вывод, что кластерная политика в России должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов. Вывод - логичным направлением регулирования экономического развития России является разработка и реализации специального раздела государственной политики - кластерной политики, а также создание благоприятных условий для зарождения и развития кластерных инициатив, но кластерная политика в России должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов. UDK 332.122 The article discusses the legal and theoretical aspects of the selective industrial policies’ implementation to support and encourage regional cluster development. On the basis of classification of old industrial regional’ clustering author proposes cluster policies’ instruments and defines parameters to measure the effectiveness of its implementation with the position of the system and resource approaches. Keywords: industrial and post-industrial clusters , cluster , cluster policy , selective industrial policy .На современном этапе мировым сообществом признано, что активное развитие кластеров является эффективным направление инновационной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, опыт зарубежных стран (Великобрита-ния, Германия, Япония и др.) свидетельствует о необходимости тщательной, комплексной разработки селективных инструментов поддержки кластеров в контексте общестратегических документов как в целом, страны, так и отдельной территории. Кластерная политика может быть определена как комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны через стимулирование развития кластеров. В Российской Федерации существует целый пакет программных документов, отражающий тенденции и «правила» кластеризации экономики. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года предусматривается создание сети территориаль-но-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологических класте-ров в России. Следует отметить, что законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что законы, чаще всего, принимаются законодатель-ным органом с некоторым опозданием во времени с момента возникновения тех общественных отноше-ний, которые они впоследствии регулируют. Основной целью реализации кластерной политики в России является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособ-ности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производст-венных и сервисных услуг, научно-исследователь-ских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры . В рамках реализации поставленной цели в качестве основных задач кластерной политики определены: 1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устра-нение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стои-мости, а также обеспечивающей наращивание конку-рентных преимуществ участников кластера. 2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкуренто-спобсоности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:
3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образова-тельной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправ-ления, объединений предпринимателей по реализа-ции кластерной политики. Результатами реализации кластерной поли-тики должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активиза-ция привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров. Реализация кластерной политики предпола-гает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российс-кой Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей. Функции по обеспечению инициирования разработки стратегий развития кластеров, содействию их организацион-ному развитию и основному объему финансовой поддержки кластерных инициатив будут реализо-вываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Актуальность применения кластерной политики в российских территориально-отраслевых отношениях подтверждается стремлением федераль-ных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций. Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. №20615-АК/Д19) , которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России. В соответствии с указанными рекоменда-циями целью кластерной политики является укрепление сетей взаимосвязей между экономии-ческими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения трансакционных издержек взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера. Среди основных направлений содействия развитию кластеров, рекомендованных Минэконом-развития для реализации органами государственной власти и местного самоуправления, можно выделить содействие институциональному развитию класте-ров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организа-ции развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними. 1. Повышение качества управления на предприятиях кластера, включая:
2. Стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, под-держка сотрудничества внутри кластера между исследовательскими коллективами и предприятиями в области НИОКР; 3. Содействие маркетингу продукции (това-ров, услуг), выпускаемой предприятиями - участни-ками кластера и привлечению прямых инвестиций. Следует отметить, что общим недостатком всех документов, касающихся приоритетов кластерной политики, как в целом в стране, так и в отношении отдельных регионов и отраслей, является отсутствие практических прикладных моделей анализа, оценки и прогнозирования кластерного развития региона, параметров влияния кластера на территории присутствия, законодательные условия ограничения деятельности данных структур. Рекомендации носят, как правило, общий характер, не определяя специфики кластерообразования в различных регионах. Соответственно основным источником взаимоувязки интересов является применение программно-целевого метода и интеграция приоритетов стратегического развития региона, заложенных в Концепции или Стратегии социально-экономического развития, Схеме тер-риториального планирования и Финансовой страте-гии на среднесрочную перспективу, с целями разви-тия кластеров. В системе стимулирования развития кластеров в российской экономике условно можно выделить селективные инструменты поддержки внепространственных (национальных) и пространст-венных кластеров (региональных), развития кластерных инициатив (локальных кластеров). Кроме того, отдельным направлением государственной политики является развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов на основе использования эффекта размещения, концентрации, комбинирования и кооперирования. Таблица 1 - Основные направления проведения кластерной политики
Политика по отношению к национальным кластерам в России связана с реализацией потенциала конкурентоспособности ведущих отраслей промышленности. В настоящее время в России имеется несколько внепространственных промышленных кластеров: нефтегазовый, черная металлургия, цветная металлургия, лесной и пищевой кластер. Для повышения конкурентоспособности этих кластеров государственная политика должна соответствовать следующим рекомендациям: поддержка конкуренции в отрасли, содействие продвижению отечественных компаний на зарубежные рынки для приобретения новых технологий, установление высоких образовательных стандартов и внедрение новых методов образования, содействие развитию кооперации между компаниями и научно-исследовательскими институтами для скорейшей коммерциализации новых знаний, развитие базовой инфраструктуры, установление жестких экологических и технических стандартов. Кроме того, в отношении отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости (например, машиностроение) необходимо сосредоточиться на разработке инструментария, стимулирующего замену предприятиями изношенного оборудования, повыше-нии качества высшего и среднего профессионального образования, организации стажировок для групп отечественных специалистов за рубежом. Особое место среди внепространственных кластеров занимают кластеры военно-промышлен-ного комплекса, отраслей авиастроения и судостроения, стратегических отраслей, развитие которых или напрямую зависит от государственных заказов или в значительной степени определяется стратегией и политикой государства. Создание ОАО «Объединен-ная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объеди-ненная судостроительная корпорация» является логичным ходом по консолидации активов для повышения конкурентоспособности России в этих сильно монополизированных отраслях мировой экономики. Политика по отношению к региональным кластерам . В настоящее время наиболее перспективными, по нашему мнению, являются исследования формирования кластеров, прежде всего, в новых передовых отраслях хозяйства, развивающихся после перехода России к рыночной экономике. Данные кластеры имеют в своем составе большое количество инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биотехнологии, производство новых конструкционных материалов и т.п., а также связанной с ними сферы услуг. В создании ВВП страны и обеспечении занятости населения компании этих отраслей играют пока незначительную роль (3 % и 12 % соответственно). Однако они обладают необходимым потенциалом для роста и в будущем могут сформировать сети поставок для более крупных заводов, которые будут с их помощью модернизировать свою структуру. Главной целью кластерных инициатив, по мнению автора, является создание сети взаимо-действий между учеными, студентами, предпринима-телями и государственными служащими, чтобы при принятии решений органами государственной власти были в максимальной степени учтены мнения представителей всех участников кластерной инициативы. Для обеспечения текущего функциони-рования кластерной инициативы должен создаваться исполнительный комитет во главе с менеджером, который будет отвечать за исполнение задач и достижение целей данной кластерной инициативы. Развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов в сырьевых отраслях и в основном в районах нового освоения должно быть отдельным направлением государственной политики по диверсификации экономики и углублению степени переработки сырья. При этом наиболее приемлемым инструментом реализации этой политики является государственно-частное партнерство, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив. Однако для начала реализации широкомасштабной программы по созданию новых ТПК, необходимо разработать и принять Программу развития и размещения производительных сил страны, в которой обозначить государственные приоритеты по развитию конкретных регионов и отраслей в увязке с развитием электроэнергетики и другими стратегиями развития отраслей промышленности. В целом политика по стимулированию развития внепространственных кластеров и созданию территориально-производственных комплексов должна осуществляться по отношению к отраслям экономики, ориентированным в основном на производителя, а кластерная политика по стимулированию пространственных кластеров и развитию кластерных инициатив - по отношению к отраслям промышленности, ориентированным на потребителя, и сфере услуг. Общая схема кластерной политики в Российской Федерации представлена на рис 1. Рис. 1. Интегральная схема кластерной политики в Российской Федерации Приоритеты развития конкретных кластеров должны учитывать, в первую очередь, специфику пространственного размещения, сложившейся сис-темы территориально-производственного комплекси-рования территории. Политика поддержки внепрос-транственных кластеров является достаточно разра-ботанной с точки зрения нормативно-правового и методического обеспечения. Формирование клас-терных инициатив в современных условиях затруд-нено в силу недостаточной развитости сетей заинтересованных сторон на локальном уровне. Вместе с тем наиболее приоритетной остается задача поддержки сложившихся территориально-произ-водственных комплексов и формирования на их основе (с использованием их пространственных и синергетических преимуществ) региональных кластеров. Однако и здесь есть ряд сложностей, связанный, в первую очередь, с тем, что нормативные документы (стратегии, концепции, программы) развития региональных кластеров отдельных территорий (Москва, Иркутская, Самарская области, Пермский, Алтайский края и др.) носят универсальный характер с точки зрения принятия решения о поддержке кластерных инициатив, выявления потенциала кластерного развития отрасли или территории и т.д. Конкретные механизмы реализации кластерной политики применительно к отдельным отраслям и территориям должны разрабатываться на уровне региона и носить не только селективный, но и уникальный характер, обоснованный спецификой территориально-отрас-левого комплексирования, пространственного раз-вития, функциональной специализацией территории. Основным актором реализации политики по отношению к конкретным кластерам являются органы государственной власти соответствующих субъектов. Особое значение селективная промышленная политика поддержки региональных кластеров приобретает для старопромышленного региона, что обосновано ключевыми детерминантами функциони-рования данного типа территорий: сложившаяся, устойчивая структура хозяйственного комплекса, высокая доля износа основных производственных фондов, наличие признаков моноспециализации. В старопромышленном регионе можно проследить четкое разделение кластеров на традиционные (процессные и дискретные) и постиндустриальные. Кластеры традиционного типа в старопро-мышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой верти-кально или диагонально интегрированные системы, имеющие устойчивые или потенциальные межфир-менные связи с элементами инновативности, конгломерат крупных предприятий (кластеры «центра и спиц» и кластеры государственных предприятий) в центре внутренней структуры и множество малых предприятий, реализующих дополнительные, вспомогательные и обслуживаю-щие функции. Еще одной специфичной чертой таких кластеров является активное участие федеральных и региональных органов власти в стимулировании их формирования. Кластеры постиндустриального типа в старопромышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой горизонтально интегрированные системы на основе сочетания конкуренции и кооперации с потенциальными межфирменными связями, высоким уровнем инновативности, инновационной ориента-цией, сформированные, как правило, спонтанно «снизу-вверх» без участия органов власти. Для постиндустриальных кластеров характерно отсутствие формальной структуры, а также обслуживающих и дополнительных объектов, что связано с самим предметом потребления - услугой, предоставляемой кластером (она не овеществлена и отождествляема с актором, предоставляющим ее). Поскольку принципиальным отличием кластерных структур от иных территориально-отраслевых систем является самостоятельность формирования, обусловленная в старопромышлен-ном регионе сложившейся системой территориально-производственного комплексирования, реализация промышленной политики по отношению к кластерам должна носить индивидуальный, общекоординацион-ный, стратегический характер. Основные принципы реализации промыш-ленной политики по отношению к кластерам:
Методологической основой реализации промышленной политики в отношении кластеров является интеграции трех подходов:
Оказание поддержки развитию кластеров с позиции ресурсной концепции и ресурсного обмена предполагает следующие инструменты:
В рамках традиционных типов кластеров в старопромышленном регионе задачами органов государственной власти должно стать в первую очередь развитие не ядра (поскольку оно сформировано на базе средообразующей группы компаний и сложившихся территориально-отрасле-вых отношений и обладает устойчивостью струк-туры), а развитие обслуживающих дополняющих и вспомогательных объектов. Реализация стратегии по отношению к указанным объектам должна быть основана на отдельных программных документах по указанным сферам, например, «Программа развития малого и среднего предпринимательства в регионе», «Программа поддержки сети коллективного пользования при вузах» и т.д. Поскольку главным тезисом ресурсной концепции является неоднородность конкуренто-способности фирм (в данном случае отраслевых комплексов), которая является устойчивым следствием обладания уникальными ресурсами и организационными способностями, являющимися источниками ключевых рент, то именно эти ресурсы, а не иные факторы производства или традиционные управленческие компетенции являются залогом успешной кластерной политики в регионе. Задача органов власти заключается в создании режима благоприятствования для развития ключевых компетенций кластера. Для кластера традиционного типа в старопромышленном регионе таковыми будут являться уникальные НИОКР, инновационный продукт, наличие внутренних связей и выстраивание цепочки добавленной стоимости. В рамках нетрадиционных (постиндустри-альных кластеров) задачи органов власти меняются, что связано со спецификой внутренней структуры. Сервисные кластеры в старопромышленных регионах обладают такими специфическими организацион-ными чертами, как
Задачами органов государственной власти в данном случае должны стать:
Ключевыми компетенциями кластерных структур сервисного типа будут являться территориальное размещение (близость к потребителю) и комплексность услуг, репутация поставщиков. Рис. 2. Перспективная модель взаимодействия организаций в традиционном кластере (на примере металлургического) и участия органов государственной власти и местного самоуправления
Детализируя указанные направления в рамках идеи «черного ящика» (системного подхода), задачами органов власти региона по отношению к традиционным кластерам на входе будут:
Задачами органов власти по отношению к сервисным кластерам должны стать:
Важным аспектом реализации кластерной политики в стапропромышленном регионе является не только выстраивание приоритетов поддержки и стимулирования создания кластеров, но и взаимоувязка эффективности функционирования кластеров и развития территорий присутствия. Процесс реализации кластерной политики является важнейшей составляющей селективной промышленной политики региона. На данном этапе необходимо создать условия для трансформации стратегических целей и направлений в отраслевые, целевые программы и проекты, а также текущие планы мероприятий. Мы считаем, что в основу механизма реализации кластерной политики должен быть положен программно-целевой подход, предполагающий, что по «точкам роста», выявленным на стадии разработки анализа потенциала кластеорообразования, будут сформиро-ваны областные целевые программы. Цели, задачи и мероприятия программ и проектов должны органически вписываться в общую кластерную и промышленную политики региона, быть соразме-рены с потребностями территорий, их потенциалом, служить достижению целей развития. Реализация кластерной политики на территории старопромышленного региона также должна включать в себя сценарное планирование и прогнозирование пространственных изменений в экономике, позволяя предсказать удаленные события, сформировать представления о перспек-тивных социально-экономических процессах, выяв-ленных тенденциях. Наиболее важными показателями, отра-жающими степень достижения задач по формиро-ванию условий для эффективного организационного развития кластеров, направленных на повышение их конкурентоспособности, выступают:
Таким образом, методика формирования и реализации кластерной политики в регионе заключается в определении приоритетов стимули-рования кластерного развития во взаимоувязке со стратегическими документами вышестоящего уров-ня, селективности проектов и инструментов под-держки, учете ресурсов и оценке результатов с позиции ресурсной и системной концепций. Литература
Bibliography
Регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций . Кластерная политика страны или региона может быть представлена как согласованные меры поддержки портфеля кластерных инициатив , оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков от его реализации. Различают государственную кластерную политику, региональные кластерные политики и отраслевые кластерные политики. Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей. В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года . Государственная координация кластерной политикиЗа формирование и реализацию кластерной политики Российской Федерации, координацию органов исполнительной власти в этом вопросе, формирование мер государственной поддержки отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации . На региональном уровне кластерная политика формулируется в рамках стратегии федеральных округов и субъектов российской федерации и реализуется региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития . За разработку и реализацию кластерной политики в отраслях отвечают профильные министерства (Минсельхоз России, Минпром России и пр.). С 2010 года в России реализуются меры государственной поддержки центров кластерного развития . В 2012 году Правительство России сформировало перечень инновационных территориальных кластеров , которым будет предоставлена государственная поддержка. Кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов, стратегий субъектов Российской Федерации. Направления кластерной политикиОсновными направлениями кластерной политики являются: КритикаКритики кластерной политики указывают на то, что:
Кластеры РоссииИзвестный еще с советского времени автомобильный кластер расположен в Самарской области автомобильный кластер Самара-Тольятти . Другим примером успешно развивающегося кластера является Калуга, где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors. Кластерная политика за рубежомВ странах ЕС реализуется множество проектов, направленных на развитие кластерной политики. Например, Европейская кластерная обсерватория , нацелена на выявление кластеров в Европе и их анализ. См. такжеНапишите отзыв о статье "Кластерная политика"ПримечанияСсылкиОтрывок, характеризующий Кластерная политика– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей.– В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья. Князь Андрей улыбнулся. – Я и не желаю. – Без жалованья членом, – повторил Аракчеев. – Имею честь. Эй, зови! Кто еще? – крикнул он, кланяясь князю Андрею. Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место. Региональная кластерная политика (РКП) является фактором повышения конкурентоспособности региона. Кластерный подход для российской экономики - новый инструмент регионального управления. Здесь еще недостаточно развиты методические подходы по выявлению кластеров, практические механизмы их поддержки. РКП подразумевает активную деятельность государства по созданию и стимулированию региональных кластеров. Кластерный подход к развитию регионов закреплен в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней. Следует иметь в виду, что промышленная политика на современном этапе развития страны носит не отраслевой, а региональный характер, т. е. в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу промышленных организаций, предприятий, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Поэтому стимулирование возникновения инновационных кластеров должно относиться к приоритетам государственной политики регионального развития. К числу основных направлений региональной кластерной политики федеральных и региональных властей относятся:
Сегодня в России постепенно формируется нормативноправовая база в сфере кластерного развития, которая создает основу для эффективного внедрения кластерного подхода в регионах. В процессе кластеризации важно определить роль органов власти как одного из субъектов кластерной политики. Важно, чтобы правительство ориентировалось на усиление и развитие, а также совершенствование всех кластеров, а не только каких-то избранных (например, в Сколково). Правительства Москвы и Московской области должны способствовать возрастанию имеющихся и возникающих кластеров на близких территориях. Новые кластеры лучше всего возникают из уже существующих. Усилия по развитию кластеров должны идти через достижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не посредством повторения опыта других регионов, что требует построения кластеров исходя из местных различий и источников преимуществ с превращением их в сильные грани РК. На основе систематизации теоретических положений и практического опыта можно сформулировать следующее: региональная кластерная политика - это деятельность органов государственной власти, направленная на решение задач повышения конкурентоспособности региона и страны в целом посредством реализации системы мероприятий по содействию развитию кластеров. Кластерная политика является многоуровневой и включает два уровня реализации: федеральный и региональный (рис. 4.2). Рис. 4.2. Федеральные органы власти выступают инициаторами кластерных проектов, создавая институциональные условия для использования кластерного подхода, и обеспечивают создание инфраструктуры, необходимой для функционирования федеральных кластеров и РК. Опираясь на передовой зарубежный опыт, власти в различных регионах пытаются повторить успех известных “лучших практик” кластеризации (например, Силиконовой долины), что приводит к формированию региональной политики с аналогичными целями и инструментами. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед разработчиками кластерной политики, является дилемма так называемых лучших практик (бенчмаркинга). Меры по развитию кластеров, используемые в одном случае, могут оказаться бесполезными или даже нежелательными - в другом. Отсюда вытекает необходимость оценки целесообразности применения инструментов кластерной политики относительно конкретной территории. Сложность реализации региональной кластерной политики заключается в том, что она призвана объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых приоритетов участников РК. Особенностью кластерной политики в развитых странах является осуществление кластерных проектов на основе государственной поддержки научных исследований и разработок. Другой важный момент заключается в том, что кластеры сформировались благодаря тесному взаимодействию науки и производства. Интересен отечественный опыт формирования кластеров в Приволжском федеральном округе (табл. 4.1). Кластеры в Приволжском федеральном округе Таблица 4.1
Рассматривая направления кластеризации в отдельных регионах, можно отметить, что формирование кластеров осуществляется на основе отраслей специализации. В Республике Башкортостан, например, машиностроительный кластер создается на базе предприятий для организации производства тракторов и двигателей для сельскохозяйственной техники. Ядром нефтехимического кластера являются предприятия, выпускающие синтетический каучук, соду и прочие химикаты. В Республике Мордовии получили развитие кластер предприятий светотехнической промышленности, вагоностроительный кластер и кластер пищевой промышленности. Для развития светотехнического кластера имеются квалифицированные кадры, научная база (исследовательский институт им. А. Н. Лодыгина) и промышленная площадка (завод “Электровыпрямитель” в г. Саранске). Формирование кластеров в Республике Удмуртии осуществляется на базе крупных промышленных предприятий, а также посредством создания интегрированных структур, включающих предприятия различных технологических циклов. Предпосылками развития автомобильного кластера являются присутствие крупного производителя (ОАО “ИжАвто”), наличие высших учебных заведений, занятых подготовкой кадров для автомобильной промышленности (ИжГТУ), создание и функционирование группы предприятий, производящих комплектующие для автомобилей. Условие развития кластеров в Пермском крае - наличие значительного инновационного потенциала. Он занимает четвертое место в Приволжском федеральном округе по объемам затрат на исследования и разработки на душу населения и первое - по количеству организаций, осуществляющих технологические инновации. В Нижегородской области инвестиционная политика сосредоточена на формировании инвестиционных территорий под реализацию крупномасштабных проектов-технопарков, промышленных кластеров, индустриально-логистических парков. В Пензенской области стратегическими приоритетами кластеризации выступают машиностроение, приборостроение, лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, промышленность строительных материалов. Машиностроительный кластер представлен предприятиями, занятыми производством оборудования для нефтегазового сектора, железнодорожного транспорта и энергетики Российской Федерации и СНГ. Одним из первых регионов в стране, приступивших к созданию кластеров, стала Самарская область. Наиболее конкурентоспособными секторами региона, представляющими ядро формирующейся кластерной системы, являются автомобилестроение, авиационно-космический комплекс и нефтехимия. Приоритетным направлением также признается создание инновационно-внедренческого кластера. Автомобильный кластер Самарской области сложился еще в 70-х гг. XX в. на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, сконцентрировав более 40 % промышленного потенциала региона, 65 % основных фондов промышленности, 40 % занятых. Помимо производителей автомобилей и автокомпонентов в состав кластера входят организации, оказывающие услуги исследования и разработки в этой области, а также профильные учебные заведения. В Саратовской области приоритетной сферой развития выступает агропромышленный комплекс на основе формирования межотраслевого взаимодействия сельского хозяйства с предприятиями перерабатывающей промышленности. В качестве важнейшего инструмента повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса предусматривается включение региональных предприятий в кластеры областного и общероссийского уровней. Примером инновационного кластера является автомобильный кластер Республики Татарстан в особой экономической зоне промышленно-производственного типа “Алабуга”. Особенностью кластерного развития регионов Приволжского федерального округа является активная политика региональных правительств в сфере создания кластеров, однако роль бизнеса в данном процессе еще невысока. Таким образом, формирование кластеров в регионах во многом зависит от эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур, способности региональных органов управлять данным процессом, учитывая сложившиеся в них производственно-экономические условия и соответствующий потенциал. В нашей стране одним из основных факторов конкурентоспособности региона выступает его инвестиционная привлекательность. В создании конкурентного преимущества региона большое значение имеют также научные знания, образование - и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона. Поэтому в современных условиях существует объективная потребность в инновационной составляющей привлекаемых инвестиций. При исследовании конкурентоспособности регионов может быть определена их рейтинговая оценка с использованием “метода расстояний”, разработанного А. Д. Шереметом . Для каждого региона рассчитываются показатели, характеризующие условия становления и развития бизнеса (производственный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, уровень развития малых предприятий), условия привлечения инвестиций (инвестиционный и инновационный потенциалы), уровень жизни населения:
По каждому показателю определяется “эталонный регион”, имеющий оптимальное значение исследуемого показателя. Пример исследования согласно данной методике по Приволжскому федеральному округу приведен в литературе . Кластерная политика включает два направления: создание условий для развития кластеров и осуществление кластерных инициатив (рис. 4.3). Рис. Региональная кластерная политика, направленная на создание условий для развития кластера, взаимодействует с такими видами политик, как промышленная, внешнеэкономическая, инновационная, образовательная, политика развития малого предпринимательства. Выбор направления кластерной политики зависит от степени развития кластеров. На начальном этапе приоритет отдается кластерной политике, направленной на создание условий для эффективного функционирования предприятий кластера; по мере их формирования становится возможным осуществление кластерных инициатив. Государственная поддержка кластеров особенно важна на начальных этапах функционирования кластера; по мере его развития роль помощи государства должна постепенно снижаться и полностью прекратиться, когда кластер начинает стабильно осуществлять деятельность. Формы и методы государственной поддержки, применимые при реализации кластерной политики, отражены в табл. 4.2. Таблица 4.2 Формы и методы государственной поддержки развития региональных кластеров
Реализация региональной кластерной политики требует комплексного подхода и значительных преобразований во всех сферах жизнедеятельности региона. Программы развития кластеров разрабатываются на основе стратегического анализа отраслей экономики региона и с учетом интересов всех участников кластерных проектов. Сильные кластеры, имеющие эффективную структуру, высокую конкуренцию и активное взаимодействие между участниками, являются основой региональной стратегии социально-экономического развития. При отсутствии таких кластеров выявляют ключевые точки роста, которые могут стать центрами формирования новых кластерных структур. Основная задача государства на современном этапе состоит в создании предпосылок для успешного осуществления кластерных инициатив, решение этой задачи зависит от формирования экономического механизма реализации кластерной политики, основанного на сочетании рыночного и государственного регулирования. Необходимо учитывать, что каждый регион имеет внутренние факторы развития, поэтому региональная кластерная политика требует конкретного дифференцированного подхода. Процесс создания конкурентоспособных региональных кластеров достаточно длительный (по оценкам специалистов, он занимает от 5 до 10 лет). На начальном этапе формирования кластеров исследуются действующие производства и выявляются приоритетные направления кластеризации. Сложность этого этапа заключается в отсутствии конкретной методики диагностики потенциальных кластеров на территории региона. Важно определить перспективы кооперационного сотрудничества между предприятиями региона с выделением цепочек добавленной стоимости, где происходит совпадение интересов участников производственного процесса, а также производственно-предпринимательских цепочек, находящихся на стыке разных видов деятельности, развитие которых будет способствовать появлению новых видов производств. При создании РК необходимо учитывать интересы двух групп участников. Во-первых, органы государственной власти и местного самоуправления, которые обладают достаточными инструментами воздействия на деятельность кластера. Во-вторых, бизнес-сообщество, которое представлено разнообразными структурами, имеющими не всегда схожие цели. Цели должны быть согласованы с учетом интересов различных групп и выработаны общая цель и способы ее достижения. На данном этапе важна роль региональных органов власти, выступающих в качестве инициаторов создания кластера. На следующем этапе проводятся встречи с участием представителей бизнеса, общественных организаций, финансовых учреждений, органов государственной власти, на которых решаются вопросы объединения усилий по созданию кластера. В процессе таких встреч формируется структура кластера, определяются цели его деятельности, распределяются функции между участниками кластера, выявляются проблемы, вырабатываются пути их решения, разрабатываются механизмы взаимодействия, анализируются возможности. Важным вопросом на данном этапе является формирование границ кластера. Результатом этой работы должны стать создание координационного совета РК, являющегося органом управления кластером и включающего представителей различных групп, входящих в кластер, определение организационной структуры кластера, создание правовой базы деятельности кластера, закрепляющей основные функции, принципы работы, права и обязанности участников кластера. На завершающем этапе этой стадии все участники подписывают соглашение о создании кластера. Необходимо учитывать, что кластер является совокупностью самостоятельных организаций, осуществляющих согласованную и скоординированную деятельность. На каждом этапе реализации кластерных инициатив органами государственной власти проводится мониторинг и анализ результатов с целью корректировки и использования соответствующих инструментов кластерной политики. Объективную оценку эффективности реализации отдельных направлений кластерной политики можно получить на основе результатов деятельности и самооценки самих кластеров. Самый известный инновационный центр в стране - “Сколково”. Хорошие примеры можно привести по развитию его ядерного кластера, более 40 % резидентов которого уже продают свои новые технологии и продукты. Из 110 его участников треть представляют стартапы из Москвы, не менее 10 % - из Подмосковья, а остальные созданы в регионах: Екатеринбург, Томск, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург и др. Компании, которые берутся “на борт” этого кластера, затем разворачивают производство у себя в регионе, приходя туда уже с багажом знаний, предпринимательского опыта и инвестициями, которые они смогли получить благодаря “Сколково” и его фонду. Данный кластер работает более трех лет, а средний срок коммерциализации по данной тематике 5-7 лет. Участники проекта “Сколково” - это небольшие команды, начинающие почти с нуля, разрабатывающие и продвигающие инновации от идеи к конечному результату (вплоть до предъявления рынку). Некоторые стартапы в “Сколково” сопровождаются с самого начала (от идеи, НИОКР), другие - на последующих этапах, в целом занимаясь прикладными решениями в разных отраслях и используя импульс развивающейся атомной отрасли. Этот и аналогичные примеры из области инновационной кластеризации производства наглядно показывают, что в нашей стране еще не наработана система трансляции заказа от бизнеса в инновационную среду. Конечно, предпринимательские структуры и промышленные организации должны обращаться не только в “Сколково” или другие известные ИПК, но и к широкой инновационной общественности. Им необходимо научиться формулировать свои запросы, технические и организационно-экономические требования, доносить их до профессиональной инновационной среды с последующей практической реализацией. В вышеуказанном случае с проектом “Сколково” при серьезной правительственной поддержке практически создается амбициозный инновационный кластер, нацеленный на получение максимальной эффективности и коммерческой отдачи от реализации инновационных проектов. При этом, безусловно, сделана заслуживающая особого внимания попытка наладить широкие связи между фундаментальной и прикладной наукой, а также ее с бизнесом; создать вокруг “Сколково” комплекс значительного количества генерируемых региональных кластеров. Очевидно, что в России инновационные кластеры (в том числе промышленные) сегодня формируются чаще всего среде уже сложившихся крупных научных и научно-производственных центров, наукоградов, инновационных платформ и т. д. Здесь, к примеру, перспективными можно назвать наукограды: Бийск, Дубна, Протвино, Обнинск, Жуковский, Королев и множество других известных отечественных научных центров страны. Рассмотренные примеры подтверждают вывод о необходимости организации действенной поддержки развития региональных кластеров на всех уровнях власти, с тем чтобы обеспечить их инновационно-инвестиционную привлекательность и благоприятные условия для развития инновационных промышленных кластеров, пилотных РК.
1. Введение Создание и развитие сети территориально-производственных кластеров, как способа реализации конкурентного потенциала субъектов, является одним из пунктов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Актуальность проведения эффективной кластерной политики обусловлена в первую очередь важностью перехода экономики России к инновационному типу развития и необходимостью поддержания высокого уровня конкурентоспособности в связи с нестабильной внешнеэкономической ситуацией . Такие важнейшие события новейшей мировой истории, как экономический кризис, вступление России в ВТО, экономические последствия политического кризиса на Украине создают условия, в которых развитие экономики становится приоритетной задачей. Проведение эффективной кластерной политики может стать одним из способов поддержания конкурентоспособности страны на мировом уровне и создать условия для стабильного экономического роста. Превалирующее значение для обеспечения развития экономики страны имеет политика, проводимая на уровне субъектов, так как развитие отдельных регионов способствует их конкуренции внутри страны, стимуляции развития субъектов и как следствие – повышению общего уровня конкурентоспособности страны. Реализация кластерных проектов входит в число стратегических задач многих субъектов Российской Федерации, так как она способствует экономическому развитию регионов и повышению уровня инновационного развития предприятий, входящих в состав кластеров. Однако наиболее важной задачей для развития субъекта является определение степени реализации разработанных кластерных проектов, измерение их эффективности и влияния на благосостояние субъекта. Целями данной работы является изучение ключевых особенностей кластерной политики России, а также определение эффективности реализуемых проектов, как способов повышения уровня конкурентоспособности субъектов. В процессе достижения поставленных целей будут изучены теоретические аспекты кластерной политики России, рассмотрены примеры реализации кластерных проектов регионов, а также сделаны выводы относительно эффективности реализуемой политики, ее сильных и слабых сторонах. Для осуществления перечисленных задач будут использованы как печатные, так и интернет-источники, в том числе официальные постановления Министерства экономического развития Российской Федерации, программы развития субъектов, официальные сайты субъектов, а также современная научно-исследовательская литература и статьи экспертов. 2. Кластерная политика: преимущества и виды Согласно Майклу Портеру, популяризатору понятия кластера, это - «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определённой сферы, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». В своей известной книге «Международная конкуренция» Портер писал, что между конкурентоспособностью кластера, субъекта (или субъектов), в котором он располагается, и конкурентоспособностью всей страны существует прямая зависимость. То есть для обеспечения конкурентных преимуществ страны необходимо развивать ее составляющие – субъекты, или еще более мелкие производственные составляющие-кластеры. Преимуществом кластерной политики, по сравнению с политикой развития промышленности в целом, является то, что развитие кластеров предполагает межотраслевое взаимодействие, в процессе которого осуществляется многополярное развитие производства и интенсивный рост отраслей, достигаемый за счет синергетического эффекта от взаимовыгодного сотрудничества. Изучая кластерную политику конкретной страны, необходимо принимать во внимание сложившиеся типы реализации данной политики во всем мире. Так, М. Энрайт, подобно Портеру, анализировавший конкурентоспособность стран и регионов, выявил несколько видов кластерной политики, в зависимости от участия государства в деятельности кластера. Во-первых, это каталитическая кластерная политика, в которой государство выступает в роли посредника между организациями кластера, способствуя налаживанию взаимодействия кластера без дальнейшего принятия участия в реализации их сотрудничества. Во-вторых, возможно проведение поддерживающей кластерной политики, где к функциям каталитической добавляется элемент контроля за дальнейшим развитием предприятий и стимулирование роста со стороны государства с помощью различных механизмов. Третий вид кластерной политики предусматривает еще более директивный вид контроля, где государство может участвовать во внутренних делах кластера, касающихся специализации предприятий. Наибольшая роль государства достигается при интервенционистской политике, в которой сфера влияния правительства распространяется на все вопросы, касающиеся развития и роста кластера. 3. Анализ кластерной политики России Для определения типа кластерной политики России и выявления ее наиболее характерных особенностей, были изучены программы развития федерального и регионального значения, на основании которого были сделаны выводы, относительно способов стимуляции развития кластеров в Российской Федерации. Как было выявлено ранее, эффективность деятельности кластера и его развитие повышают конкурентоспособность региона, в котором он функционирует. Таким образом, обеспечение грамотной кластерной политики является одной из первостепенных задач для стабильного экономического роста субъекта. В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации перечислены основные направление осуществления мероприятий по организации эффективной работы кластеров и поддержания их конкурентоспособности. Основные цели, необходимость достижения которых подтверждена в изученном документе, связаны с инновационным развитием кластеров, а именно разработкой и внедрением новейших технологий и оборудования, применением современных методов управления, получением специальных знаний, а также выявлением новых путей выхода на высококонкурентные мировые рынки . Для развития кластеров поставлены задачи, среди которых: выявление сильных сторон кластера и приоритетность их финансирования, устранение производственных ограничений и лишних звеньев в цепи производства продукта, налаживание точек сбыта, эффективное управление предприятиями кластера. Однако наиболее важными задачами являются, как уже упоминалось, развитие инновационной составляющей производства, поддержание инвестиционной привлекательности, развитие инфраструктуры кластера, в том числе транспортной и энергетической, а также проведение эффективной политики привлечения высококвалифицированных кадров и образовательных мероприятий. Немаловажным является поддержка развития малого и среднего предпринимательства в регионе, так как они способствуют развитию отрасли, привлечению новых технологий и возможному сотрудничеству с предприятиями кластера. Действия государства, направленные на поддержание и развитие кластеров, могут быть крайне разнообразными.
Выполнение перечисленных задач обеспечит высокую эффективность деятельности кластеров и увеличит конкурентоспособность субъекта, а также страны в целом. Однако несмотря на то, что все перечисленные критерии упоминаются в программах развития федерального и регионального уровней, для оценки их эффективности необходимо рассмотреть конкретные примеры. 4. Отличительные особенности кластеров России: преимущества и недостатки осуществляемой политики Для проведения анализа кластерной политики Российской Федерации рассмотрим Самарскую область, как первый регион России, в котором использовался кластерный подход. Основной причиной зарождения кластеров в Самарской области является высокая индустриализация региона, сосредоточение большого количества обрабатывающих предприятий на территории субъекта и многообещающий научно-инновационный потенциал. Долгое время на территории региона функционировало 8 кластеров, среди которых как добывающие, так и обрабатывающие, рекреационные и инновационные кластеры. Масштабные перспективы развития способствую большому притоку государственного финансирования в регион, однако следует отметить, что в открытом доступе практически отсутствует поэтапный план развития кластеров региона, что значительно затрудняет оценку эффективности проводимых мероприятий. В Постановлении об утверждении государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-1018 годы перечислены некоторые мероприятия , способствующие повышению инвестиционной привлекательности кластеров региона, однако в программе не указаны конкретные цели и задачи, достижение которых позволит считать программу выполненной, также отсутствуют количественные и качественные критерии определения эффективности проводимых изменений и их результатов. Принимая во внимание общепризнанные типологии кластерных политик, можно охарактеризовать политику Самарской области как так называемую политику «первого поколения», то есть такую, которая направлена на выявление и поддержание кластеров на уровне страны и регионов,а не на нахождение индивидуального подхода к каждому из существующих кластеров. Данное утверждение может быть объяснено недостаточной исследовательской базой, а также высокими рисками проведения индивидуальных политик. Внедрение специального подхода к каждому из кластеров требует больших затрат на исследовательскую работу по оценке потенциала кластера, его сильных и слабых сторон, а также на выявление необходимых методов стимулирования для конкретного объединения предприятий. Кластеры Самарской области, как наиболее ранние и характерные для России примеры развития кластерных проектов, позволяют сделать вывод о каталитическом характере политики, что означает минимальную роль государства в развитии сотрудничества между предприятиями и определения стратегии развития. Опыт кластерных инициатив в России достаточно мал, так как большее внимание в настоящее время уделяется экстенсивному развитию, нежели интенсивному. Правительство в большинстве случаев выполняет роль посредника, способствующего налаживанию контакта между предприятиями, способными образовать кластер, чем координации внутренних процессов и контролю за стабильным ростом. Стоит отметить, что большинство кластеров формируются по инициативе властей, а не самих предприятий, что позволяет сделать вывод о недостаточной развитости практики кластеров и слабой заинтересованности предприятий в образовании объединений. Среди критериев эффективности деятельности кластера во многих программах регионального развития указаны определение темпов роста производительности труда, объема инвестиционных поступлений, экспорта, количество новых кластеров, а также доля бюджета субъектов, направленная на реализацию кластерных проектов. Однако конкретных численных показателей нет в большинстве из рассмотренных программ, что значительно затрудняет выявление результатов реализованных мероприятий. Таким образом, проведенный анализ позволил выявить наиболее характерные особенности кластерной политики в России. Во-первых, на основании полученных данных можно сделать вывод о значительном объеме работ, которые были проведены для составления программ развития субъектов и кластерных проектов. Однако неоспоримым фактом является то, что в теоретической базе в малом объеме представлен зарубежный опыт, то есть не отражены наиболее современные и инновационные составляющие кластерной политики. О несоответствии запросам времени свидетельствует также тот факт, что инициатива создания кластера в большинстве случаев исходит «сверху», то есть от региональных органов власти, что подразумевает не стимуляцию кластерных инициатив, а их искусственное, механическое создание. Во многих европейских странах все чаще используется практика поощрения создания кластерных проектов самими предприятиями, наиболее перспективные из которых получают финансирование на конкурсной основе. Подобная процедура способствует естественному выявлению наиболее конкурентоспособных отраслей и созданию кластерных объединений по инициативе самих предприятий, внутренняя мотивация и заинтересованность которых значительно повысят эффективность функционирования и темпы развития. Недостаток директивного характера создания кластеров усугубляется недостаточно развитой системой мониторинга, которая предусматривает только частичный контроль за деятельностью кластеров и темпами развития. Наиболее часто встречающийся численный показатель характеристики эффективности кластерной политики – количество кластеров, а не степень их развитости и доли занимаемого отраслевого рынка. Важно заметить, что эффективный мониторинг играет важную роль в определении сильных и слабых сторон кластерной политики, а значит и для перспектив развития и увеличения количества конкурентоспособных преимуществ. 5. Выводы Проведенные анализы подходов к пониманию кластерной политики, а также рассмотренные примеры, позволяют сделать вывод о недостаточной степени развитости механизма создания и стимулирования кластеров. Несмотря на разработанные программы повышения конкурентоспособности, декларативный характер большинства тезисов не способствует значительному развитию кластерных проектов в России. Однако стоит отметить, что предпринимаемые в настоящее время попытки создания Центров кластерного развития являются первым шагом на пути к формированию кластерных инициатив на уровне предприятий и важной вехой в процессе формирования кластерной политики России. Смещение фокуса внимания правительства от инициативы создания кластеров к ее стимулированию способно изменить структуру кластерной политики страны и дать мощный импульс к развитию конкурентоспособности на мировом уровне. Кроме того, были выявлены значительные упрощения в системе мониторинга эффективности деятельности кластеров, которые способствуют замедлению роста и препятствуют реализации преимуществ субъектов. Больший контроль за осуществлением кластерных проектов и результатами их реализации позволит получить информацию о слабых и сильных сторонах отраслевых объединений, а значит предугадать возможные трудности и максимально реализовать потенциал кластера. Таким образом, для наиболее эффективной реализации кластерной политики и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности необходимо создать благоприятные условия для возникновения кластерных инициатив и мониторинга их деятельности, а также способствовать применению зарубежного опыта. В настоящее время, кластерная политика России недостаточно развита, однако существуют все предпосылки для эффективного развития и обеспечения конкурентоспособности на уровне, отвечающем запросам времени. Библиографический список
|
Популярное:
Тесты для бухгалтеров при приеме на работу: особенности использования и примеры Бух учет тесты |
Новое
- Привязка здания к земельному участку
- Важные пункты в законе о страховании вкладов Фз о страховании вкладов физических
- Новый закон, по которому работодатель должен оплатить вам отпуск Какие документы нужны для заезда в санатории РФ и в иностранные санатории
- Особенности отражения стандартных вычетов по ндфл 1с вычеты по ндфл
- Какие квр и косгу использовать для госзакупок
- Где и как можно проверить отчет ФСС онлайн?
- 3 начисление процентов договору займа
- Создание обособленного подразделения Основное подразделение в 1с 8
- Сколько могут удерживать из зарплаты судебные приставы на кредит?
- Заполняем бланк счета-фактуры правильно Приложение к счет фактуре